Технологическая карта урока 2 класс "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях"
Технологическая карта урока
Учитель: Данилова Татьяна Владимировна
Учреждение: МОУ СОШ №51 г. Волгоград
Предмет: Русский язык
Класс: 2
УМК: ОС«Школа2100»
Тема урока: Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Основные понятия, термины: имена собственные, нарицательные, географические названия рек, городов, морей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием; у учащихся – рабочие тетради, учебник, карточки с домашним заданием.
Алфавит. Написание большой буквы в словах.
Тема изучения
Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях.
Цель
- создать условия для выбора языковых средств, для формирования и развития умения писать заглавную букву в географических названиях;
- формировать умение различать имена собственные и имена нарицательные.
Планируемый результат
Личностные ууд:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие
социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;
- повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку.
Познавательные ууд:
- использовать общие приёмы решения задач
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель;
Регулятивные ууд:
- сличать способ действия;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
- развивать умение правильно строить предложения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные ууд:
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные ууд:
научатся:
- оформлять имена собственные в географических названиях морей, рек, океанов, озёр на письме,
- выбирать имена собственные, подходящие по смыслу.
Содержание урока
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формирование УУД
1.
Организационный этап. Мотивация.
Мотивация учащихся. Психологическая подготовка к восприятию темы.
Установление эмоционального контакта.
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, устанавливается позитивный настрой на урок.
Каждый день мы узнаем что-то новое.
Прозвенел сейчас звонок.
Он сказал «Начнем урок!».
Руки «На месте»
Ноги «На месте»
Локти «У края»
Спина «Прямая».
Слайд 2.
Девизом нашего урока будет пословица: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».
Как вы понимаете смысл пословицы?
Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
2.
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Цель – создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Дети записывают в тетради.
Дети передают тетради соседу по парте.
Город
Столица
Деревня
Россия
Народ
Москва
Родина: ударная гласная “о” в первом слоге. Значит во втором слоге “опасное” место: безударная “и”. Ее нужно запомнить.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
1. Письменный мини-опрос.
– В русском языке всего … (33 буквы).
– Запишите букву, которая находится между х и ч. (ц)
– С каких букв никогда не начинаются слова в русском языке? (ъ и ь, очень редко ы.)
– Какая фамилия в списке стоит раньше: Шишкин, Шапкин?
– Сокращённое имя от Маргарита – это … (Рита).
– Люди, имеющие одинаковое имя, это … (тёзки).
– Произведите взаимопроверку: передайте тетрадь соседу по парте и сверьте записи с доской (слайдом). Слайд 3.
Если нет ошибок в задании, поставьте своему соседу смайлик «Отлично», если есть одна ошибка –«хорошо», если 2 и более – «плохо».
2. Словарная работа.
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А что это за слово, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Слайд 4.
Учащиеся записывают словарные слова с комментированием в тетради и по одному ученику на доске.
1) Крупный населенный пункт, где есть заводы, фабрики. Слайд 5.
2) Главный город каждой страны Слайд .
3) Населенный пункт, где люди занимаются сельским хозяйством Слайд 7.
4) Страна, в которой мы живем. Слайд 8.
5)
Слайд 9.
6) Столица нашей родины. Слайд 10.
– Какое слово получилось в выделенном столбике?
–Что оно обозначает?
- Где мы можем уточнить значение этого слова?
– Давайте посмотрим в словаре С. И. Ожегова его значение:
а) Отечество, родная страна”
б) Место рождения, происхождения кого-нибудь.
-Откройте свои словарики и запишите слово Родина.
- Давайте составим предложение со словом Родина, укажите орфограммы: Слайд 11.
Вот и первое знание положили мы в свой сундучок.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3.
Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Открытие нового знания.
Написаны с большой буквы.
На географических картах.
Большая буква в географических названиях.
Как пишутся географические названия.
Чтобы отличать их друг от друга
Собственные
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные.
– На доске написаны слова из кроссворда.
- Посмотрите что общего в написании слов Москва, Россия?
– Где мы можем увидеть эти названия?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
- чему мы должны научиться на уроке?
– Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам?
– Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные?
– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем?
– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек?
Вот и еще одно знание мы положили в свой сундучок.
4.
Физкультминутка.
Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся.
Выполняют движения.
Хомка- Хомка –хомячок.
5.
Этап отработки умений и навыков изученного.
Цель - создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании географических названий в практической деятельности.
Постановка проблемы
Разделить на группы.
Реки и озера.
Реки озера
Что одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой.
Составить словосочетания или разделить на группы.
Географические названия пишутся с большой буквы
Один –два ученика работают у доски.
Москва
Волгоград
На берегу реки стоит город
Ученик записывает с комментированием у доски.
Река Дон
В предложении говорится о воде. Что? – вода. Это – подлежащее. Вода что делает? журчит. Это – сказуемое.
А сейчас следующее задание.
На слайде записаны слова: Слайд 12
Волга Байкал
Ока Селигер
– Прочитайте названия.
- Какое задание можно предложить?
- на какие группы?
-как назовем 1группу? Вторую?
Спишите, разделите слова на группы. Давайте добавим названия рек и озер.
На доске развешиваю карточки:
Индийский индийский
Чёрное черное Тихий тихий
- Что вас удивило?
- Почему?
- Что нужно сделать, чтобы навести порядок в словах?
(Вызвать 2 ученика к доске и они распределяют имена на группы). (слова на карточках: небо чай океан голос океан океан ребенок)
-К какому выводу мы пришли?
Работа по учебнику.
Упр. 157 – знакомство с названиями российских рек, поиск их местоположения на карте, развитие умения правильно писать названия рек и располагать их в алфавитном порядке. Работа проводится по алгоритму.
а) Прочитайте названия рек.
б) Найдите их на карте.
в) Запишите в алфавитном порядке.
г) Подчеркните большую букву.
д) Сделайте вывод.
Работа у доски. Слайд 13
а) работа с деформированным предложением:
– Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, сердце страны это- город…
– Но у каждого из нас есть еще и малая Родина. Как она называется?
На слайде слова: реки, на, стоит, берегу, город
– Составьте предложение из этих слов
– Дополним это предложение именами собственными: на берегу какой реки расположен город Волгоград?
На берегу реки Волги стоит город Волгоград.
– Запишем это предложение с комментированием.
– Какие еще реки протекают на территории нашей области?
На слайде слова: журчит, реке, тихо, вода, в .
– Запишите предложение о реке, объясняя орфограммы: слайд 14
Тихо журчит в*да (в) р*ке (Д/д)он.
– Проверьте свою работу.
– Найдите основу предложения.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Домашнее задание (работа по карточкам).
Заглавная буква в географических названиях.
Писать географические названия с заглавной буквы.
Что географические названия рек, городов, морей, озёр пишутся с большой буквы.
Сможем написать свой адрес, подписать что-то.
Задание на карточках.
Итак, давайте подведем итог с помощью игры.
Игра “Самый внимательный”
Если вы согласны с моим утверждением, то хлопните в ладошки, если нет – тишина.
– Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
– Названия животных пишутся с большой буквы.
– Клички животных пишутся с маленькой буквы.
– Географические названия пишутся с большой буквы.
– Я называю имена собственные:
Дима, котенок, Волга, дядя, Москва, собака, Дон, река, Аня.
- Давайте вспомним: какая тема урока была?
-Чему мы должны были научиться?
- Поднимите руки те, кто научился писать географические названия с большой буквы?
– Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок? Что нового узнали?
- Где в жизни вам пригодятся эти знания?
Слайды 15 16 17.
Давайте посмотрим на домашнее задание. Оно у вас на карточках. 1 задание: написать свой адрес в тетрадь. (по образцу)
Куда:
страна _______________
область ______________
город _____________
улица _______________
Кому:
фамилия _______________
имя _______________
отчество _______________
2задание: с помощью физической карты России найти и выписать в тетрадь реки, которые мы еще не выписали.( не менее 5) Слайд 18
Наш урок подошел к концу, всем спасибо.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ