Теория и практика сочинений разных жанров 9 класс
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме, часть 3 которого выполняется на основе прочитанного текста и содержит 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), которое проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. Как правило, именно эта часть экзамена вызывает наибольшие затруднения у выпускников как 9-х , так и 11-х классов.
Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» позволяет решить данную проблему. Он направлен как на углубление знаний о языке и речи (литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этике), полученных на уроках русского языка в 5-9 классах, так и на их практическое применение: развитие умения проводить самостоятельное исследование текста с целью решения поставленных перед ним задач, умения адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, совершенствовать собственный текст.
Элективный курс разработан на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М, Просвещение,1990), материалов курса по выбору Г.В.Кожевниковой «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» (сб. «Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007) и элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» (автор-составитель Л.А.Кобзарева, Волгоград: Издательство «Учитель», 2008).
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
№
Тема
Кол-во часов
Основные понятия
Умения и навыки
Основные виды деятельности обучающихся
1.
Основные цели и задачи курса Основные требования к творческой работе.
1 ч.
Критерии и нормы оценки творческой работы.
Уметь анализировать текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.
Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах.
2.
Основные аспекты анализа текста.
1 ч.
Тема текста. Микротема. Абзац. Основная мысль. Ключевые слова
Определять тему текста, микротемы, выделять абзацы, определять основную мысль, находить ключевые слова, соотносить их с темой и основной мыслью.
3.
Основные образы текста. Типы речи. Стили текста
1 ч.
Образы, образ автора, описание, повествование, рассуждение, стили речи.
Находить в тексте образы, созданные автором, определять тип речи, стиль текста
Работа в парах: определение типов речи, определение стилей речи.
4.
Лексика текста. Средства художественной выразительности.
1ч.
Фигуры речи и тропы.
Находить в тексте языковые средства выразительности, определять цель их использования в тексте.
Практикум: работа по языковому анализу текста.
5.
Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приемы построения текста. Средства связи частей текста.
1 ч.
Вступление, заключение, композиция текста; приемы построения (сопоставление, противопоставление, …). Цепная связь. Параллельная связь. Средства связи.
Определять структуру текста, средства связи частей текста, соотносить вступление с заключением.
Практикум. Коллективная работа. Работа в парах. Анализ текста по плану.
6.
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.
1 ч.
Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы.
Создание письменного текста
Индивидуальная работа
7.
Рецензирование творческой работы
1 ч.
Критерии и нормы оценки творческой работы.
Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.
Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах.
8
Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений.
1 ч.
Вопросы-стимулы, картина, прием «маска», «ключевые слова»
Правильно определять тему и главную мысль; моделировать вступление.
Коллективная работа.
Практикум.
9.
Способы выражение авторской позиции
1 ч.
Прием «ниточка», комментированный пересказ, прием «Что делать?», прием «Оппонент»
Выражать свое отношение к поднимаемым проблемам
Коллективная работа. Работа в группах. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
10.
Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении
1ч.
Выразительные средства языка
Понимать основные мысли автора текста. Выделять языковые средства, находить те из них, которые играют ключевую роль в развитии основной мысли текста
Практикум. Работа в группах. Самостоятельная работа.
11.
Способы моделирования заключительной части
1 ч.
Прием «отклик», прием «цитата», прием «ниточка»
Соотносить заключительную часть со вступление и главной мыслью текста
Практикум. Работа в группах.
12-13.
Контрольное сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
2 ч.
Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы.
Создание письменного текста
Индивидуальная работа
14.
Рецензирование творческой работы
1 ч.
Критерии и нормы оценки творческой работы.
Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.
Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах.
15.
Предупреждение речевых ошибок, классификация, лексические ошибки, виды грамматических ошибок
1 ч.
Речевая норма. Речевые ошибки. Речевой недочет. Лексические ошибки. Грамматические ошибки (морфологические, синтаксические, логические).
Видеть ошибку, определять ее тип, редактировать текст
Практикум (использование таблицы). Работа в парах. Самостоятельная работа.
16.
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля
1 ч.
Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы.
Создание письменного текста
Индивидуальная работа
17.
Рецензирование творческой работы
Подведение итогов курса.
1 ч.
Критерии и нормы оценки творческой работы.
Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.
Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах.
Литература
Методические рекомендации Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». - М, Просвещение,1990
Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007
Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» 9 класс /автор-составитель Л.А.Кобзарева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учебн.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: ответы к учебно-тренировочным заданиям: метод.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уче.пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ