Урок для 5 класса по теме: "Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Починок Кучук
Кукморского муниципального района Республики Татарстан»
Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи
(урок русского языка в 5 классе)
Автор: учитель русского языка и литературы Абдулова Румина Сергеевна
Тема: Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи.
Цели:
Познакомить учащихся с обращением, способами его выражения, формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обращением.
Развивать умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыков правильного интонированного чтения предложений с обращением.
Привитие интереса к чтению художественной литературы, воспитание культуры общения в устной и письменной речи.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: эвристическая беседа, исследовательский метод
Формы: фронтальная, групповая, дифференцированная.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор
План урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного.
Развитие речи.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече с вами и желаю вам новых открытий на уроке. Теперь и вы обратитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
1. Упр. 478. 1. Какие буквы вставили в словах: с..ветчик, инт..ресного, ст..райся, ф..нтастику.
- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? (Нельзя) В таком случае запишем эти слова в словарь трудных слов
2. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях:
1) Книга – наш советчик и друг. (Тире между подлежащим и сказуемым, так как оба выражены именем существительным)
2) Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. (После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие)
2. Составить схему третьего предложения на доске: [Θ: Ο,Ο,Ο]
4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, разделяющую однородные члены предложения. (предложение проецируется на экран)
Заваривая чай,(1) добавишь в него несколько щепоточек разных растений,(2) и вот уже появился у него своеобразный аромат. Чай этот очень полезный, (3) ароматный. (Правильный ответ: 3)
Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися
- Как вы понимаете фразу «Книга – наш советчик и друг»? (ответы учащихся)
- Какие книги вы любите читать? (ответы учащихся)
2. Составьте предложение, в котором вы обращаетесь к кому-нибудь из одноклассников с пожеланием, чтобы он прочитал книгу, которая понравилась вам. (Вадим, прочитай книгу «…»)
- Есть ли в этом предложении обращение?
2. - К уроку вы должны были провести небольшую исследовательскую работу: найти обращения в художественных произведениях и определить их роль. 1-ая группа работала с рассказом А. Погорельского «Чёрная курица…» Прочитайте предложения, найдите обращения и скажите, какую роль выполняют обращения в предложении
- Ах! Это ты, Чернушка - невольно вскричал Алёша. – Это я, Алёша! Ты не боишься меня, не правда ли?
- Обращение называет лицо, к которому обращаются с речью
- Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Отчёт 2-ой группы:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
- Обращаться можно и к предметам неживой природы. Это чаще всего наблюдается в художественной речи
3. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? Проецируются предложения:
1) Подойди, подойди, Муму, к барыне, - твердили приживалки, - подойди. (И.С. Тургенев)
- Обращения выделяются запятыми. Если обращение находится внутри предложения, то выделяются запятыми с обеих сторон
2) И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
- Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы
4. Запись предложений под диктовку
Вадим, прочитай книгу о животных.
Вадим прочитал книгу о животных
- Разберите предложения по членам. Сделайте вывод о роли слова «Вадим» в предложении
- Обращение не является членом предложения
Закрепление изученного
Найти предложения с обращениями и выписать их, расставив знаки препинания (проецируется на экран)
Весела весна в лесу.
Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
Я люблю свой родной край.
Добро пожаловать скворцы.
Упр. 487. Списать предложения, расставляя недостающие знаки препинания
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении (предложение проецируется на экран)
Отчего же,(1) маленькая травка,(2) ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол твёрд и крепок, (3) опирайся на него, (4) ползи по мне.
Развитие речи.
На экран проецируется отрывок:
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Кто пишет это письмо?
Как называется рассказ? Кто автор этого рассказа?
Как Ванька обращается к своему дедушке?
Можно ли по обращению определить, каков тот человек, к которому обращаются, и тот человек, кто обращается?
- Ребята, сейчас вы, конечно, можете общаться и переписываться со своими друзьями, родственниками по телефону и через интернет. Но я считаю, что в личном письме можно полнее выразить свои мысли и чувства. Поэтому предлагаю вам написать письмо своим друзьям и дальним родственникам. Используйте в письме обращения, передающие ваши чувства.
Итоги урока.
Что новое вы узнали на уроке?
С каким пунктуационным правилом мы сегодня познакомились?
Домашнее задание
Упр.493 (расставить недостающие знаки препинания, найти обращения)
Выписать предложение с обращениями из стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Какое чувство к няне передаёт автор при помощи обращения?
Использованная литература:
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской. Москва: Дрофа, 2007.
Л.И. Мальцева. Русский язык. 5 класс. Тематические тесты по программе М.М. Разумовской. Ростов-на-Дону, 2011
Литература. 5 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт-сост. В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2006.
-
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ