Урок для 4 класса по теме: "Дательный падеж"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: Дательный падеж
подготовила учитель начальных классов
Чумакова Наталья Евгеньевна
Рузаевка, 2014
Чумакова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4»
УМК «Школа 2100»
Учебный предмет: русский язык
Класс 4 «З»
Тема урока: Дательный падеж
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Целевые установки на достижение результатов:
-Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Предметных:
уточнить представления об особенностях дательного падежа имён существительных;
повторить знания об имени существительном; об однородных членах предложения;
повторить ранее изученные орфограммы;
- Метапредметных:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Д.Н. Ушаков .Толковый словарь, Л. В. Успенский «По дорогам и тропам языка», ПК, проектор, звук.колонки, интерактивная доска, презентация
«Дательный падеж».
Ход урока
1.Организационный момент
Язык
(читает ученица)
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)
- Язык – это очень сложный инструмент. Не так-то просто разгадать секреты его устройства, постигнуть тайны. А без знания этих тайн трудно избежать ошибок и неточностей. Неточная речь – всё равно, что фальшивая мелодия или искажённый рисунок. Чем старше вы становитесь, тем более гибкой, точной и богатой должна быть ваша речь. Значит, всё глубже вы должны проникать в тайны родного языка. Каждый человек должен воспитать в себе грамотность, овладеть свободой самовыражения, каждый человек должен гордится языком, на котором написаны величайшие произведения мировой литературы и сделать все от него зависящее, чтобы сохранить его.
II.Языковая разминка.
Работа с предложением.
У бирески вюга пасерибрила светлые косы.
-Прочитайте предложение, найдите ошибки, объясните выбор орфограмм, запишите в тетрадь.
-Выполнить синтактический разбор предложения.
-Найдите в предложении имена существительные. Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном.
-Определите падеж имен существительных.
Р.п. И.п. В.п.
Проверка: У березки вьюга посеребрила светлые косы.(Повествовательное, невосклицательное, простое,распространённое.)
III.Сообщение темы урока.
– Ребята, я вам прочитаю строки стихотворения Г. Граубина, а вы должны догадаться о каком падеже сегодня пойдет речь на уроке.
«Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю».
-Правильно, это дательный падеж.
IV.Изучение нового материала.
1. Повторяем то, что знаем. «Что мы знаем о дательном падеже»
-Давайте составим таблицу, в которую внесем данные уже известные нам о дательном падеже. В течении урока мы будем пополнять данные нашей таблицы.
Запись на доске:
Дательный падеж
Вопросы кому? чему?
Вспомогательное слово дать
-А почему дательный падеж называется именно так, и откуда появилось вспомогательное слово-дать?
- В своей книге «По дорогам и тропам языка» Лев Успенский, целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж».
-Как вы думаете почему? Уточните значение «щедрый» в толковом словаре.
В упр. 144 прочитаем, что Успенский пишет о дательном падеже.
-Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Отсюда и появилось вспомогательное слово – дать.
2. Наблюдение за предлогами. ( Работа на доске)
-Прочитайте предложение, записанное на доске, вставь подходящие по смыслу предлоги.
Плот плыл ….реке и причалил …. берегу. (к, по)
-Найдите в предложении имена существительные и определите падеж.
( Плот плыл-это грамматическая основа, значит существительное плот стоит в именительном падеже, плыл (по чему?) по реке- дательный падеж, причалил ( к чему?)к берегу- дательный падеж)
-Какие предлоги употребляются с существительными, стоящие в дательном падеже? (к, по)
-Давайте дополним нашу таблицу:
Дательный падеж
Вопросы кому? чему?
Вспомогательное слово дать
Предлоги к, по
Наблюдение за окончаниями имен сущесвительных в дательном падеже.
-Запишите имена существительные земля, молодежь, класс, небо, писатель в дательном падеже, пользуясь вспомогательным словом-дать и вопросами, выделяя окончания. (Один ученик работает у доски)
дать (чему?) земле
дать (кому?)молодёжи
дать (чему?) классу
дать (чему?) небу
дать (кому?) писателю
-Какие окончания могут иметь имена существительные в дательном падеже?
-Дополним нашу таблицу:
Дательный падеж
Вопросы кому? чему?
Вспомогательное слово дать
Предлоги к, по
Окончания -е, -и, -у, -ю
V.Физкультминутка (движения под музыку)
На зарядку дружно встали
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный.
(Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
(Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.)
От души мы потянулись,
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
VI. Развитие умений.
1.Упр. 145( работа в парах)
Составление и запись предложений с однородными членами. Проверка коллективная: ученик рисует схему на доске, остальные зачитывают предложения, соответствующие ей.
2.Упр. 146 (устно)
Вывод: С каждым изученным падежом употребляются свои предлоги. Зная эти предлоги, можно определить падеж.
3.Упр. 147 выполняется по заданию, проверка коллективная.
VII. Закрепление .
На доске написаны слова:
от к…рабля, по к…ридору, без …лмаза, к с…чинению, у к…питана, к б…рёзе.
-Запишите в тетрадь слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания.
-По какому принципу вы будете делить слова? (В первый столбик нужно записать существительные в дательном падеже, во второй - в родительном падеже).
VIII.Итог урока
- Как можно определить падеж имён существительных? (При помощи вопросов, пользуясь вспомогательным словом и зная предлоги.)
- Какой падеж мы сегодня изучили более подробно?
-Что мы узнали нового о дательном падеже?
- У вас на столах лежат бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Оцените свои знания, полученные на уроке. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если вам многое непонятно – голубой.
Выставление оценок обучающимся.
IX. Домашнее задание.
Упр. 5 ,с.135-136, с.127- таблица
”.
Список используемой литературы
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 4 класс .Учебник в 2-х частях. Баласс 2013
Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя к учебнику .
Баласс 2013
Д.Н. Ушаков .Толковый словарь. М., 2000.
Л. В. Успенский .По дорогам и тропам языка. Зебра-Е ,2008
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ