Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Виды предложения по цели высказывания»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

Общеобразовательная школа №22

Г. Шахты Ростовской области






Конспект урока по русскому языку

во 2 классе


«Виды предложения по цели высказывания».





подготовила

учитель начальных классов

Венерцева Надежда Александровна































г. Шахты

2013

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Виды предложения по цели высказывания.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок-диалог.

Цели:

создать условия для ознакомления видов предложения по цели высказывания; развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); способствовать развитию коммуникативных навыков создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручке; содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, позитивному отношению к учебе.

Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные;

4. беседы;

5. игровой.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. групповая;

4. в парах;
5. индивидуальная.
Средства обучения:
1. Иллюстрации, схемы-опоры, Толковый словарь Ожегова

Ход урока

Организация начала урока:

Проверка готовности: наличие школьных принадлежностей к уроку.

Учитель. Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником, Нужно знать вам вот о чём:

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Спина прямая у тебя,

Садитесь правильно, как я.

Учитель показывает правила посадки за партой.

- Ручки мы вот так кладём.

Если хочешь ты сказать.

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать.

- Замечательно, всё запомнили.

- Начинаем наш урок, открываем знания вместе.

I Актуализация знаний:

Словарно-орфографическая работа.

Запись на доске:

П..словица, р..сница, д..алог, л..пата, обу..вь, ж..лток, н..деля, и..ти.

Что можете сказать о записанных словах?

Какое задание вы могли бы предложить себе? (Записать слова, вставляя пропущенные буквы. Составить с этими словами предложения).

- Ребята, докажите, что вы составили предложения (ответы, детей).

А как можно убедиться в правильности написания этих слов? (Проверить по словарю.)

Проверить по словарю написание слов. Запомнить их (работа с Толковым словарём Ожегова подготовленными дома детьми.):

Обувь. Корень слова, оказывается, состоит всего из одной буквы -у-. Когда-то он входил в состав глагола ути – «надевать на ногу». Сейчас его можно извлечь, только сопоставляя близкие слова: об-у-ть, раз-у-ть.

Ресница. Общеславянское слово, образовано от древнерусского рясьнь – «ресница», а та – от ряса – «бахрома». Ресницы – как бы «бахрома», «ряд». Украинское значение слова: «складка», «сборка».

Подчеркните первые буквы слов, у вас получится еще одно слово. Но несколько букв из него выпало. Догадайтесь, что это за слово. (Предложение.)

II. Изучение нового материала.

  1. - Что характерно для предложения? (Ответы детей)

  2. Послушайте предложения:

С деревьев осыпались листья.

Скоро зима!

Интересно, зима снежная будет?

- Чем предложения отличаются друг от друга? (Ответы детей)

- Предложения и по характеру резко отличаются.

- Как вы считаете, какими они бывают? (Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумленные).

Ребята, как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке. (Ответы детей).

Сегодня на уроке мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.

Учитель: А чему научимся на уроке? (задавать и отвечать на вопросы, думать, делать выводы, подводить итоги).

2. На доске записаны предложения:

Кузнечик, снеси меня домой!

А где ты живешь?

В муравейнике за лесом.

Что заметили? (Каждое предложение записано с новой строки и перед ним стоит тире.)

Какая это речь? (Разговорная.)

Сколько героев участвуют в разговоре? Кто они? (Кузнечик и муравей.)

Как называют такую речь? (Диалог.)

Какой знак стоит в конце первого предложения? (Восклицательный.)

С какой интонацией произнесли предложение?

Как называют такие предложения? (Восклицательные.)

С какой целью муравей произнес первое предложение? (Попросил о помощи.)

Какое это будет предложение по цели высказывания?

Найдите определение в учебнике на с. 106. (работа в группах по рядам: 1 ряд ищет определение побудительного предложения, 2 вопросительного, третий повествовательного; составление схемы – опоры).

(Предложение, в котором о чем-либо просят, побуждают к действию, называется побудительным.)

Какой знак стоит в конце второго предложения? (Вопросительный.)

С какой интонацией произнесли это предложение? (Невосклицательной.)

Какое это предложение по цели высказывания? (Вопросительное.)

Найдите определение в учебнике на с. 106.

(Предложение, в котором о чем-либо спрашивают, называется вопросительным.)

Какой знак стоит в конце третьего предложения?

Как называются такие предложения (по цели высказывания)?

Определение на с. 106.

(Предложение, в котором о чем-либо сообщается, называется повествовательным.)

По цели всегда различай предложения:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос в вопросительном (даешь ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.

В. А. Синицын

III. Закрепление изученного материала.

Ребята, скажите, как мы дальше продолжим работу? (будем закреплять полученные знания)

1. Работа с учебником. Индивидуальная работа с коллективной проверкой. Критерии оценивания (листы оценивания, в которых отмечается уровень достижений учащегося. Такой лист представляет собой таблицу. В первой колонке обозначены критерии, во второй – планируемые достижения учащегося, следующие колонки соответствуют количеству номеров работы, последняя даёт информацию об уровне достижения по каждому из критериев).

Упражнение 195, с. 105

Физкультминутка.

Я буду читать предложения. Если предложение побудительное – выполняет задание I ряд учащихся, если повествовательное – II ряд, если вопросительное – III ряд.

Предложения: Быстро встаньте. Почему не хлопаете? Хорошо слушали на уроке и др.

Упражнение 197, с. 106.

Прочитайте текст.

Из каких предложений состоит описание коротышек?

Как называются предложения, которые содержат сообщения, а в конце их ставится точка?

Задание 3 выполняется самостоятельно.

2. Игра «Составь рассказ».( коллективная работа)

Дети составляют по картинке (серии картинок) на тему «Юные хоккеисты» рассказ, в котором будут содержаться различные по цели высказывания предложения.

IV. Итог урока

Что нового узнали о предложении?

- Прочитайте предложение «Сидите тихо» как вопросительное, повествовательное, побудительное.

- Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человечка.

Домашнее задание: придумать три предложения об осени различным по цели высказывания.























































Список использованной литературы


1. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе : 1–2 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2007.

2. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ