Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Виды предложения по цели высказывания»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Общеобразовательная школа №22
Г. Шахты Ростовской области
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Виды предложения по цели высказывания».
подготовила
учитель начальных классов
Венерцева Надежда Александровна
г. Шахты
2013
Предмет: Русский язык.
Тема урока: Виды предложения по цели высказывания.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок-диалог.
Цели:
создать условия для ознакомления видов предложения по цели высказывания; развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); способствовать развитию коммуникативных навыков создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручке; содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, позитивному отношению к учебе.
Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные;
4. беседы;
5. игровой.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. групповая;
4. в парах;
5. индивидуальная.
Средства обучения:
1. Иллюстрации, схемы-опоры, Толковый словарь Ожегова
Ход урока
Организация начала урока:
Проверка готовности: наличие школьных принадлежностей к уроку.
Учитель. Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Чтобы стать учеником, Нужно знать вам вот о чём:
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь.
Спина прямая у тебя,
Садитесь правильно, как я.
Учитель показывает правила посадки за партой.
- Ручки мы вот так кладём.
Если хочешь ты сказать.
Или выйти, или встать,
Надо руку так держать.
- Замечательно, всё запомнили.
- Начинаем наш урок, открываем знания вместе.
I Актуализация знаний:
Словарно-орфографическая работа.
Запись на доске:
П..словица, р..сница, д..алог, л..пата, обу..вь, ж..лток, н..деля, и..ти.
– Что можете сказать о записанных словах?
– Какое задание вы могли бы предложить себе? (Записать слова, вставляя пропущенные буквы. Составить с этими словами предложения).
- Ребята, докажите, что вы составили предложения (ответы, детей).
– А как можно убедиться в правильности написания этих слов? (Проверить по словарю.)
Проверить по словарю написание слов. Запомнить их (работа с Толковым словарём Ожегова подготовленными дома детьми.):
Обувь. Корень слова, оказывается, состоит всего из одной буквы -у-. Когда-то он входил в состав глагола ути – «надевать на ногу». Сейчас его можно извлечь, только сопоставляя близкие слова: об-у-ть, раз-у-ть.
Ресница. Общеславянское слово, образовано от древнерусского рясьнь – «ресница», а та – от ряса – «бахрома». Ресницы – как бы «бахрома», «ряд». Украинское значение слова: «складка», «сборка».
– Подчеркните первые буквы слов, у вас получится еще одно слово. Но несколько букв из него выпало. Догадайтесь, что это за слово. (Предложение.)
II. Изучение нового материала.
- Что характерно для предложения? (Ответы детей)
Послушайте предложения:
С деревьев осыпались листья.
Скоро зима!
Интересно, зима снежная будет?
- Чем предложения отличаются друг от друга? (Ответы детей)
- Предложения и по характеру резко отличаются.
- Как вы считаете, какими они бывают? (Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумленные).
Ребята, как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке. (Ответы детей).
– Сегодня на уроке мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.
Учитель: А чему научимся на уроке? (задавать и отвечать на вопросы, думать, делать выводы, подводить итоги).
2. На доске записаны предложения:
– Кузнечик, снеси меня домой!
– А где ты живешь?
– В муравейнике за лесом.
– Что заметили? (Каждое предложение записано с новой строки и перед ним стоит тире.)
– Какая это речь? (Разговорная.)
– Сколько героев участвуют в разговоре? Кто они? (Кузнечик и муравей.)
– Как называют такую речь? (Диалог.)
– Какой знак стоит в конце первого предложения? (Восклицательный.)
– С какой интонацией произнесли предложение?
– Как называют такие предложения? (Восклицательные.)
– С какой целью муравей произнес первое предложение? (Попросил о помощи.)
– Какое это будет предложение по цели высказывания?
– Найдите определение в учебнике на с. 106. (работа в группах по рядам: 1 ряд ищет определение побудительного предложения, 2 вопросительного, третий повествовательного; составление схемы – опоры).
(Предложение, в котором о чем-либо просят, побуждают к действию, называется побудительным.)
– Какой знак стоит в конце второго предложения? (Вопросительный.)
– С какой интонацией произнесли это предложение? (Невосклицательной.)
– Какое это предложение по цели высказывания? (Вопросительное.)
– Найдите определение в учебнике на с. 106.
(Предложение, в котором о чем-либо спрашивают, называется вопросительным.)
– Какой знак стоит в конце третьего предложения?
– Как называются такие предложения (по цели высказывания)?
Определение на с. 106.
(Предложение, в котором о чем-либо сообщается, называется повествовательным.)
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (даешь ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
В. А. Синицын
III. Закрепление изученного материала.
Ребята, скажите, как мы дальше продолжим работу? (будем закреплять полученные знания)
1. Работа с учебником. Индивидуальная работа с коллективной проверкой. Критерии оценивания (листы оценивания, в которых отмечается уровень достижений учащегося. Такой лист представляет собой таблицу. В первой колонке обозначены критерии, во второй – планируемые достижения учащегося, следующие колонки соответствуют количеству номеров работы, последняя даёт информацию об уровне достижения по каждому из критериев).
Упражнение 195, с. 105
Физкультминутка.
– Я буду читать предложения. Если предложение побудительное – выполняет задание I ряд учащихся, если повествовательное – II ряд, если вопросительное – III ряд.
Предложения: Быстро встаньте. Почему не хлопаете? Хорошо слушали на уроке и др.
Упражнение 197, с. 106.
– Прочитайте текст.
– Из каких предложений состоит описание коротышек?
– Как называются предложения, которые содержат сообщения, а в конце их ставится точка?
Задание 3 выполняется самостоятельно.
2. Игра «Составь рассказ».( коллективная работа)
Дети составляют по картинке (серии картинок) на тему «Юные хоккеисты» рассказ, в котором будут содержаться различные по цели высказывания предложения.
IV. Итог урока
– Что нового узнали о предложении?
- Прочитайте предложение «Сидите тихо» как вопросительное, повествовательное, побудительное.
- Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человечка.
Домашнее задание: придумать три предложения об осени различным по цели высказывания.
Список использованной литературы
1. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе : 1–2 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2007.
2. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ