Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 9 имени А. С. Пушкина»

города Зеленодольска, Республики Татарстан












Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи»








подготовила

учитель начальных классов

Исмагилова Раушания Валинуровна






г. Зеленодольск

2014 г.


Тема: Сравнение слов – названий. слов – действий и слов – признаков со словами, которые выражают чувства..


Методическая цель:

повысить мотивацию детей к изучению темы, показать практическую значимость изучаемого материала.


Обучающая: развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.


Воспитательная: воспитание культуры исследования, воспитывать интерес к русскому языку.


Развивающая: развивать коммуникативную компетенцию: умение отвечать на вопросы, умение делать выводы, умение работать в парах, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, обогащать словарный запас.

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Метод урока: деятельностный.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина

  • «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова

  • презентация

  • Карточки с заданиями для групп.



















ХОД УРОКА

I.Организационный момент

На того удача льется, кто улыбается и смеется.
Подарите друг другу улыбку, а я вам подарю капельку удачи. Разотрите ее в ладонях и прикоснитесь друг к другу ладонями и пожелайте удачи. Капелька сейчас маленькая, но к концу урока, надеюсь, она станет большой. т. к. знаний у нас будет больше.

Сегодня у нас необычный урок. На уроке нас ждет еще одно открытие. Какие качества нужны учёному, чтобы открытие состоялось? 
Учитель спрашивает каждого ученика, ответивший учащийся садится. Ответы учеников: терпение, наблюдательность, усидчивость, внимательность, фантазия, ум и т.д.
- Я думаю, все эти качества мы сегодня должны взять с собой на урок. Они обязательно помогут нам совершить открытие.
Вы готовы к сотрудничеству? Интересным наш урок получится при совместном труде.
– С чего начинаем уроки русского языка? (с чистописания)

II. Минутка чистописания

Прочитайте слова и найдите букву, которую мы будем писать. Эта буква встречается чаще всего: окно, Рома, снежок, двор.

Оо, оро

Как сочетание оро будет связано со следующим заданием?

III. Словарная работа

Вспомните слова с сочетанием оро и запишите (ворона, сорока, корова, воробей, город, огород, дорога)

IV. Актуализация знаний.

На доске карточки со словами:
ах, ох, широкий, ой , кружились, фу, кувшин, на, дружили, эх, пушистый, чаща, ух, частый, машина, шипит

Запишите слова в тетрадях в 3 столбика:
-Что вы можете сказать о словах каждого столбика?
-А какие слова вы никуда не записали?
-Какой возникает вопрос?


ΙII.Формулирование проблемы.


Что надо узнать о новых словах ?
(фиксирую пункты плана на доске)
-Значит, какая сегодня тема урока?


ΙV. Поиск решения, формулирование правила (определения).

Предлагаю провести исследовательскую работу по группам.
1 группа ––исследуют как слова, обозначающие предмет.
2 группа –– исследуют как слова, обозначающие действия предмета.
3 группа –– исследуют как слова, обозначающие признак предмета.


-Задайте вопросы к нашим словам.

-Что обозначают эти слова?

-Какой можно сделать вывод?


Вывод! Ни на какой из вопросов слова ах, эх, ух, ой, ох не отвечает, значит это новая группа слов.

Поздравляю Вас! Вы сегодня на уроке сделали маленькое лингвистическое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос. А какую же работу они выполняют в речи?
-Для этого мы с вами понаблюдаем за новыми словами.

Посмотрите фрагмент мультфильма и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства.
- Как звали героев мультфильма?
- Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства.
- Какие чувства выразили эти слова?

Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их,
называются в русском языке междометиями.

V. Планируем свою деятельность на уроке

  1. Учиться находить междометия в предложениях.

  2. Исследовать их роль в речи, предложении

  3. Учиться выразительно читать предложения с междометиями

VI. Сообщение новой темы, разрешение интеллектуального конфликта

Цель: показать роль междометий в предложении.

Вывод: эти слова выражают разные чувства (слова – чувства), к ним нельзя поставить вопрос.

Сравнение вывода с правилом учебника с. 79

VII. «Грамматическая сказка»

Цель: показать эмоционально – чувственную окраску предложений с новыми междометиями.

Послушайте грамматическую сказку и постарайтесь запомнить новые междометия.

«Собрались однажды все части речи и высказываются о своей пользе:
– Мы существительные самые многочисленные, называем предметы.
– А мы прилагательные не менее важные, мы называем признаки предметов.
– Да и мы глаголы в речи нужны, приводим Вас в действие.
– Вот какие мы нужные: все мы что- то обозначаем, да и вопросы у нас есть. А как же тебя узнать и запомнить?
Не обиделось на них междометие.
– Я и без вопросов людям сгожусь. Чувства ведь у всех есть:

Стихотворение «Мне, – сказало междометие».

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья?

Автор : А. Тетивкин

Физминутка

-Какое междометие использовали Медвежонок и Ежик?

- Какие чувства оно выражает?

VIII. Упражнения в правильном употреблении междометий и осознанности чтения (работа в группах)

  1. Прочитайте предложения, определите, какие чувства выражают междометия в каждом предложении:

Стихотворение

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол!

А я ответил:

- Во, футбол!

Автор: Г. Сапгир

2. – Вы сейчас получите листочки, на которых записаны предложения из знакомых вам текстов .Попробуйте определить, какие междометия пропущены и поставьте их.

Проверить правильность своих ответов.

3. Составьте предложения по схемам.

Ах! ____ ____!
Ох, ____ ___!
Ух, __ ____ !
Ой, ____ ____ ____!

Ах! Какая красота!
Ох, как жаль!
Ух, и здорово!

Ой, какой холодный ручей!

- Как оформили предложения?

Все дети и взрослые любят получать и дарить друг другу подарки.


- Составьте и запишите предложение, используя междометие:
1 группа – представьте, что завтра будут вам вручать подарки.

2 группа – представьте, что вам не хватило подарков.

3 группа – представьте, что вас не берут на праздник


ах! – радость, удовольствие, восторг…
ох – неудовольствие, усталость…
ух – страх, испуг, удивление…
ой – неожиданность, страх …..
эх – радость, ликование, задор…
ха-ха – насмешка, злорадство… и др.


В этой строке спрятались междометия.

Крах большой петух фунт эхо огород

Ребята, попробуйте сложить рифмовку из междометий. (Каждое междометие записано на отдельной карточке)

Караул! Увы! Ага!
Привет! Ой! Ха-ха! Ура!
Браво! Ба! Да-да! Хо-хо!
Фи! Фу! О! Бай-бай! Ого!

(Запись в тетради)

IX. Итог

С чем знакомились?
– Для чего нужны междометья?

X. Рефлексия

XI. Домашнее задание

Сочинить сказку про междометия

В заключение мне хочется сказать всем присутствующим на уроке спасибо. А вы, ребята, поинтересуйтесь: слово спасибо можно назвать междометьем?













Список использованной литературы


  • Учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, М, Баласс, 2013 г.

  • «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова, изд. Айрис – Пресс, 2012 г.

  • «Занимательный русский язык» (нескучный учебник). Авт. Г. Александрова, Тригон, С-П , 1998 г.

  • Н.В. Лободина, О.А. Юдина Открытый урок // Приглашаем на урок.- Волгоград.-2010 г.

  • Сборник стихотворений. Москва «Просвещение» 1986г.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ