Тема: «Орфограмма О-Ё после шипящих»
Учебная ситуация «Задача»
Тема: «Орфограмма О-Ё после шипящих»
Цели:
Освоение морфемного принципа русского письма на примере орфограммы О-Ё после шипящих.
Присвоение способа работы с незнакомой задачей
Учебный материал
Содержание
Карточки с заданием ( по одной на парте):
Найти орфограмму, объяснить её графически
Жёлтый – желтеть; щётка – щетина; решётка – решето; расчёска – расчесать.
Учащиеся легко справляются – пишем Ё, т. к. в проверочном Е.
Фиксация имеющихся средств, знаний на примере решения знакомых задач.
На доске:
Вставить пропущенные буквы, аргументировать ответ
Хорош_ - хорошеет; горч_ - горячее;
волч_нок – волчий; свеч_й – свечечка.
Ученики более грамотные справились с 1-ой частью (знаю, что надо писать О), трудности со второй: не могут объяснить, почему (наверное, исключение). Ребята послабее допускают ошибки в словах с мягким шипящим (горячо, волчонок, свечой). Вероятно, сбивает с толку мягкость предыдущего согласного. Объяснить либо не могут, либо ссылаются на предыдущее задание: можно проверить.
Сообщаю, что пока ни один ответ не правильный, но каждый очень близок к истине. Говорю, что в конце урока они обязательно узнают правильный ответ – я помогу, но сделают это они сами.
Фиксация незнания при столкновении с незнакомым материалом; «торможение» процесса понимания.
Работа в группах (4-5) чел. (желательно из сильных и слабых учеников)
Продолжают работать со словами из карточек и с доски:
Разобрать слова по составу
Выписать только значки морфем слов: в один столбик из 1-ого зад., в другой напротив – из 2-ого;
Выявить основания для такого противопоставления;
Зафиксировать это основание в схеме, рисунке.
Поиск новых средств решения незнакомой задачи с использованием уже имеющихся: составление схем.
Начало работы по моделированию задачи: выделение существенного.
Выступление членов групп Демонстрация схем и рисунков.
Безусловно, все увидели основание: выбор орфограммы зависит от её местоположения - в корне, суффиксе или окончании.
Сопоставление модели с реальностью, проверка её на соответствие сущности исследуемого явления. Повторное выявление существенного в задаче.
Предъявляю учащимся правильный вариант решения: в словах хорошо, горячо, волчонок, свечой пишется буква О. Задание: используя обобщённую схему, объяснить орфограмму. Объяснение детей сводится к местоположению орфограммы.
Использование модели для понимания явления.
Выполнение упражнений на закрепление. Можно использовать учебник, можно другие источники. Важно, чтобы на их примере вырабатывался навык работы с орфограммой: сначала разобрать слово по составу и только на этом основании писать букву.
Использование модели для решения ряда подобных задач.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ