Тема: Буквы е–и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Тема: Буквы е–и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Цель: познакомить учащихся со способами образования отрицательных наречий и их правописанием.
Задачи:
Образовательные:
повторить правила правописания не с разными частями речи;
формирование умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания.
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;
2) презентация;
3) компьютер учителя;
4)мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие. Запись даты, темы урока.
2. Проверка домашнего задания
– Ребята, что такое наречие?
– Как пишется НЕ с наречиями?
– Проверка упражнения 225.
II. Объяснительный диктант
– Объясните правописание не с разными частями речи.
Неряха, неправда, не правда, а ложь, неряшливый, неряшлив, не правдивый, а лживый, не зная, недоумевая, недоумевающий взгляд, незакончившееся собрание, нелепо, не закончившееся вовремя собрание, неискренне, собрание не закончено.
Вывод. Формулируется правило написания не с разными частями речи.
III. Работа над темой урока.
Сообщение темы, задач урока (слайд 1,2)
Слово учителя.
– Вспомните и назовите отрицательные местоимения.
– Как они образуются? Приведите примеры.
– Объясните, как образованы данные наречия?
Запись на доске:
Некуда <–– куда никуда <–– куда
Некогда <–– когда никогда <–– когда
Неоткуда <–– откуда ниоткуда <–– откуда
– Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-?
– Сравните написание отрицательных наречий.
– Сформулируйте правило написания отрицательных наречий.
Знакомство с теоретическим материалом на странице 108, орфограмма № 58
7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
– Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?(слайд 3)
IV. Закрепление нового материала
1. Упражнение 227. Распределительный диктант. Запишите слова с приставкой не- в левый столбик, а с приставкой ни- – в правый столбик. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в рамке). Составьте с 2–3 наречиями из рамочки повествовательные предложения. Ударные буквы выделены. (слайд 4)
Н...где, н...откуда, н…сколько, н…откуда, н…где, н…чуть, н…сколько, н…куда, н…мало, н…куда.
2. Упражнение 228. (слайд 5)
Задание для 1-й группы. Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте приставки. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Какие предложения соответствуют схемам?
[ O, но O]. [ ], ( когда…).
Дополнительное задание для 2-й группы. Произведите синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор слову « на местности»; найдите слово, в котором все согласные твёрдые.
3.Работа у доски.
Укажите, в каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно: (слайд 6)
а) (не)(за)(что) благодарить;
б) работать (не)(за)(чем);
в) ждать(не)(от)(кого).
В это время 2 человека выполняют задания на карточках.
Карточка № 1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.
На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.
Спешить было (н_)куда, и Костя устроил себе ночлег.
Вася заблудился в лесу, но (н_)сколько (не)испугался.
Карточка №2 Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.
Приходится вертеться, если (н_)куда деться
(Н_)кто (не) пришёл в назначенное время.
Толя (н_)куда (не)заходил.
4.Творческое задание(слайд 7)
Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.
1)Ум- одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.
2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда).
3)Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда).
4)Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно
5)Она (никак) не походила на свою сестру.
5. Выберите правильную букву в словах: е или и? (слайд 8)
Никому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя не_принуждённо, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры н_где не видно, н_чем не измерить, н_когда н_предполагал.
Взаимопроверка задания: обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте работу товарища, сверяясь с ответом.( слайд 9)
V. Подведение итогов (слайд 10)
1.Вопросы
-Чем являются НЕ и НИ в отрицательных наречиях?
-Как они пишутся?
– Когда в отрицательных наречиях пишется не-, а когда ни- ?
2.Выставление оценок
VI. Дифференцированное домашнее задание (слайд 11)
1)Выучить правило на странице 108 , упражнение 229 (4-6). (для слабых учащихся.
2) Составить сказку о приставках НЕ и НИ. (для сильных учащихся)
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ