Тематическое планирование уроков культуры речи в 11 классе (68 часов)
Тематическое планирование уроков культуры речи в 11 классе (68 часов).
Для подготовки учащихся 11 классов к успешной сдаче ЕГЭ из школьного компонента добавлены 2 часа в неделю, в результате 68 часов в год. В связи с тем, что последнее задание в КИМах ЕГЭ по русскому языку подразумевает написание сочинения-рассуждения по тексту, предмет получил название «Культура речи». Основная работа будет направлена на подготовку к выполнению заданий по культуре речи и подготовку написания творческой работы по тексту. При проведении уроков и написании тематического планирования использовалась следующая литература:
Долинина Т.А. Как написать сочинение на едином государственном экзамене.- М.: Айрис-пресс, 2007.
Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ – 2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2008.
Гальцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение,2003.
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Основные требования к ЗУН учащихся
Вид контроля, сам.работы
Дом. задание
Культура речи. Русский литературный язык и его нормы (22 часа).
1.
1четверть
Язык и речь.
Культура речи.
Урок развития речи
Язык и речь. Культура речи и её основные аспекты (нормативный, коммуникативный, этический). Правильность и чистота – основные требования к речи.
Знать: различия между понятиями язык и речь; основные требования к речи; нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи. Уметь: соблюдать культуру учебно-научного и разговорного общения.
Анализ отрыв-ка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», редактирование составление цитатного плана.
Подготовиться к публичному выступлению на лингвистическую тему.
2.
Речевая ситуация.
Урок развития речи
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их деятельности. Виды речевого общения (официальное и неофициальное, публичное и непубличное). Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения.
Знать: виды речевого общения.
Уметь: выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией речевого общения.
Составление подробного плана и воспроизведение текста по нему.
Творческий диктант.
Придумать речевую ситуацию.
3
Устная и письменная формы речи.
Урок усвоения новых знаний.
Формы речи. Виды речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации
Знать: виды речевого общения, формы речи и языковые средства, присущие каждой из них. Уметь: составлять диалоги, выбирать языковую тактику в соответствии с ситуацией общения.
Составление диалога по предложенной теме. Подбор диалогов из худож. литературы.
Анализ речевых ситуаций.
4.
Нормы русского языка.
Урок развития речи
Нормы литературного языка (орфоэпи-ческие,акцентологические словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные). Речевые ошибки.
Знать: основные нормы литературного языка.
Уметь: соблюдать основные языковые нормы в устной речи.
Работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, анализ вариантов речевых норм, редактирование
Подготовиться к дискуссии на тему «Что такое культура речи? Должна ли речь быть нормативной?
5-6
7-8
Орфоэпичес-кие нормы.
Акцентологический минимум.
Уроки усвоения новых знаний.
Языковая норма, её основные признаки и функции. Норма обязательная и варианты нормы. Активные процессы в области произношения и ударения.
Знать: основные орфоэпические нормы (обязательные и вариативные).
Уметь: орфоэпически грамотно произносить слова; пользоваться орфоэпическим словарём.
Выступление на тему «Для чего нужна норма?».
Составление диалога.
Составление диалога по теме урока.
9-10.
11-12.
Лексические нормы.
Употребление слов-паронимов.
Уроки усвоения новых знаний.
Языковая норма, её основные признаки и функции. Норма обязательная и варианты нормы. Активные процессы в лексике.
Слова-паронимы.
Знать: основные лексические нормы (обязательные и вариативные).
Уметь: лексически грамотно употреблять слова; пользоваться толковыми и этимологическими словарями.
Составление подробного плана выступления по теме урока. Составление словарной статьи к предложенным неологизмам и словам-паронимам.
Составление словарной статьи к предложенным неоло-гизмам и паринимам.
13.
14.
15.
16.
17.
Морфологические нормы. Грамматические категории существительного.
Падежные формы существительного.
Формы имени прилагательного.
Формы числительного и местоимения.
Формы глагола.
Уроки усвоения новых знаний.
Языковая норма, её основные признаки и функции. Норма обязательная и варианты нормы. Активные процессы в грамматике (морфологии).
Грамматические категории существительного
Падежные формы существительного
прилагательного.
числительного и местоимения, глагола.
Знать: основные морфологические нормы (обязательные и вариативные).
Уметь: грамотно употреблять слова разных частей речи; пользоваться различными видами словарей.
Составление плана урока, опорных записей по теме урока. Создание синквейнов по теме урока.
Редактирование текста. Тестовые задания.
Конспекты уроков.
Тестовые задания.
Составление диалога по теме урока.
18-19
2четверть
Синтаксические нормы. Употребление деепричастного и причастного оборотов в речи.
Уроки усвоения новых знаний.
Языковая норма, её основные признаки и функции. Причастный и деепричастный обороты.
Знать: основные синтаксические нормы и правила употребления причастного и деепричастного оборотов в речи.
Уметь: грамотно употреблять причастный и деепричастный обороты в речи; пользоваться различными видами словарей.
Составление подробного плана выступления по теме урока.
Редактирование текста. Тестовые задания.
Тестовые задания.
Составление диалога по теме урока.
20-21
Контрольная работа по теме «Нормы русского языка»
Уроки контроля знаний.
Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические).
Знать: основные нормы литературного языка.
Уметь: соблюдать основные языковые нормы в речи; находить и устранять нарушения норм речи; пользоваться нормативными справочниками и словарями.
Задания контрольной работы, аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Нет.
22.
Анализ контрольной работы.
Урок коррекции знаний.
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Работа над ошибками.
Комплексный анализ текста.
Текст как продукт речевой деятельности (8 часов).
23.
Текст как продукт речевой деятельности. Способы выражения темы. Заглавие.
Урок развития речи.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста, средства их выражения. Способы выражения темы (заглавие).
Знать: основные признаки текста, способы выражения темы.
Уметь: выполнять комплексный анализ текста; составлять текст на основе ассоциаций; озаглавливать текст в соответствии с темой; анализировать изобразительно-выразительные средства текста.
Лингвистический анализ текста с элементами литературоведческого анализа, составление текста на основе ассоциаций
Лингвистический анализ текста.
24.
Способы выражения темы. Начало и конец текста.
Урок усвоения новых знаний.
Текст как единица общения. Способы выражения темы (начало и конец текста).
Знать: основные способы выражения темы; способы выделения «данного» и «нового»; синтаксические средства создания разговорной ситуации; языковые средства позиции автора. Уметь: анализировать тексты; составлять текст по данному началу (концу).
Анализ текста с целью выявления речевой ситуации, коммуникативного намерения, речевого поведения.
Сочинение-миниатюра.
Сочинение-миниатюра по данному началу (концу).
25.
Способы выражения темы. Ключевые слова.
Урок усвоения новых знаний.
Текст как единица общения. Способы выражения темы (ключевые слова).
Знать: основные способы выражения темы. Уметь: комментировать и оценивать информацию текста; создавать тексты в зависимости от коммуникативной задачи и ситуации общения.
Анализ публицистического текста, мини-дискуссия на морально-этическую тему.
Сочинение по опорным словам.
26.
Сочинение по данному началу (концу) с использо-ванием ключевых слов.
Урок развития речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Уметь: создавать текст по данному началу (концу) в соответствии с заданной темой.
Сочинение- рассуждение.
Комплексный анализ текста
27.
28.
29.
30.
Средства связи частей текста. Лексический повтор.
Однокоренные слова.
Местоименные слова.
Союзы и частицы-союзы.
Уроки усвоения новых знаний.
Текст как единица общения. Средства связи частей текста (лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы).
Знать: средства связи частей текста.
Уметь: анализировать текст, выделяя средства связи его частей; создавать тексты с использованием определённого средства связи.
Лингвистический анализ текста.
Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Комплексный анализ текста.
Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Типы речи (11 часов).
31.
Повествование
Повторительно-обобщающий урок
Функционально-смысловые типы речи. Повествование.
Знать: основные функционально-смысловые типы речи; особенности текстов повествовательного характера. Уметь: анализировать лексические и грамматические связи между частями текста; создавать тексты в жанре юмористического рассказа.
Сопоставительный анализ текстов-повествований, анализ текста Д.С. Лихачева, работа над средствами создания комического эффекта.
Проверочная работа по теме «Текст».
План текста из ЕГЭ, формулировка проблемы текста.
32-33.
3четверь
Сочинение-повествование.
Урок развития речи.
Функционально-смысловые типы речи. Повествование.
Знать: особенности текста-повествования. Уметь: писать сочинение-повествование на основе «данного».
Сочинение- повествование в выбранном учащимся стиле и жанре по предложенным темам.
Анализ текста ЕГЭ.
34.
Описание.
Повторительно-обобщающий урок
Функционально-смысловые типы речи. Описание.
Знать: особенности описания как функционально-смыслового типа речи. Уметь: анализировать и создавать тексты описательного характера.
Комплексный анализ текста (описание природы, внешности человека, отвлеченного понятия).
Тестовые задания.
35-36.
Сочинение-описание.
Уроки развития речи.
Функционально-смысловые типы речи. Описание.
Уметь: писать сочинение - описание в жанрах письма, дневниковых записей, путевых заметок, эссе.
Написание сочинения- описания.
Тестовые задания.
37.
Рассуждение.
Повторительно-обобщающий урок
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение.
Знать: особенности рассуждения как функционально-смыслового типа речи. Уметь: анализировать структуру текста – рассуждения (тезис, аргументы, вывод); создавать тексты данной структуры с использованием характерных изобразительных средств.
Аргументированный ответ на вопрос «Кому из литературных героев вы поставили бы памятник?»
Тестовые задания.
38.
Особенности текстов-рассуждений в художествен-ной литературе.
Уроки усвоения новых знаний.
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение. Понятие о медитативном тексте-рассуждении.
Знать: структуру рассуждения.
Уметь: анализировать тексты-рассуждения и определять изобразительные средства, используемые автором; создавать тексты-рассуждения.
Анализ фрагмента повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Составление таблицы «Лингвистические различия типов речи».
39-40.
Сочинение-рассуждение.
Уроки развития речи.
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение.
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: писать сочинение-рассуждение.
Сочинение - рассуждение
Тестовые задания.
41.
Анализ творческих работ учащихся.
Урок коррекции знаний.
Анализ речевых, грамматических, логических ошибок, допущенных в творческих работах.
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в творческой работе.
Анализ разных типов ошибок.
Тестовые задания.
Стили русского литературного языка ( 22 часа)
42.
Стилистика. Функциональные стили.
Урок развития речи.
Стилистика как раздел науки о языке. Стиль. Классификация стилей.
Знать: классификацию функциональных стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие. Уметь: аргументированно определять функционально-стилистическую принадлежность текста; создавать тексты определённого стиля и жанра.
Составление таблицы «Функциональные стили речи и их особенности», определение стилистической принадлежности текста, составление диалога и монолога.
Создание публицистического текста в жанре эссе.
43-44.
Разговорный стиль речи
Уроки развития речи.
Разговорная речь и её особенности.
Знать: сферу функционирования разговорного стиля; лексические, морфологические и грамматические особенности разговорного стиля. Уметь: анализировать различные жанры разговорной речи; соблюдать культуру разговорной речи.
Комплексный анализ текста; конструирование диалога и монолога; составление текста на основе личных наблюдений «Подслушанный диалог».
Создание диалога. Конспект п.114.
45-46.
Научный стиль речи.
Уроки развития речи.
Лингвистический анализ научных текстов. Средства словесной образности.
Знать: особенности научного стиля. Уметь: выполнять лингвистический анализ научного текста; пользоваться справочной литературой для объяснения терминов.
Знакомство с памяткой Д.С. Лихачева «Будьте осторожны со словами», составление тезисного планв.
Составле-ние обоб-щающей таблицы «Стили речи», конспект п.111.
47-49.
Деловой стиль.
Деловые бумаги.
Жанр резюме.
Уроки развития речи.
Основные жанры делового стиля. Форма и структура делового документ. Совершенствование культуры официально- делового общения.
Знать: признаки делового стиля речи.
Уметь: создавать резюме; оценивать документ делового стиля с точки зрения языкового оформления.
Составление цитатного плана п.112, упр.557, 558. Работа по составлению резюме (требования, структура, написание).
Написать автобиографию.
50-52.
Публицистический стиль речи.
Уроки развития речи.
Формирование культуры публицистической речи. Основные жанры публичной речи.
Знать: особенности и жанры публицистического стиля речи.
Уметь: анализировать публицист. тексты с точки зрения структуры языкового оформления; составлять текст в жанре заметки.
Анализ обращения Д.С. Лихачева «Любите учиться»; анализ языковых особенностей газетных текстов.
Создание текста заметки о событиях школьной жизни.
53.
3четверть
Сочинение в жанре репортажа.
Урок развития речи.
Репортаж как речевой жанр.
Знать: жанровые особенности репортажа.
Уметь: писать сочинение-репортаж, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики.
Создание текста в жанре репортажа.
Анализ текстов из книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи».
54-56.
Художественный стиль речи.
Уроки развития речи.
Художественный текст как объект речевого анализа. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Знать: тропы и стилистические фигуры; отличительные особенности художественного стиля речи. Уметь: анализировать идейно-художественное своеобразие текста.
Комплексный анализ текста; анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», анализ тропов в поэтическом произведении.
Конспект п.115, упр.567-570.
57-58.
Анализ текста.
Повторительно-обобщающий урок
Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Функционально- смысловые типы речи. Стилевые разновидности текстов.
Знать: основные элементы содержания текста. Уметь: определять тему текста, особенности смыслового типа, стилистических задач; отбирать языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи.
Комплексный анализ текста, составление цитатного плана, редактирование
Упр.563-566.
59-60.
Изложение с творческим заданием.
Уроки развития речи.
Воспроизведение художественного текста по памяти, творческое задание.
Уметь: передавать основное содержание отрывка с сохранением авторского стиля; объяснять значение эпизода для раскрытия характера героев.
Изложение .
Сообщение на тему «Роль эпизода для раскрытия характера героя»
61.
Повторение и обобщение по теме «Стили речи».
Повторительно-обобщающий урок
Понятие о стиле. Классификация функциональных разновидностей стилей русского языка. Лексические и грамматические особенности стилей речи.
Знать: классификацию функциональных стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие.
Уметь: анализировать текст определенного стиля речи.
Устные ответы на вопросов; стилистический анализ текста.
Повторить пройденный материал.
62.
Контрольный тест по теме «Стили речи»
Урок контроля знаний.
Классификация функциональных разновидностей стилей.Лексические и грамматичес-кие особенности стилей речи.
Знать: классификацию стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие.
Уметь: анализировать текст определенного стиля речи.
Контрольный тест.
Тестовые задания.
63.
Анализ контрольной работы по теме «Стили речи».
Урок коррекции знаний.
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Работа над ошибками.
Тестовые задания.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (5 часов)
64-68
Анализ текстов ЕГЭ по русскому языку.
Повторительно-обобщающий уроки
Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Функционально- смысловые типы речи. Проблема текста, авторская позиция, комментарий текста.
Знать: основные элементы содержания текста.
Уметь: комментировать текст; определять тему текста, особенности смыслового содержания, проблему, авторскую позицию; высказывать свою позицию по проблемам предложенного текста.
Создание рассуждений по проблемам текстов из КИМов ЕГЭ по русскому языку.
Анализ текстов.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ