Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №50" г. Калуги
Урок русского языка в 3 классе
по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова."
подготовила
Соколова Лариса Валерьевна
учитель начальных классов
Калуга
Цель: познакомить учащихся с правилом правописания безударных гласных в приставках, суффиксах, окончании, корне слова.
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания учащихся о составе слова;
систематизировать знания учащихся о правописании безударной гласной в корне слова;
Развивающие:
развивать умение выделять корень в слове, подбирать проверочные слова;
развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету русского языка.
Оборудование:
предметные картинки;
карточки с индивидуальными заданиями;
учебник: “Русский язык 3 класс, часть 1”, Т.Г. Рамзаева
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараемся всё понять –
Будем грамотно писать.
Запишите в тетради число. Классная работа.
2.Минутка чистописания
- Прочитайте слова. .( По ходу выясняется значение некоторых слов)
Любезный (обходительный, предупредительный), удочка, удар, нытик(тот, кто постоянно ноет, всегда чем-либо недоволен), ели , согласные, проныра (человек, проникающий всюду путем хитрости), переела.
- Выпишите только ударный слог из каждого слова.
- Кто правильно выпишет ударные слоги , тот сможет назвать тему нашего урока.
без уд ар ны е глас ны е
Назовите тему нашего урока? ( «Правописание безударных гласных в корне слова»( название темы корректирует учитель))
3. Работа над темой урока .
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
- Что записано?
[ а ] [ о] [ у ] [ ы] [и] [ э ] - гласные звуки.
а о э е ё ю я и ы у - гласные буквы.
- Почему звуков 6, а букв – 10?
- Разделите гласные буквы на группы относительно их отношения к ударению в слове:
ё – всегда ударная;
ю ы у э - всегда пишутся одинаково в ударных и безударных слогах;
а о е и я - опасные безударные гласные, которые требуют проверки
–Можем ответить на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные : а, о, и, е, я – в безударном слоге.)
- Запишите эти гласные у себя в тетради.
-А сейчас постараемся ответить на вопрос: где надо проверять безударные гласные?
Игра: « Передай мел другому».
На доске записаны в столбик слова : побег, звезда, полевой, белая.
Задание: спишите слова, разберите по составу, поставьте над каждым словом знак ударения, подчеркните безударные гласные, определить в какой части слова они находятся.
-Работаем у доски и в тетрадях.
- Кто начнет?
- Где могут находиться безударные гласные? (В приставке, корне, суффиксе, окончании) . Подтвердите словами из правила с. 99
- Как поступить если безударный гласный находится в приставке или суффиксе? Подтвердите словами из правила с.99
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной .(Звезда, полевой)
- В какой части слова безударный гласный требует проверки? (В корне слова)
– Можем ответить на второй вопрос: где надо проверять? (Надо проверять в корне слова)
- Подтвердите словами из правила с.99
- Теперь мы с вами постараемся ответить на вопрос : как надо проверять?
Подберите к словам звезда и полевой проверочные слова, поставьте ударение выделите корень.
Звезда- звёзды, звёздочка, звёздный.
Полевой- поле.
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова, так чтобы безударный гласный стал ударным)
Подтвердите словами из правила с.101
– Чем надо проверять? (Безударный гласный проверяется ударением.)
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Мы с вами ответили на все вопросы .
подобрать однокоренные слова или изменить форму слова
4. Физминутка
Художник – невидимка Маршируют, высоко поднимая ноги.
По городу идет
Всем щеки нарумянит Трут щеки ладонями
Всех за нос ущипнет. Щиплют себя за нос
А ночью он, пока я спал Маршируют на цыпочках
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал Рисуют воображаемой кистью листья.
Сверкающие листья
А как художник нарисует корень?
Приставку?
Суффикс?
Опасные безударные гласные?
5. Формирование умений и навыков.
1. Работа с учебником.
Коллективное выполнение упражнения 231.
-Подберите однокоренные слова к слову «борьба». Какое из слов ряда является проверочным для вех остальных. Почему? (Борется, т.к.это слово с ударным гласным в корне.)
Учитель знакомит детей со значение слов: борцовки, борцовка. (Показ картинок)
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- На какое еще правило встретились слова в тексте?
Выпишите из текста первое предложение (Спорт укрепляет человека.),
разберите по членам предложения. (Ученик комментирует разбор)
Какие виды спорта известны вам? Кто назовет больше всех?
Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание...
2. Самостоятельная работа по карточке (по вариантам) .
Найдите в стихотворении слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочные слова. Пишите сначала проверочное, а затем проверяемое слово, в словах ставьте ударение, выделяйте корень. Подчеркните букву проверяемого безударного гласного в корне слова.
(2 ученика работают у доски)
1в.
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все «Гол!».
Игру с мячом зовут …
2в.
У поля есть две половины,
А по краям висят корзины.
То пролетит над полем мяч,
То меж людей несётся вскач.
Его все бьют и мячик зол,
А с ним играют в ...
3. Работа с деформированным текстом ( по вариантам)
- Составьте и запишите пословицу. Начинайте со слов, записанных с заглавной буквы. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные. Устно подберите проверочные слова.
тело, своё, с, Закаляй, для, дела, пользой (Закаляй свое тело с пользой для дела.)
вода, Солнце, нам, всегда, воздух, и, помогают ( Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.)
6. Рефлексия деятельности (итог урока).
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):
А, О, Е, И, Я!
Оцените свою деятельность на уроке и заполните таблицу, лежащую на парте:
Сегодня на уроке я повторил (а) …
Мне понравилось …
Меня заставило задуматься …
7. Домашнее задание - творческая работа:
Придумайте небольшой текст, в котором будут слова с безударными гласными в корне слова.
Список использованной литературы:
Учебник, Русский язык, 3 класс, Часть 1, Рамзаева Т.Г., 2009.
Интернет- ресурсы
http://www.montessorivlad.ru/page/pomosh/sport/zagsdki_sport.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/poslovicy-i-pogovorki-o-zdorovom-obraze-zhizni
http://www.razumniki.ru/zima_za_oknom_moroz.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ