Урок для 4 класса по теме: "Дательный падеж"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия















ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 4 КЛАССЕ

ТЕМА: Дательный падеж




подготовила учитель начальных классов

Чумакова Наталья Евгеньевна






















Рузаевка, 2014

Чумакова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4»

УМК «Школа 2100»

Учебный предмет: русский язык

Класс 4 «З»

Тема урока: Дательный падеж

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Целевые установки на достижение результатов:

-Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Предметных:

  • уточнить представления об особенностях дательного падежа имён существительных;

  • повторить знания об имени существительном; об однородных членах предложения;

  • повторить ранее изученные орфограммы;

- Метапредметных:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

  • Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Д.Н. Ушаков .Толковый словарь, Л. В. Успенский «По дорогам и тропам языка», ПК, проектор, звук.колонки, интерактивная доска, презентация

«Дательный падеж».


Ход урока

1.Организационный момент

Язык 

(читает ученица)
С благоговеньем прикасайся 
К тому, чем ты вооружён, 
Твори светло и упивайся 
Безбрежным русским языком

Ему к лицу и термин узкий, 
И междометный вздох, и клич, 
Гордись, что понимаешь русский, 
Старайся глубину постичь. 
Воздушно лёгок, сочен, вкусен, 
Суров и нежен, многолик, 
Во всех мелодиях искусен 
Наш удивительный язык.

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

- Язык – это очень сложный инструмент. Не так-то просто разгадать секреты его устройства, постигнуть тайны. А без знания этих тайн трудно избежать ошибок и неточностей. Неточная речь – всё равно, что фальшивая мелодия или искажённый рисунок. Чем старше вы становитесь, тем более гибкой, точной и богатой должна быть ваша речь. Значит, всё глубже вы должны проникать в тайны родного языка. Каждый человек должен воспитать в себе грамотность, овладеть свободой самовыражения, каждый человек должен гордится языком, на котором написаны величайшие произведения мировой литературы и сделать все от него зависящее, чтобы сохранить его.

II.Языковая разминка.

Работа с предложением.

У бирески вюга пасерибрила светлые косы.

-Прочитайте предложение, найдите ошибки, объясните выбор орфограмм, запишите в тетрадь.

-Выполнить синтактический разбор предложения.

-Найдите в предложении имена существительные. Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном.

-Определите падеж имен существительных.

Р.п. И.п. В.п.

Проверка: У березки вьюга посеребрила светлые косы.(Повествовательное, невосклицательное, простое,распространённое.)

III.Сообщение темы урока.

– Ребята, я вам прочитаю строки стихотворения Г. Граубина, а вы должны догадаться о каком падеже сегодня пойдет речь на уроке.

«Такой падеж

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю».

-Правильно, это дательный падеж.

IV.Изучение нового материала.

1. Повторяем то, что знаем. «Что мы знаем о дательном падеже»

-Давайте составим таблицу, в которую внесем данные уже известные нам о дательном падеже. В течении урока мы будем пополнять данные нашей таблицы.

Запись на доске:


Дательный падеж

Вопросы кому? чему?

Вспомогательное слово дать

-А почему дательный падеж называется именно так, и откуда появилось вспомогательное слово-дать?

- В своей книге «По дорогам и тропам языка» Лев Успенский, целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж».

-Как вы думаете почему? Уточните значение «щедрый» в толковом словаре.

В упр. 144 прочитаем, что Успенский пишет о дательном падеже.

-Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Отсюда и появилось вспомогательное слово – дать.

2. Наблюдение за предлогами. ( Работа на доске)

-Прочитайте предложение, записанное на доске, вставь подходящие по смыслу предлоги.

Плот плыл ….реке и причалил …. берегу. (к, по)

-Найдите в предложении имена существительные и определите падеж.

( Плот плыл-это грамматическая основа, значит существительное плот стоит в именительном падеже, плыл (по чему?) по реке- дательный падеж, причалил ( к чему?)к берегу- дательный падеж)

-Какие предлоги употребляются с существительными, стоящие в дательном падеже? (к, по)

-Давайте дополним нашу таблицу:

Дательный падеж

Вопросы кому? чему?

Вспомогательное слово дать

Предлоги к, по

  1. Наблюдение за окончаниями имен сущесвительных в дательном падеже.

-Запишите имена существительные земля, молодежь, класс, небо, писатель в дательном падеже, пользуясь вспомогательным словом-дать и вопросами, выделяя окончания. (Один ученик работает у доски)

дать (чему?) земле

дать (кому?)молодёжи

дать (чему?) классу

дать (чему?) небу

дать (кому?) писателю

-Какие окончания могут иметь имена существительные в дательном падеже?

-Дополним нашу таблицу:



Дательный падеж

Вопросы кому? чему?

Вспомогательное слово дать

Предлоги к, по

Окончания -е, -и, -у, -ю

V.Физкультминутка (движения под музыку)

На зарядку дружно встали

Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

(Повороты корпуса в стороны.)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши?

(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно.

(Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.)

От души мы потянулись,

(Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.



VI. Развитие умений.

1.Упр. 145( работа в парах)

Составление и запись предложений с однородными членами. Проверка коллективная: ученик рисует схему на доске, остальные зачитывают предложения, соответствующие ей.

2.Упр. 146 (устно)

Вывод: С каждым изученным падежом употребляются свои предлоги. Зная эти предлоги, можно определить падеж.

3.Упр. 147 выполняется по заданию, проверка коллективная.

VII. Закрепление .

На доске написаны слова:

от к…рабля, по к…ридору, без …лмаза, к с…чинению, у к…питана, к б…рёзе.

-Запишите в тетрадь слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания.

-По какому принципу вы будете делить слова? (В первый столбик нужно записать существительные в дательном падеже, во второй - в родительном падеже).

VIII.Итог урока

- Как можно определить падеж имён существительных? (При помощи вопросов, пользуясь вспомогательным словом и зная предлоги.)

- Какой падеж мы сегодня изучили более подробно?

-Что мы узнали нового о дательном падеже?

- У вас на столах лежат бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Оцените свои знания, полученные на уроке. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если вам многое непонятно – голубой.

Выставление оценок обучающимся.

IX. Домашнее задание.

Упр. 5 ,с.135-136, с.127- таблица

”.





Список используемой литературы




Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 4 класс .Учебник в 2-х частях. Баласс 2013

Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя к учебнику .

Баласс 2013

Д.Н. Ушаков .Толковый словарь. М., 2000.

Л. В. Успенский .По дорогам и тропам языка. Зебра-Е ,2008








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ