Тест 5 класс I вариант
Стартовая диагностика
I вариант
1. Какое слово пропущено в фразе «На ______ родной, на _____ большой не бывать врагу!» из хора «Вставайте, люди русские!» кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева? Обведи букву правильного ответа.
а) «На планете…»;
б) «На Волге…»;
в) «На Руси…».
2. В честь кого в церкви исполняются величания?
а) русских святых;
б) прихожан;
в) священнослужителей.
3. Текст какого музыкального произведения не принадлежит поэту А. Пушкину?
а) «Зимний вечер» М. Яковлева;
б) «Венецианская ночь» М. Глинки;
в) «Зимняя дорога» В. Шебалина.
4. Какой из этих жанров не является вокальным?
а) песня;
б) романс;
в) вокализ;
г) ноктюрн.
5. Какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов, а какие в состав симфонического оркестра? Впиши нужные буквы.
1) оркестр русских народных инструментов __, __, __;
2) симфонический оркестр __, __, __.
-
а)
б)
в)
г)
д)
е)
6. Портреты каких композиторов ты видишь? Укажи стрелочками соответствия имён композиторов их портретам.
1)
а) С. Рахманинов
2)
б) Ф. Шопен
3)
в) А. Хачатурян
4)
г) И. Стравинский
7. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
__ Концерт №3 С. Рахманинова
__ Симфония №2 А. Бородина
__ «Октябрь. Осенняя песнь» П. Чайковского
__ «Танец с саблями» А. Хачатуряна
__ Вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса
8. Приведи примеры преобразующего влияния музыкального искусства.
9. а) Прослушай музыкальное произведение. Поясни, каковы его жанровые особенности, основные выразительные средства. Что ты можешь сказать об эмоционально-образном содержании этой музыки?
б) Назови музыкальное произведение, аналогичное/контрастное (в зависимости от прослушанного сочинения) по жанровым чертам, основным выразительным средствам эмоционально-образному содержанию.
10. Подготовь и представь музыкально-театральную композицию (инсценировку одной из сцен оперы, мюзикла). Предварительно обсуди с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц, распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните фрагмент оперы или мюзикла с помощью и/или под руководством учителя. Оцени своё исполнение с точки зрения воплощения музыкальных образов и драматургической линии представления.
5 класс
II вариант
1. Какое слово пропущено в фразе «На ______ родной, на _____ большой не бывать врагу!» из хора «Вставайте, люди русские!» кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева? Обведи букву правильного ответа.
а) «На Руси…»;
б) «На Волге…»;
в) «На планете…».
2. В честь кого в церкви исполняются величания?
а) священнослужителей;
б) русских святых;
в)прихожан.
3. Текст какого музыкального произведения не принадлежит поэту А. Пушкину?
а) «Зимний вечер» М. Яковлева;
б)«Зимняя дорога» В. Шебалина;
в) «Венецианская ночь» М. Глинки.
4. Какой из этих жанров не является вокальным?
а) песня;
б) романс;
в) ноктюрн;
г) вокализ.
5. Какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов, а какие в состав симфонического оркестра? Впиши нужные буквы.
1) оркестр русских народных инструментов __, __, __;
2) симфонический оркестр __, __, __.
-
а)
б)
в)
г)
д)
е)
6. Портреты каких композиторов ты видишь? Укажи стрелочками соответствия имён композиторов их портретам.
1)
а) С. Рахманинов
2)
б) Ф. Шопен
3)
в) А. Хачатурян
4)
г) И. Стравинский
7. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
__ Симфония №2 А. Бородина
__ «Октябрь. Осенняя песнь» П. Чайковского
__ Вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса
__ «Танец с саблями» А. Хачатуряна
__ Концерт №3 С. Рахманинова
8. Приведи примеры преобразующего влияния музыкального искусства.
9. а) Прослушай музыкальное произведение. Поясни, каковы его жанровые особенности, основные выразительные средства. Что ты можешь сказать об эмоционально-образном содержании этой музыки?
б) Назови музыкальное произведение, аналогичное/контрастное (в зависимости от прослушанного сочинения) по жанровым чертам, основным выразительным средствам эмоционально-образному содержанию.
10. Подготовь и представь музыкально-театральную композицию (инсценировку одной из сцен оперы, мюзикла). Предварительно обсуди с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц, распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните фрагмент оперы или мюзикла с помощью и/или под руководством учителя. Оцени своё исполнение с точки зрения воплощения музыкальных образов и драматургической линии представления.
Ответы:
I вариант
Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
Ответ
в
а
б
г
1) б, д, е
2) а, в, г
1)б, 2) а,
3) г, 4) в
По выбору учителя
8. (Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Рекомендуемые музыкальные и литературные произведения для предварительного ознакомления и прослушивания(с учетом особенностей программы могут быть заменены на равноценные)
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко», былина о Садко.
К. Глюк. Опера «Орфей», древнегреческий миф об Орфее и Эвридике.
В. А. Моцарт. Сонаты (по выбору учителя); К.Г. Паустовский. Старый повар.
Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром; Соната ми минор (фрагменты по выбору учителя); К. Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.
Описание правильного ответа:
Приведён пример преобразующего влияния музыкального искусства из числа знакомых литературно-поэтических произведений, былин, народных сказок (былина о Садко, миф об Орфее, рассказы К. Г. Паустовского, В. Г. Короленко и др.).
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Дан один пример воздействия музыки, её преобразующего влияния на основе известных из курса музыки произведений (музыкальных и литературных).
2. Верно названы литературное произведение и автор музыки.
Повышенный уровень:
1. Названо не менее двух примеров воздействия музыки, её преобразующего влияния на основе собственного жизненного опыта, знания музыкальных и литературных произведений, в том числе выходящих за рамки курса музыки в основной школе.
Верно названы оба литературных произведения и авторы музыки.
Методический комментарий. Задание предполагает предварительное ознакомление с музыкой и литературными произведениями, предлагаемыми выше (если это не предусмотрено программой).
Может быть предложено как для фронтальной, так и для групповой или индивидуальной работы — устной или письменной.
9. (Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Рекомендуемые музыкальные произведения для прослушивания(с учетом особенностей программы могут быть заменены учителем на равноценные)
В. А. Моцарт. Сонаты ля фортепиано.
Л. Бетховен.Сонаты для фортепиано.
Ф. Шопен. Прелюдии; ноктюрны; мазурки.
П. И. Чайковский.Пьесы из фортепианного цикла «Времена года».
М.П. Мусоргский.Пьес из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».
Примечание. В данном задании название музыкального произведения школьникам не сообщается. Описание ответа дано на примере «Вальса-фантазии» М. И. Глинки.
1.Определён жанр произведения (в соответствии с приведённым примером — вальс).
2. Отмечены основные выразительные средства (например: «напевная мелодия», «изящный, грациозный ритмический рисунок», «нежное звучание струнных инструментов», «темп небыстрого вальса»).
3. Дана общая характеристика эмоционально-образного содержания прослушанного сочинения (например: «танцующая девушка», «состояние далёкой мечты»)
Названо хотя бы одно музыкальное произведение, аналогичное и/или контрастное прослушанному сочинению, например: Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», вальс.
Примечание. Эмоциональные, интонационно-образные характеристики, данные школьниками, могут быть и иными, но соответствующими художественно-образному содержанию прослушанного музыкального произведения.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Верно определён жанр произведения.
2. Отмечены характерные средства выразительности, особенности музыкального изложения.
3. Раскрыто в общих чертах эмоционально-образное содержание сочинения.
1.Верно определён жанр произведения.
2. Отмечены характерные средства выразительности, особенности музыкального изложения.
3. Раскрыто эмоционально-образное содержание сочинения.
4. Названо хотя бы одно музыкальное произведение, аналогичное и/или контрастное прослушанному сочинению, верно указан его автор.
10. (Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Описание правильного ответа:
1. В процессе коллективного обсуждения выбран фрагмент оперы или мюзикла для инсценировки.
Исполнены музыкальные темы главных действующих лиц, распределены роли.
Предложены варианты оформления спектакля (костюмы, декорации и др.).
На одном из уроков представлена подготовленная музыкально-театральная композиция.
Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
Принято посильное участие в обсуждении, подготовке и представлении музыкально-театральной композиции (инсценировка одной из сцен оперы или мюзикла).
Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Повышенный уровень:
Принято активное участие в обсуждении, подготовке и представлении музыкально-театральной композиции (инсценировка одной из сцен оперы или мюзикла).
Выразительно, интонационно верно исполнена одна из партий какого-либо действующего лица, эмоционально представлен какой-либо музыкальный образ.
Предложен оригинальный способ оформления спектакля (костюмы, декорации и др.).
Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Рекомендуемые музыкальные произведения для инсценирования
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (интродукция — сцена встречи девушками русских воинов-ополченцев, сцена прихода поляков в дом Сусанина, сцена в лесу, «Польский акт», фрагмент эпилога и хор «Славься»), Опера «Руслан и Людмила» (свадебный пир и сцена похищения, фрагмент четвёртого действия «В волшебных садах Черномора» и др.).
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (пляска и песня скоморохов, хор красных девиц царства подводного, шествие чудищ морских, пляски обитателей царства подводного и др.). Опера «Снегурочка» (песня и пляска птиц, проводы Масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу, хоровод и песня про бобра, пляска скоморохов и др.).
С. С. Прокофьев. Сказка Г. X. Андерсена для голоса с фортепиано «Гадкий утёнок»; Л. Конов. Оперная версия музыки С. Прокофьева «Гадкий утёнок».
М.И.Дунаевский. Фрагменты из мультфильма «Летучий корабль», из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!» («Цветные сны», «Салон мадам Корри», «Ветер перемен», «Тридцать три коровы», «Лев и брадобрей» и др.).
II вариант
Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
Ответ
а
б
в
в
1) а, в, д
2) б, г, е
1)в, 2) а,
3) г, 4) б
По выбору учителя
8. (Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Рекомендуемые музыкальные и литературные произведения для предварительного ознакомления и прослушивания(с учетом особенностей программы могут быть заменены на равноценные)
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко», былина о Садко.
К. Глюк. Опера «Орфей», древнегреческий миф об Орфее и Эвридике.
В. А. Моцарт. Сонаты (по выбору учителя); К.Г. Паустовский. Старый повар.
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром; Соната ми минор (фрагменты по выбору учителя); К. Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.
Описание правильного ответа:
Приведён пример преобразующего влияния музыкального искусства из числа знакомых литературно-поэтических произведений, былин, народных сказок (былина о Садко, миф об Орфее, рассказы К. Г. Паустовского, В. Г. Короленко и др.).
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Дан один пример воздействия музыки, её преобразующего влияния на основе известных из курса музыки произведений (музыкальных и литературных).
2. Верно названы литературное произведение и автор музыки.
Повышенный уровень:
1. Названо не менее двух примеров воздействия музыки, её преобразующего влияния на основе собственного жизненного опыта, знания музыкальных и литературных произведений, в том числе выходящих за рамки курса музыки в основной школе.
Верно названы оба литературных произведения и авторы музыки.
Методический комментарий. Задание предполагает предварительное ознакомление с музыкой и литературными произведениями, предлагаемыми выше (если это не предусмотрено программой).
Может быть предложено как для фронтальной, так и для групповой или индивидуальной работы — устной или письменной.
9. (Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Рекомендуемые музыкальные произведения для прослушивания(с учетом особенностей программы могут быть заменены учителем на равноценные)
В. А. Моцарт. Сонаты ля фортепиано.
Л. Бетховен.Сонаты для фортепиано.
Ф. Шопен. Прелюдии; ноктюрны; мазурки.
П. И. Чайковский.Пьесы из фортепианного цикла «Времена года».
М.П. Мусоргский.Пьес из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».
Примечание. В данном задании название музыкального произведения школьникам не сообщается. Описание ответа дано на примере «Вальса-фантазии» М. И. Глинки.
Описание возможного ответа:
1.Определён жанр произведения (в соответствии с приведённым примером — вальс).
2. Отмечены основные выразительные средства (например: «напевная мелодия», «изящный, грациозный ритмический рисунок», «нежное звучание струнных инструментов», «темп небыстрого вальса»).
3. Дана общая характеристика эмоционально-образного содержания прослушанного сочинения (например: «танцующая девушка», «состояние далёкой мечты»)
Названо хотя бы одно музыкальное произведение, аналогичное и/или контрастное прослушанному сочинению, например: Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», вальс.
Примечание. Эмоциональные, интонационно-образные характеристики, данные школьниками, могут быть и иными, но соответствующими художественно-образному содержанию прослушанного музыкального произведения.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Верно определён жанр произведения.
2. Отмечены характерные средства выразительности, особенности музыкального изложения.
3. Раскрыто в общих чертах эмоционально-образное содержание сочинения.
Повышенный уровень:
1.Верно определён жанр произведения.
2. Отмечены характерные средства выразительности, особенности музыкального изложения.
3. Раскрыто эмоционально-образное содержание сочинения.
4. Названо хотя бы одно музыкальное произведение, аналогичное и/или контрастное прослушанному сочинению, верно указан его автор.
10. (Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Описание правильного ответа:
1. В процессе коллективного обсуждения выбран фрагмент оперы или мюзикла для инсценировки.
Исполнены музыкальные темы главных действующих лиц, распределены роли.
Предложены варианты оформления спектакля (костюмы, декорации и др.).
На одном из уроков представлена подготовленная музыкально-театральная композиция.
Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
Принято посильное участие в обсуждении, подготовке и представлении музыкально-театральной композиции (инсценировка одной из сцен оперы или мюзикла).
Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Повышенный уровень:
Принято активное участие в обсуждении, подготовке и представлении музыкально-театральной композиции (инсценировка одной из сцен оперы или мюзикла).
Выразительно, интонационно верно исполнена одна из партий какого-либо действующего лица, эмоционально представлен какой-либо музыкальный образ.
Предложен оригинальный способ оформления спектакля (костюмы, декорации и др.).
Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Рекомендуемые музыкальные произведения для инсценирования
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (интродукция — сцена встречи девушками русских воинов-ополченцев, сцена прихода поляков в дом Сусанина, сцена в лесу, «Польский акт», фрагмент эпилога и хор «Славься»), Опера «Руслан и Людмила» (свадебный пир и сцена похищения, фрагмент четвёртого действия «В волшебных садах Черномора» и др.).
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (пляска и песня скоморохов, хор красных девиц царства подводного, шествие чудищ морских, пляски обитателей царства подводного и др.). Опера «Снегурочка» (песня и пляска птиц, проводы Масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу, хоровод и песня про бобра, пляска скоморохов и др.).
С. С. Прокофьев. Сказка Г. X. Андерсена для голоса с фортепиано «Гадкий утёнок»; Л. Конов. Оперная версия музыки С. Прокофьева «Гадкий утёнок».
М.И.Дунаевский. Фрагменты из мультфильма «Летучий корабль», из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!» («Цветные сны», «Салон мадам Корри», «Ветер перемен», «Тридцать три коровы», «Лев и брадобрей» и др.).
Итоговая диагностика
5 класс
I вариант
1. Прослушай два произведения музыкального народного творчества. Попробуй по изобразительным и выразительным интонациям мелодии, темпу и ритмическому рисунку, динамике определить характерные черты каждого из них.
2.Прочитай стихотворение.
Осыпаются листья в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём.
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой.
(И. Бунин)
Назови созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выбери наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных (по выбору учителя). Поясни, что объединяет эти сочинения.
3. Послушай два музыкальных произведения. Подумай и ответь, что особенного в интонациях этих сочинений, к какому жанру относится каждое из них, в какой форме написано. Попытайся объяснить, почему для выражения своих музыкальных мыслей композитор выбрал именно эту форму.
4.Напой мелодию известной тебе русской народной песни. Назови жанр, в котором она написана. Ответь, какие жанры русского народного музыкального творчества тебе ещё известны.
5. Подготовь и представь музыкально-театральную композицию (инсценировку одной из сцен оперы, мюзикла). Предварительно обсуди с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц, распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните фрагмент оперы или мюзикла с помощью и/или под руководством учителя. Оцени своё исполнение с точки зрения воплощения музыкальных образов и драматургической линии представления.
5 класс
II вариант
1. Прослушай два произведения музыкального народного творчества. Попробуй по изобразительным и выразительным интонациям мелодии, темпу и ритмическому рисунку, динамике определить характерные черты каждого из них.
2. Прочитай стихотворение.
Осыпаются листья в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём.
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой.
(И. Бунин)
Назови созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выбери наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных (по выбору учителя). Поясни, что объединяет эти сочинения.
3. Послушай два музыкальных произведения. Подумай и ответь, что особенного в интонациях этих сочинений, к какому жанру относится каждое из них, в какой форме написано. Попытайся объяснить, почему для выражения своих музыкальных мыслей композитор выбрал именно эту форму.
4. Напой мелодию известной тебе русской народной песни. Назови жанр, в котором она написана. Ответь, какие жанры русского народного музыкального творчества тебе ещё известны.
5. Подготовь и представь музыкально-театральную композицию (инсценировку одной из сцен оперы, мюзикла). Предварительно обсуди с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц, распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните фрагмент оперы или мюзикла с помощью и/или под руководством учителя. Оцени своё исполнение с точки зрения воплощения музыкальных образов и драматургической ли¬нии представления.
Ответы:
I и II варианты
1.(Базовый уровень)
Примечание. Для прослушивания предлагаются, например, башкирский народный танец «Охотники» и неаполитанская песня в обработке Т. Коттрау «Санта Лючия».
Описание возможного ответа:
Перечислены характерные черты двух прослушанных произведений музыкального народного творчества (например: «Неаполитанская песня отличается выразительностью, плавностью мелодии, мягким и спокойным движением, равномерным ритмом; башкирский народный танец изображает сцену охоты, передаёт движения ловкого, смелого и бесстрашного охотника»).
Примечание. Ученик может дать и другие пояснения при определении характерных черт (мелодии, ритма, темпа, динамики и др.) музыкального творчества народов России и других стран.
Критерии достижения планируемого результата:
Названы характерные черты музыки (песен или танцев) народов России и других стран.
Методический комментарий. Для прослушивания предлагаются различные характерные образцы музыкального творчества народов России и других стран из произведений программы, например одна из песен или один из танцев народов, населяющих нашу страну (татарская, башкирская, ненецкая, чувашская, еврейская и т.д.), и танцы или песни народов мира (итальянекая, венгерская, испанская, польская, музыка народов Африки, Америки и др.). Исходя из особенностей программы и национального состава обучающихся предложенные произведения могут быть заменены на равноценные, имеющие ярко выраженные, характерные черты.
(Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Произведения живописи
(с учётом особенностей программы могут быть заменены учителем на равноценные)
Т. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом.
В. Делфтский. Девушка, читающая письмо.
Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ.
В. Борисов-Мусатов. Осенняя песнь; Майские цветы.
А. Головин. Осень.
И. Левитан. Весна. Большая вода.
П. Филонов. Формула весны.
М. Врубель. Царевна-лебедь; Ангел с кадилом и свечой.
М. Меньков. Симфония (скрипка).
К. Чюрлёнис. Знаки зодиака; Сотворение мира.
Примечание. Для аргументированного ответа можно воспользоваться приведённой ниже таблицей и кратко охарактеризовать выразительные средства музыки и живописи.
-
МЕЛОДИЯ
ЛИНИЯ
Лад
Колорит
Метроритм
Ритм
Тембр
Цвет
Форма
Композиция
Базовый уровень:
После чтения стихотворения названо музыкальное произведение лирического характера и соответствующего настроения (например, «Осенняя песня» П. И. Чайковского, или «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», или какая-либо песня и др.).
Выбрана одна из предложенных учителем картин, созвучная музыкальному произведению.
На основе таблицы, приведённой в задании, даны краткие пояснения о взаимосвязи между художественными образами музыки, литературы, изобразительного искусства.
Повышенный уровень:
1. После чтения стихотворения названо не менее двух музыкальных произведений лирического характера и соответствующего настроения (например, «Осенняя песня» П. И. Чайковского, или «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», или какая-либо песня и др.).
2. Выбрана одна из предложенных учителем картин, созвучная музыкальному произведению.
3. На основе таблицы, приведённой в задании, даны развёрнутые пояснения о взаимосвязи между художественными образами музыки, литературы, изобразительного искусства.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Верно названо одно музыкальное сочинение, соответствующее художественно-образному содержанию прочитанного стихотворения.
2. Верно подобрано произведение живописи, созвучное художественно-образному содержанию музыки.
3. Даны краткие пояснения о том, что объединяет эти произведения различных видов искусства.
1.Верно названо не менее двух музыкальных сочинений, соответствующих художественно-образному содержанию прочитанного стихотворения.
2. Верно подобрано произведение живописи, созвучное художественно-образному содержанию музыки.
3. Даны развёрнутые пояснения о том, что объединяет эти произведения различных видов искусства.
Примечание. В задании допускаются варианты. Например, может быть предложено музыкальное произведение, к которому учащиеся подбирают созвучный поэтический и живописный образы, или репродукция картины, к которой надо подобрать музыкальное произведение. Например: какое из музыкальных произведений — «Весна» А. Вивальди, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, «Весенние воды» С. В. Рахманинова, «Весна» Г. В. Свиридова -- в большей степени созвучно картине И. И.Левитана «Весна. Большая вода» (или картине П. Н. Филонова «Формула весны»)?
Методический комментарий. Задание выполняется устно в ходе беседы о музыке, можно предложить учащимся напеть и/или пластически проинтонировать мелодию прослушанного (или предложенного ими) произведения.
Для фронтальной работы со всеми учащимися класса учитель выбирает одно музыкальное произведение из приведённых выше. Учащиеся могут отвечать устно или давать краткие письменные ответы.
Если классная комната оснащена техникой, позволяющей учащимся одновременно (с помощью наушников) прослушивать несколько музыкальных произведений, целесообразно организовать работу в группах, парах или индивидуально с последующим общим прослушиванием и обсуждением всех использованных на занятии художественных произведений.
Для подтверждения достижения повышенного уровня в ходе групповой работы каждый учащийся приводит собственный пример музыкального произведения, может напеть его мелодию.
3.(Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Рекомендуемые пары музыкальных произведений для прослушивания
(с учетом особенностей программы могут быть заменены учителем на равноценные)
Первая пара произведений (вариант для базового уровня)
1) П. И. Чайковский. Времена года. Октябрь. «Осенняя песнь».
2) Ф. Шопен. Прелюдия для фортепиано №7, ля мажор/
Вторая пара произведений (вариант для повышенного уровня)
1) Л. Бетховен. Вариации на русскую тему.
2) В. А. Моцарт. Соната ля мажор, часть III, Rondoallaturca.
Описание возможного ответа:
Базовый уровень:
1. Приведены эмоционально-образные характеристики интонаций (например: «В первом сочинении интонации печали, лёгкой грусти, во втором — грациозные, изящные»).
2. Названы жанры и формы двух сочинений (например: «Первое сочинение — это песня, написана в трёхчастной форме; второе произведение — пьеса танцевального характера, форма одночастная»),
3. Предпринята попытка пояснить взаимосвязь содержания и формы музыкальных произведений (например: «Композитор может передать в музыке какое-то одно состояние, впечатление от того, что увидел или услышал, на что обратил внимание, чему удивился, и получается одночастная форма. А в трёхчастной форме в первой части звучит одно впечатление, настроение, во второй — другое состояние человека, а потом повторяется первая часть»),
Описание возможного ответа:
Повышенный уровень:
1. Приведены эмоционально-образные характеристики интонаций (например: «В первом сочинении интонации напоминают русскую народную песню, плавные, мягкие, во втором в интонациях, музыкальных мыслях композитора есть изящество, радость, торжество, подражание звучанию маленького турецкого барабанчика»).
2. Названы жанры и формы двух сочинений (например: «Первое сочинение — это песня в форме вариаций, второе сочинение написано в форме рондо, музыка и танцевальная, и маршевая»).
3. Дано посильное объяснение о взаимосвязи содержания и формы музыкальных произведений (например: «Наверное, в первом произведении композитору очень понравилась эта тема, и он захотел, чтобы все люди услышали её. Но композитор задумал подать эту тему по-своему, поэтому каждый раз что-то меняет в теме, добавляет новые музыкальные слова и предложения. Во втором сочинении несколько музыкальных тем, разных настроений и впечатлений композитора. Темы, как по кругу, следуют друг за другом. И только одна — рефрен — повторяется несколько раз без изменений. Меняется состояние человека, меняется и его музыкальная речь»).
Примечание. Эмоциональные, интонационно-образные характеристики, данные детьми, могут быть и иными, но соответствующими художественно-образному содержанию прослушанных музыкальных произведений.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Даны эмоциональные, интонационно-образные характеристики прослушанных произведений.
2. Верно указаны жанры и формы прозвучавших музыкальных произведений.
3. В целом дано пояснение о взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения.
Повышенный уровень:
1. Даны эмоциональные, интонационно-образные характеристики произведений.
2. Верно указаны жанры и формы прослушанных музыкальных произведений.
3. Дано пояснение о взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения, приведены аргументы.
Методический комментарий. Задание может выполняться в ходе беседы о музыке. Названия произведений не сообщаются.
В зависимости от оснащённости класса может быть предложено задание как для фронтальной, так и для групповой или индивидуальной работы. При соответствующем оборудовании класса (наличии аудиоаппаратуры, наушников) возможно его выполнение в письменной форме. Каждому ученику предлагаются:
1) фрагменты двух музыкальных произведений для прослушивания, например из приведённого выше списка;
2) характеристики звучания музыки (эмоциональный словарь).
При выборе индивидуальной или групповой формы выполнения задания целесообразно расширить список прослушиваемых произведений.
4.(Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Описание возможного ответа:
1. Исполнена русская народная песня (при необходимости с помощью аккомпанемента учителя, записи инструментального сопровождения).
2. Назван жанр исполненной песни.
3. Указаны другие жанры русского народного музыкального творчества.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Русская народная песня (два-три куплета) исполнена в основном интонационно верно и эмоционально (при необходимости с помощью аккомпанемента учителя, записи инструментального сопровождения).
2. В целом передано эмоционально-образное содержание.
3. Верно указан жанр исполненной песни.
4. Названо не менее двух других жанров русского народного музыкального творчества.
Повышенный уровень:
1. Русская народная песня (два-три куплета) исполнена интонационно верно и выразительно (при необходимости с помощью аккомпанемента учителя, записи инструментального сопровождения).
2. Передано эмоционально-образное содержание.
3. Верно указан жанр исполненной песни.
4. Названо не менее трёх других жанров русского народного музыкального творчества.
Примечание. Задание может выполняться индивидуально и группами по 3—5 человек в зависимости от уровня развития музыкальных способностей учащихся, сформированности вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков. Вариантом задания может быть и инструментальное исполнение любой русской народной песни по выбору учеников.
5.(Комплексное задание, базовый и повышенный уровни)
Описание правильного ответа:
1. В процессе коллективного обсуждения выбран фрагмент оперы или мюзикла для инсценировки.
2. Исполнены музыкальные темы главных действующих лиц, распределены роли.
3. Предложены варианты оформления спектакля (костюмы, декорации и др.).
4. На одном из уроков представлена подготовленная музыкально-театральная композиция.
5. Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1. Принято посильное участие в обсуждении, подготовке и представлении музыкально-театральной композиции (инсценировка одной из сцен оперы или мюзикла).
2. Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Повышенный уровень:
1. Принято активное участие в обсуждении, подготовке и представлении музыкально-театральной композиции (инсценировка одной из сцен оперы или мюзикла).
2. Выразительно, интонационно верно исполнена одна из партий какого-либо действующего лица, эмоционально представлен какой-либо музыкальный образ.
3. Предложен оригинальный способ оформления спектакля (костюмы, декорации и др.).
4. Дана соответствующая оценка исполнения, учитывающая драматургическую линию представления и воплощение музыкальных образов.
Рекомендуемые музыкальные произведения для инсценирования
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (интродукция — сцена встречи девушками русских воинов-ополченцев, сцена прихода поляков в дом Сусанина, сцена в лесу, «Польский акт», фрагмент эпилога и хор «Славься»), Опера «Руслан и Людмила» (свадебный пир и сцена похищения, фрагмент четвёртого действия «В волшебных садах Черномора» и др.).
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (пляска и песня скоморохов, хор красных девиц царства подводного, шествие чудищ морских, пляски обитателей царства подводного и др.). Опера «Снегурочка» (песня и пляска птиц, проводы Масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу, хоровод и песня про бобра, пляска скоморохов и др.).
С. С. Прокофьев. Сказка Г. X. Андерсена для голоса с фортепиано «Гадкий утёнок»; Л. Конов. Оперная версия музыки С. Прокофьева «Гадкий утёнок».
М.И.Дунаевский. Фрагменты из мультфильма «Летучий корабль», из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!» («Цветные сны», «Салон мадам Корри», «Ветер перемен», «Тридцать три коровы», «Лев и брадобрей» и др.).
Литература
1.Музыка. 2-4 классы: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. О. П. Лагунова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 74 с.
2. Алексеева Л. Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ