Технологическая карта урока русского языка "Многозначность слов" 1 класс
Предмет: Русский язык
Класс: 1 класс
Учебная тема: Многозначные слова.
Учитель: Коропузикова Елена Юрьевна
Технологическая карта изучения темы
Тип урока
Урок открытия нового знания
Дидактическая цель
Расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт включения в него многозначных слов(без введения понятий).
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Интерес к учебному материалу, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Предметные:
- научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке
- Получат возможность на практическом уровне научиться различать многозначность слов (без введения понятий)
Основные понятия
Слова имеют несколько значений, прямое и переносное значение слов.
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2011
- В.П. Канакина Русский язык: рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2011
- Жуков В.П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва: Издательство «Просвещение», 2000
- презентация к уроку
Иллюстрации по теме «Многозначные слова».
Организация пространства
Фронтальная работа,
индивидуальная работа,
групповая работа
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Какой у нас урок?
Что мы делаем на уроках русского языка?
С чем мы работаем на уроках русского языка?
Устанавливает тематические рамки.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Русский язык…
…Узнаём новое…
Звуки, буквы, слова, правила написания слов…
Вот и прозвенел звонок.
Проверь, скорее, мой дружок:
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?!
Хором: Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
На доске девиз, проговариваем:
«Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
Первичное знакомство с новым материалом
Цели:
-организует выполнение учащимися учебного действия;
-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Формулирует задание, с помощью загадки объясняет букву и слова для прописывания.
Организует беседу по вопросам:
Какой вы представляете себе жар-птицу?
Какое значение еще можно дать слову жар?
Придумайте
предложения со словом жар.
А как узнать, в каком смысле мы должны использовать слово жар?
Давайте уточним, сколько же значений слова жар мы с вами нашли?
Формулирует задания так, чтобы наводящими вопросами подвести детей к мысли о многозначности слов.
Отгадывают загадку.
Высказывают своё предположение.
Прописывают:
Ж, ж, жа, жм, Жар-птица.
Яркой, живой, быстрой, светлой, красивой.
Жарко, горячо, огонь, пламя.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
1. Горячий, сильно нагретый воздух, зной.
2. Место, где очень жарко.
3. Горячие угли без пламени.
4. Высокая температура тела.
5. Разгоряченное, лихорадочное состояние, а также румянец от него.
6. Рвение, страстность, горячность.
7.Дать нагоняй, сделать строгий выговор.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
Чистописание (письмо буквы Ж,ж в соединении с другими буквами)
Беседа на тему многозначности слов.
Иллюстрации на тему многозначности слова жар.
Затрудняются сразу чётко объяснить.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).
III. Постановка учебной задачи
Цели:
-организовать постановку цели урока.
- уточнить следующий шаг учебной деятельности;
-организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
Организует постановку цели урока.
Что же сегодня изучаем? Какая цель нашего урока?
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует составление совместного плана действий.
Организовывает проведение физкультминутки.
С помощью учителя ставят цель урока.
Мы будем изучать слова, у которых есть несколько значений.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Дети машут руками.
наклоны вперед,
кисти рук смыкают пальцы, изображая клюв, показывают ладошки.
Учащиеся усаживаются за парты.
Дети понимают последовательность своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Подходят к пониманию в поиске дополнительной информации (из материалов учебника).
(Познавательные УУД)
Физкультминутка "Жар-птица":
1, 2, 3, 4, 5 дети встали поиграть.
К нам Жар-птица прилетела, веселей играть велела.
Летела Жар-птица мимо сада
Поклевала всю рассаду
И кричала: "Куку-мак" раскрывай один кулак,
И кричала: "Куку-мак" раскрывай второй кулак.
Ты Жар-птица, не кричи, а немного помолчи.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД и познавательные УУД )
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
IV. Первичное осмысление и закрепление.
Цели:
- организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.
Формулирует задания так, чтобы учащиеся сами подходили к выводу о многозначности слов.
Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах.
Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к упражнению, контролирует выполнение.
Организует работу в парах для взаимопроверки.
Рассматривают картинки, отвечают на вопросы учебника.
Записывают словарные слова, объясняют их лексическое значение. Составляют предложения.
Выполняют упражнение,
Работают в парах, осуществляют самоконтроль.
Выполнение упр.№16, стр.26.
Работа со школьным толковым словарем.
Словарная работа:
Пенал, карандаш.
Выполнение упр.№17, стр.26.
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала. (Регулятивные УУД).
Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД).
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону;
-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в группах
Вернёмся к началу урока. О каком слове мы с вами говорили? В чём его особенность? Как вы думаете, много ли подобных слов в русском языке?
Да, и многие из них вам хорошо знакомы.
Сейчас вы будете работать в группах.
Вспомним правила работы в группе.
Формулирует задание, проводит беседу, контролирует выполнение.
Организует работу в группах.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников
…жар...
...многозначность…
…много…
Проговаривают известные им правила работы в группе.
Выполняют задание самостоятельно в группах из 4х человек.
Каждая группа рассказывает о значениях одного слова (ЗВЕЗДА, КОЛОКОЛЬЧИК, КОСА, РУЧКА, ЛИСТ, КИСТЬ)
В ходе выступлений ребята добавляют, исправляют ответы участников группы.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+», «–».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Задание: каждая группа получит слово, про которое надо рассказать по плану.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).
Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД).
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. (Регулятивные и Личностные УУД).
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Организует фиксирование нового содержания.
Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать?
Какое задание понравилось? Почему?
Организует рефлексию.
С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте.
Организует самооценку учебной деятельности.
А дома найдите ещё слова, которые имеют несколько значений. Завтра обсудим и добавим в наш словарик.
Урок окончен.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку на индивидуальных листах.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ