Урок для 4 класса на тему «Праздник пунктуационных знаков»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 VIII вида» г.Междуреченска












Урок для 4 класса на тему «Праздник пунктуационных знаков»
















Составитель: учитель начальных классов

Емельянова Хакима Шайдулловна













Урок-праздник по письму для 4 класса «Праздник пунктуационных знаков».

Тема. Праздник пунктуационных знаков.

Цель. Закрепить знания о знаках препинания в конце предложения.

Задачи. Дополнить словарный запас детей.

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Развивать слухового и зрительного восприятия, внимания, речи.

Ход урока.

Учитель спрашивает, а дети все хором отвечают.

-Кто любит разговаривать? – Мы любим разговаривать! – Кто должен выговаривать? – Мы будем выговаривать! – Все правильно и внятно? – Все правильно и внятно! – Чтоб было всем понятно? – Чтоб было всем понятно!

Всё, что я вам сообщала, - это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь. Какая бывает речь? Из чего состоит речь? Сегодня на наш урок пришли гости. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

  1. Вечно думая над словом, изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак).

Разные вопросы задаёт он нам.

Как? Где? Что? Откуда? Куда? Кому? Сколько? Какая? Почему? Чья? Отчего? Вот какой мастак, Вопросительный знак.

Дети друг другу задают вопросы? (составляют предложения).

Попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за второй маской.

  1. Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак).

Правильно, ребята! Обычно в предложении Стою для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество. Где я, то предложение С особым выражением Произнестись должно.

Дети выражают друг другу различные чувства. (Составляют предложения).

Отгадайте следующую маску.

  1. Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (Точка).

У нас особый пост В самой малой строчке. Если точка – Вывод прост. Это значит – Точка.

Дети составляют повествовательные предложения.

В классе появляется почтальон. Он принёс телеграмму от Незнайки. Только не разобраться, что в ней написано. В ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет прочитать текст? Дети отгадывают содержание телеграммы. (ребя – доро - ? – здрав – гие – та – ляю – вас – с празд – зна – препи – ков – ником – нания – по - ?). Ответ ( Дорогие ребята, поздравляю вас с праздником знаков препинания).

А теперь прошу представиться остальным знакам препинания, хоть они нам не так часто и встречаются.

Тире: Я – тире. Лягу палочкой на строчку. Проходите по мосточку.

Скобки: Мы - скобки. Словам раскрываем объятья: ждём в гости вас, Милые братья!

Кавычки: Мы – кавычки. Всегда подслушать норовим, что другие говорят.

Двоеточие: Я – двоеточие. Обо мне говорят так: двоеточие глазастое. Ходит знаниями хвастая: так и хочется ему разъяснить нам, что к чему.

Многоточие: Я – многоточие. Обо мне сложены такие строчки: стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком, какими-то далёкими туманными намёками.

Все ли знаки препинания пришли к нам на праздник?

Ответ подготовленного ученика. Ещё один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда. Многие ребята о нём забывают в своих сочинениях.

Учитель: А, это мы пригласили ту, о которой говорят:

Выйдет на дорожку Всем подставит ножку. Ученик: нет, нет! Она, наоборот, помогает людям писать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу.

Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? (о запятой).

Да. это о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с ней рядом. Пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А вот однажды девочку в одной сказке запятая выручила. На доске выставляются карточки со словами (Казнить нельзя помиловать). Царь сказал, что жизнь девочки зависит от правильной постановки запятой. Так давайте мы поможем девочке, поставим прмвильно запятую. Рассматриваются варианты. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Вот видите какое значение имеют знаки препинания.

Знаки нужно уважать, Правильно употреблять. И никогда не забывать!

При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего их у нас десять. Препинание – это значит препятствие в течении речи, как камень или порог – препятствие в течение реки. А запятая появилась самой первой в письменной речи. Вы должны запомнить, чтобы поставить правильно запятую, необходимо определить смысл предложения. Вот как обращался с запятыми и точками Незнайка. Он написал: Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. Как бы вы расставили знаки в этом предложении, чтобы не было никакой нелепицы?

Дети самостоятельно расставляют знаки препинания. Проверяется.

Итог урока.

Шьёт иглой портниха в строчку. Взял коньки точильщик в точку. Я заканчиваю строчку, Ставлю маленькую точку.

Этой маленькой точкой мы и завершаем наш праздник. (Звучит запись песни «Чему учат в школе»).

Список литературы:

  1. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Цыбенко Т. И. Внеклассные мероприятия 4 класс. М «ВАКО», 2005.

  2. Максимова Т. Н. Классные часы 2 класс. М «ВАКО», 2011.

  3. Дик Н. Ф. Весёлые часы во 2-3 классах. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

  4. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников. М: Первое сентября, 2001.

  5. Журнал «Начальная школа».

  6. М. А. Бесова Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль: Академия развития, 2002.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ