Тема урока по развитию речи: «Подготовка к сочинению – описанию картины И. Грабаря «Февральская лазурь» (по ФГОС)
Тема урока по развитию речи: «Подготовка к сочинению – описанию
картины И. Грабаря «Февральская лазурь» (по ФГОС)
Цели урока:
Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа
Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины
Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме
Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись
Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I.Самоопределение к деятельности
Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.
Сообщение цели урока.
-Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Составление предложений:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
Личностные: формирование познавательного интереса
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке
II. Актуализация знаний
Цель этапа: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины».
1.Работа по вопросам:
-Чем описание отличается от других типов речи?
-Какие ещё типы речи вы знаете?
-Что можно описывать?
-Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?
-Как называется картина, на которой изображена природа?
-Каких художников-пейзажистов вы знаете?
2. Обратимся к искусствоведению. Беседа по вопросам:
-Что такое живопись?
(Вид изобразительного искусства).
-Как иначе можно назвать художника?
(Мастер, живописец, автор полотна).
-Как иначе можно назвать картину?
(Полотно, шедевр, произведение искусства)
-Какие жанры живописи вы знаете?
(пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж).
Учащиеся отвечают на вопросы
Отвечая на вопросы, учащиеся записывают искусствоведческие понятия в тетрадь
Предметные: умение проводить исследование
Регулятивные: осознания качества и уровня усвоения
Познавательные: умение проводить исследование, умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей
III. Постановка учебной задачи
Цель этапа: создать проблемную ситуацию; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия
На доске записаны отрывки поэтических текстов:
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)
В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке - вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)
Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)
Задания:
- Прочитайте. Какое дерево описано в текстах?
-Как вы думаете, как связаны эти стихи с темой сегодняшнего урока?
Монологические ответы учащихся
Познавательные:
Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание , умение осуществлять, оценку действий партнера;
умение слушать и понимать речь других ;
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные:
умение давать самооценку.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; организовать самопроверку учащимися своих решений
1.Ребята подготовили сообщение о И. Грабаре. Запишите наиболее важные выдержки.
Проверка записей.
2.Беседа по вопросам:
-Можно сказать, что автор картины владел не только кистью, но и словом? (он очень выразительно, красочно описал словами красоту февральского дня, его яркие и нежные радужные краски.)
- Что делает текст особенно выразительным? (Метафоры, олицетворения, эпитеты.)
- Запишите наиболее яркие образные выражения, которые вы бы хотели использовать в сочинении. (Перезвоны и перекликания всех цветов радуги, голубая эмаль неба, ритмичное строение ветвей, природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу...)
-А как по-другому можно назвать этот праздник? (Праздник яркого февральского дня, радужных февральских красок.)
-Где находятся строчки о замысле мастера?(В последнем предложении.)
-Запишите их, они нам пригодятся.
-Назовите прилагательные, обозначающие цвета (лазоревый, жемчужный,
коралловый, сапфировый,
ультрамариновый)
-Составить с записанными прилагательными словосочетания
3. Беседа по картине:
-Какое настроение вызывает у Вас картина?
- Как Вы думаете, почему картина вызывает именно такое настроение?
- Какое время года изображено?
-Что дает основание Вам для такого предположения?
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?
- Какое время суток?
- Почувствовали ли вы ликование природы?
- С помощью каких красок создает художник впечатление февральских праздников в природе?
- Как построена картина?
- Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?
- Рассмотрите небо. Как меняется его цвет , какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?
- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? В тени?
- Какова береза на переднем плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?
- Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?
- Что Вы чувствуете, когда смотрите на картину?
-Какой из предложенных в начале урока стихотворных отрывков можно использовать в качестве эпиграфа к сочинению?
4. Составление плана сочинения.
1. Картина И.Э.Грабаря – гимн красоте природы.
2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»
а) красавица береза;
б) лазурное небо;
в) удивительный снег.
3. Почему картина названа «Февральская лазурь»?
4. Чудо, подаренное художником.
5.Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.
Выступление учащихся о биографии художника.
Учащиеся записывают наиболее важное
Учащийся комментирует значения цветов (заранее подготовленное сообщение), остальные записывают составленные словосочетания в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу (см. Прил. №1)
Совместная работа над планом сочинения.
Устные выступления учащихся.
Личностные: развитие творческих способностей, способность к наблюдению за собственной речью
Предметные: усвоение учащимися нового способа действия , понимание связи языка и культуры народа
Познавательные: овладение стилистическими ресурсами языка, способность создавать речевое высказывание
Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, участие в обсуждении работы, умение анализировать ответ товарища
Регулятивные:
осознания качества и уровня усвоения, умение давать самооценку.
V. Рефлексия
Цель этапа: совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.
- Какая была тема урока?
- Какая цель урока?
- Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел ?
- Получил необходимые знания?
- Какое впечатление произвела картина?
-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
Домашняя работа: написать сочинение – описание картины по составленному плану.
Монологические ответы учащихся
Составление предложений
Предметные: умение логически рассуждать, делать выводы
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других
Регулятивные:
умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия .
Приложение 1.
Рабочие материалы к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (таблица заполняется постепенно, во время урока)
Основные образы картины
Основной фон картины
Чувства, переживания, вызванные картиной
- Берёза, устремлённая в высь; ствол березы белый, с чёрными крапинами, изогнутый внизу, прямой и стройный вверху широко распахнутые ветви берёзы припорошены снегом, ярко сверкающим на солнце; ветви густые, почти без листвы, белые; листва на верхушке – темно-желтая, коричневая, потемневшая.
- Сквозь эти берёзы виднеется небо: высокое, прозрачное, недосягаемое. Тёмно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте, оно словно манит берёзу своей вечностью. На небе нет ни одного облака, словно ничто не тревожит его покой.
- Снег в тени синий, серо-голубой, на солнце – голубой, белый. Он, словно ковёр, покрывает землю. Этот образ придаёт картине некую мягкость. Но это и что-то проходящее: весна придёт, и он растает.
- Палитра картины разнообразна: её переполняют различные цветовые оттенки.
- Белый цвет – символ чистоты, непорочности, нежности, открытости, чего-то трепетного. Его очень много на картине: белоствольная берёза, снег. Белый снег на солнце переливается, становится разноцветным.
- Голубой цвет – символ вечности, надежды – он повсюду. Этот цвет насыщает картину. И не зря, наверное, художник называет своё произведение «Февральская лазурь» - цвет даже в названии. Оттенки голубого – это немного холодные оттенки, но пейзаж в целом «согревает» берёзка.
- Охватывает щемящее чувство любви к Родине, хочется прижаться к стволу берёзки, поведать ей свои сокровенные мысли, почувствовать её тепло, подышать этим февральским морозным воздухом.
- Возникает ощущение того, что ты сам находишься в этой берёзовой роще, среди удивительных, поистине русских деревьев.
- Переполняют противоречивые чувства горечи и гордости за нашу Родину: что-то родное чувствуется в этой берёзке.
- Даже в обычной берёзке можно увидеть удивительную, сказочную красоту, даже в малой частице можно разглядеть многое, для этого нужна лишь открытая душа и чуткое сердце. Ведь природа – это часть нас самих.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ