Конспект урока на тему «Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым»

Тема : «Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым»

Цель: дать представление о главных признаках определенно- личных предложений . Формировать умение находить главный член ОЛП и определять его форму. Формировать навык использования в речи О- Л предложений, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях , в состав которых входят определенно-личные.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: раздаточный материал ( тексты для редактирования), опорные схемы, таблицы.

Ход урока

  1. Работа со словарным словом: зажженный.

  2. Повторение

  • Орфографическая работа.



Строишь дом, борешься с усталостью, клеишь обои, вносим предложение, расколешь дрова, проверьте тетради, вымокнете под дождем.

Крикните громче! Вынесите мусор! Проветрите комнату!

- Найдите по одному глаголу по схемам :

А) ¬, ᴖ, □;

Б) ¬, ᴖ, ˄, □.

  • Запись предложений с выделением грамматических основ.

Учащиеся определяют , односоставные или двусоставные .

1.На небе гаснут облака … Уж поздно. ( Ф. Тютчев) . 2. Я жду… Соловьиное эхо несется с блестящей реки. (А . Фет) 3) Шепот, робкое дыханье, трели соловья.( А. Фет) 4) Как тихо… каждый звук и шорох слышу я. ( А. Фет) 5. Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь. ( А. Пушкин)

  • Записать предложение . Назвать имеющиеся орфограммы . Начертить схему этого предложения. Охарактеризовать предложение по цели высказывания и по характеру грамматической основы. Как называются такие предложения?

Души от ветра времени не прячь





двусоставное предложение

Рассказать об односоставных и двусоставных предложениях, используя предложенные схемы:

[_____ ь]

Односоставное предложение

[ ] \

[ ] /



  1. Объяснение нового материала.

Понятие об определенно-личных предложениях можно ввести в форме исследования.

  • Обучающиеся читают материал § 21 и делают вывод о том , какие предложения относятся к определенно-личным.

  • Беседа по вопросам

  1. Какое лицо совершает действие в о-л предложениях?(Определенное)

  2. Поскольку в таких предложениях нет подлежащего , как можно увидеть (определить) это лицо? ( По сказуемому , точнее по окончанию сказуемого-глагола)

  3. Окончания каких глаголов указывают на определенное лицо?

Для ответов на этот вопрос обращаем внимание учащихся на запись на доске:



1-е лицо: я верЮ, мы верИМ.

2-е лицо : Ты верИШЬ, вы верИТЕ

3-е лицо : он(она) верИт, они верЯТ



Вывод: на лицо достаточно определенно указывают окончания глаголов 1-го и 2-го лица.

Затем учащиеся формулируют ответ на вопрос « Какие же односоставные предложения с главным членом –сказуемым называются определенно-личными?»



  • Из данной группы предложений выбирают те , что являются определенно- личными, обосновывая свой вывод.Каждому учащемуся раздается карточка с текстом

1.Любовью дорожить умейте.( С. Щипачев) 2. Приветствую тебя, пустынный уголок. ( А. Пушкин) 3.Шумим , братцы, шумим… (А. Грибоедов) 3. Постоим еще, Гриша.( (Н. Некрасов)4. Почему не зашел за нами по пути? 5. В мае завершили строительство нового кинотеатра.6. Выполню свое обещание.

Заполнение таблицы «Односоставные предложения».(Таблица чертится в тетрадь для правил и заполняется по мере изучения односоставных предложений)

Односоставные предложения

Тип односоставного предложения

Чем выражено сказуемое

Пример

1.Определенно-личные



2.

Глаголом 1-ого или 2-ого л. ед.ч. изъявит .и повелит. наклонения




  1. Закрепление.

  • Отредактируйте текст (материал распечатан), устранив однообразные синтаксические конструкции , и запишите полученный вариант.

Я люблю зиму. Особенно я люблю снегопад. В зимний воскресный день я иду по дорожке парка и любуюсь огромными елями , покрытыми удивительными белыми шапками . Снежинки мягко падают на лица и плечи. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. Я хочу нарисовать все это , но боюсь , что не сумею точно подобрать краски.

  • Запись текста под диктовку.

Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я - и мигом все прячется , настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревоженные глаза . Ружье у охотника не для добрых знакомств!

Теперь хочешь увидеть- стань невидимым ; хочешь услышать- стань неслышимым; хочешь понять- замри.

Не бери в лес ружье…

- Найдите О-Л предложения .

-От какого лица ведется рассказ? Какая форма глагола указывает на это ? В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? Как вы думаете , с какой целью автор это делает ? (Учитель сообщает , что очень часто предложения такого типа используются для передачи значения обобщенного лица: это не исключает указания на автора , но усиливает выразительные возможности текста.)

- Как вы думаете, случайно ли использование в первой части второго предложения обратного порядка слов? Связано ли это со значением обобщения?

( Да , писатель как бы говорит не о себе, а о человеке вообще, человеке с ружьем . появление которого в лесу заставляет насторожиться его обитателей. Ср. Но вот я вот я вхожу в лес…- при таком порядке слов в предложении исчезает значение обобщения)

  • Запись текста с объяснением его орфографии, постановки знаков препинания.

Относитесь к родному языку бережно и любовно . Думая о нем, изучайте его , любите его, и вам откроется мир безграничных радостей , ибо безграничны сокровища русского языка.

( В. Луговской. )

(Делается вывод, что односоставные предложения часто входят в состав сложных)

V. Фронтальная письменная работа по упражнениям 206, 207

Домашнее задание: § 20, 21, упр. 208. Словарное слово: колоссальный.

Индивидуальное задание: написать приглашение (поздравление) другу, использовать определенно-личные предложения; подобрать пословицы, имеющие форму определенно-личных предложений.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ