Урок для 5 класса по теме: "Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»"
Урок по русскому языку в 5 классе.
Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Соколова Валентина Владимировна.
«Магнитогорский городской многопрофильный лицей при Магнитогорском государственном техническом университете (МГТУ) им. Г. И. Носова».
Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Цели урока:
1. Развить навыки осознанного описания сюжетной картины, развить умение видеть главное в сюжете полотна.
2. Научить чётко формулировать главную мысль работы, последовательно доказывать её и логически излагать мысли.
3. Побудить к аккуратной вдумчивой работе.
Оборудование.
Стенд с иллюстрациями картин Ф. П. Решетникова.
Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.
Листы-черновики для сбора материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Беседа.
- На сегодняшнем уроке мы работаем с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Вы уже знаете, что любое сочинение, или описание должно состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение-вывод.
- С чего начнём писать сочинение? (Со вступления).
- Что вам известно о Ф. П. Решетникове?
Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник. Появился на свет 15 (28) июля 1906 года в Украинском селе Сурско-Литовское в семье иконописца. Во второй половине 20 - х годов Решетников поступил на художественный факультет рабфака в Москве. Затем, с 1929 по 1934 гг., обучался в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) - в мастерских Д. С. Моора и С. В. Герасимова.
Виртуозное владение графическими приемами помогло Федору Павловичу стать - в качестве художника-репортера - участником знаменитых полярных экспедиций на ледоколах "Сибиряков" (1932 г.) и "Челюскин" (1933-1934 гг.). Художественные репортажи этих событий имели значительный успех.
Художник занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957 гг.) и Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956-1962 гг.).
За свою творческую деятельность Федор Павлович был удостоен звания лауреата в 1949 году Сталинской премии второй степени ( картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы"), в 1951 году Сталинской премии третьей степени (картина "За мир!").
В своем многообразном творчестве Решетников создал образцовые произведения социалистического реализма. Художник являлся активным пропагандистом этой системы, вел жесткую борьбу с другими художественными направлениями.
Умер Решетников Ф. П. 13 декабря 1988 года. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве 1.
- Посмотрите на доску. На ней картины этого художника. «Прибыл на каникулы», 1948. Суворовец пришёл в отпуск. Видимо, родители его погибли во время Великой Отечественной войны. Встречает его дедушка во всей строевой выправке. «За мир!» 1950. Дети на стороне национально-освободительного движения.
Сейчас начнём оформлять листы-черновики.
- Кто является главными героями картин? Какой материал используем? Запишите в таблицу важные предложения или словосочетания.
План
Материал
I.Ф. П. Решетников – известный русский живописец.
Ф. П. Решетников написал картины о детях, об их жизни и занятиях. Художник ярко передаёт характеры персонажей. Особенно широко известно полотно Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
- Как же сформулируем начало работы? Что у вас получилось?
II.Содержание картины.
Комната и обстановка в ней.
- Где происходит действие картины?
- В большой комнате, скромно обставленной.
- Как выглядит комната?
- В комнате тёмные стены, висят часы. В правом углу небольшой стол с лампой, посредине стол, покрытый скатертью, на полу большой цветастый ковёр.
- Кто стоит у входа? Почему?
2. Мальчик у входа.
- У входа мальчик, только что вошедший с улицы домой.
- Опишите его. (Тип речи – описание).
- Он светлоголовый, с хохолком на макушке, у него пухлые губы, живые, немного грустные глаза.
На нём полушубок, школьная форма, из воротника выглядывает подшитый белый подворотничок, на ногах чёрные ботинки.
В правой руке мальчик держит коричневый потрёпанный портфель, перевязанный шнурком.
- О чём это свидетельствует?
- Часто использовал его не по назначению, и замок сломался.
- Что выглядывает из портфеля?
- Коньки.
- Откуда мальчик пришёл?
- Он пришёл домой с катка. Мальчик стоит, опустив глаза, смотрит в пол. Ему стыдно посмотреть в глаза родным. Он катался на коньках, забыв, что дома его ждут, что он снова не успеет выучить уроки, и у него опять будет очередная двойка, мама снова огорчится, а сестра и брат осудят его.
- А где должен быть мальчик?
- Он должен быть уже дома, так как уроки давно закончились.
- Как встречают его родные?
3. Мама.
-Возле стола справа сидит мама.
Как она одета?
- Розовая блузка и тёмная юбка прикрыты красным фартуком в полоску, чтобы не испачкать опрятную одежду. Голова повязана косынкой. Видно, мама только что готовила еду для семьи. На левой руке у мамы часы. Совсем недавно она поглядывала на них, беспокоясь, переживая из-за того, что сын долго не возвращается домой из школы.
- Всмотритесь в лицо женщины. Что выражает оно? О чём говорит поза женщины? А её глаза?
- Мама смотрит на сына с укоризной. Ведь она так старается, чтоб у него было всё для хорошей учёбы.
- А чем платит сын ей за заботу? Почему он не смотрит на маму? Кто находится ещё в комнате?
4.Сестра и братишка.
- У стола старшая сестра мальчика. Она закончила приготовление уроков. Девочка раньше брата вернулась из школы, хотя уроков у неё больше, так как она старше.
- Как одета девочка?
- На ней школьная форма: коричневое платье с белым воротничком и белыми манжетами, чёрный фартук. Её волосы аккуратно заплетены в две косички, завязанные чёрными бантами.
- Как она отнеслась к приходу брата? Почему?
- Сестра смотрит на него с укором, потому что мама волновалась из-за его позднего возвращения домой.
- Кого видим рядом с мамой?
- Около мамы младший сын. Он только что катался на велосипеде. А теперь остановился и, ехидно улыбаясь, смотрит на старшего брата.
- Почему?
- Не ладят между собой. Мальчик ждёт выговора старшему брату.
- Кто же искренне рад мальчику?
Собака.
- Искренне радуется появлению мальчика лишь собака. Она всегда рада своему другу.
- Опишите собаку.
- Белая дворняжка с коричневыми пятнами подпрыгнула и положила передние лапки на грудь мальчика. Но он не обращает на неё внимания.
- Понимает ли мальчик, что натворил, или ему всё равно, лишь бы скорей поесть и снова отправиться отдыхать? Докажите свой ответ.
- Понимает, потому и не смотрит в глаза близким людям.
- А как по-вашему, устарела ли картина для нашего времени? Почему?
- Картина не устарела, потому что ребята не перестали получать двойки.
- О чём заставляет задуматься художник каждого, кто увидит героев полотна?
- Так автор привлёк внимание зрителей, заставив их задуматься над тем, что и поведение, и неудачи могут огорчить близких.
- А часто в нашей жизни происходят такие сценки? Почему?
III. Часто ли бывает в нашей жизни такая ситуация?
Написание сочинения.
Домашнее задание: написать сочинение до конца.
Доступ к Интернет-ресусу// http://webstarco.narod.ru/ussr/reshet.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ