Урок для 4 класса по теме: «Третье склонение имён существительных»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Кунгурского района, Пермской области
Конспект урока русского языка 4 класс,
УМК «Школа России»
«Третье склонение
имён существительных»
подготовила учитель
начальных классов
Толстик Ольга Павловна
С. Калинино 2013
Тема урока: «Третье склонение имён существительных».
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению третьего склонения имён существительных.
Обучающие цели:
Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в единственном числе; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
Воспитывающие:
воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.
Предметные УУД:
знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.
Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.
Структура и содержание урока.
I Организационный момент.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: формирование самооценки готовности к уроку, создание эмоционального настроя.
Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Прозвенел звонок –
Начинается урок!
Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)
Девиз дня: «Ученику-удача, учителю-радость»
II Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализирование знания о части речи, морфологических признаках.
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД : Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД : Знания о части речи, их признаках.
1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Имя существительное изменяется по … и …
- Сколько падежей в русском языке?
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
- Определите падеж существительного у дороги
- Назовите предлоги Д.п.
- На какие вопросы отвечает Т.п.?
- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
III Определение темы и цели урока:
Постановка проблемы. Исследовательская работа
Цель: Формирование представления о результате. Развитие умения вести исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод.
Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание.
Предметные УУД: затруднение в определении склонения существительного.
Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку.
Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, тетрадь,
капуста, помидор, малина, соль, блюдце.
Учитель. Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.
(Проверка по эталону)
IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
Учитель. Что вы заметили? (остались слова)
Учитель. Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
Учитель. Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3 склонения).
Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
- 3 склонение имён существительных.
2. Целеполагание.
- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).
- Будем учиться определять склонение у имён существительных.
-Что мы должны знать в конце урока?
- Как определить 3 склонение существительных.
3.Открытие нового знания
Цель: Формулирование умения определять третье склонение имен существительных.
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД : владение правильной речью.
Предметные УУД : понятие о части речи, их признаках.
Учитель. Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.
Учитель. Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению? Сколько склонений у имён существительных?
V. Релаксация. Физминутка.
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни
Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это проверим. (топают и хлопают в стиле футбольных фанатов)
Игра «Доскажи словечко»:
Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши;
если имя существительное 2 склонения – два притопа;
если имя существительное 3 склонения – присесть.
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) хлопок
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) два притопа
Его рукою не возьмёшь.
Кто же это? Это … (ёж) два притопа
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь) присесть
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха) хлопок
Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна … (тетрадь) присесть
VI. Первичное закреплениеУУД
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения склонения имени существительного.
Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.
Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно.
Предметные УУД : умение применять знания на практике.
Учитель.
Тему новую опять
Надо нам запоминать.
1. Поиск способов определения склонения имени существительного
УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей.
Работа с учебником. С.97, упр 60
Прочитайте, попробуйте объяснить, какие существительные относятся к 3 склонению. Как определили? Ж.р. с нулевым окончанием, с твёрдой и мягкой основой.
Работа с правилом с.98 Чтение вслух.
Работа в паре Составление алгоритма.
Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей.
Если сущ стоит в косвенной форме, то как определить склонение? Давайте на доске составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение) ( из конверта составляют алгоритм по этапам)
– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.
1 вариант
приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
в снежную пыль (3 скл.)
2 вариант
скакал на лошади (3 скл.)
раздавался в тишине (1 скл.)
сверкает солнце (2 скл.)
Проверка (Оценивание на полях)
VII.ФИЗМИНУТКА Физминутка для глаз.
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Определение склонений имён существительных
Самостоятельная работа в тетрадях
Запишите предложения. Определите склонение имён существительных
И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____) домик (____)конопатил.
Проверка по эталону. (Оценивание на полях)
Вывод
2. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.
-Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех).
Задание №1
Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля 1склонение
Лень
Дуб 2склонение
Мышь
3склонение
(Проверка по эталону. Оценивание)
Вывод:
Задание №2
Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.
Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.
(Проверка по эталону. Оценивание)
Вывод:
IX Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Учитель.
- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?
-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?
Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?
Чтобы правильно писать окончания у имён существительных (Выслушиваются предположения детей).
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)
X .Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Развивать рефлексивные умения.
Личностные УУД: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Учитель. С каким настроением заканчиваем урок? Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета. Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите Ошибка! Ошибка связи. желтого цвета. Кто хочет показать их? Прокомментируйте.
XI. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дается время для самооценки, выслушиваются результаты.
Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).
XII Информация о домашнем задании по выбору
Цель: дифференцируемый выбор.
1.Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря записать по 5 существительных 1, 2, 3 склонения.
2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить задание в упражнении 64 –определить склонение у имён существительных.
Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.
Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость»
Вы получили новое знание, и я рада за вас.
Список использованной литературы
Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык». Учебник для 4 класса начальной школы, часть1, Москва, «Просвещение» 2008
И. В. Перекрёстова Поурочные планы по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» 4 класс, Волгоград «Учитель», 2008
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://allforchildren.ru
http://www.rusedu.ru/detailhttp://iemcko.narod.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ