Тема: «Орфограмма О-Ё после шипящих»

Учебная ситуация «Задача»

Тема: «Орфограмма О-Ё после шипящих»

Цели:

  1. Освоение морфемного принципа русского письма на примере орфограммы О-Ё после шипящих.

  2. Присвоение способа работы с незнакомой задачей


Учебный материал

Содержание

Карточки с заданием ( по одной на парте):

Найти орфограмму, объяснить её графически

Жёлтый – желтеть; щётка – щетина; решётка – решето; расчёска – расчесать.

Учащиеся легко справляются – пишем Ё, т. к. в проверочном Е.

Фиксация имеющихся средств, знаний на примере решения знакомых задач.

На доске:

Вставить пропущенные буквы, аргументировать ответ

Хорош_ - хорошеет; горч_ - горячее;

волч_нок – волчий; свеч_й – свечечка.

Ученики более грамотные справились с 1-ой частью (знаю, что надо писать О), трудности со второй: не могут объяснить, почему (наверное, исключение). Ребята послабее допускают ошибки в словах с мягким шипящим (горячо, волчонок, свечой). Вероятно, сбивает с толку мягкость предыдущего согласного. Объяснить либо не могут, либо ссылаются на предыдущее задание: можно проверить.

Сообщаю, что пока ни один ответ не правильный, но каждый очень близок к истине. Говорю, что в конце урока они обязательно узнают правильный ответ – я помогу, но сделают это они сами.


Фиксация незнания при столкновении с незнакомым материалом; «торможение» процесса понимания.

Работа в группах (4-5) чел. (желательно из сильных и слабых учеников)

Продолжают работать со словами из карточек и с доски:

  1. Разобрать слова по составу

  2. Выписать только значки морфем слов: в один столбик из 1-ого зад., в другой напротив – из 2-ого;

  3. Выявить основания для такого противопоставления;

  4. Зафиксировать это основание в схеме, рисунке.

Поиск новых средств решения незнакомой задачи с использованием уже имеющихся: составление схем.

Начало работы по моделированию задачи: выделение существенного.

Выступление членов групп Демонстрация схем и рисунков.

Безусловно, все увидели основание: выбор орфограммы зависит от её местоположения - в корне, суффиксе или окончании.

Сопоставление модели с реальностью, проверка её на соответствие сущности исследуемого явления. Повторное выявление существенного в задаче.

Предъявляю учащимся правильный вариант решения: в словах хорошо, горячо, волчонок, свечой пишется буква О. Задание: используя обобщённую схему, объяснить орфограмму. Объяснение детей сводится к местоположению орфограммы.

Использование модели для понимания явления.

Выполнение упражнений на закрепление. Можно использовать учебник, можно другие источники. Важно, чтобы на их примере вырабатывался навык работы с орфограммой: сначала разобрать слово по составу и только на этом основании писать букву.

Использование модели для решения ряда подобных задач.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ