урок изучения нового материала с использованием ИКТ " "Обобщающее слово перед однородными членами" 5 класс
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Дударева Ольга Викторовна, имеющаяся 1 категория и подтверждаемая 1 категория, учитель русского языка и литературы МБОУ Кизнерская средняя школа № 2 имени генерал-полковника Капашина В.П.
Предмет: Русский язык
Класс 5 «Б» класс
Учебник (УМК): Разумовская М.М. Русский язык 5 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2011.-286стр.
Тема урока: Обобщающее слово перед однородными членами.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Оборудование: индивидуальные компьютеры , интерактивная доска, раздаточный материал.
С целью повышения интереса к предмету и уровня качества знаний на уроках широко применяется использование ИКТ. Учащиеся могут самостоятельно находить используемые ресурсы в Интернете, под руководством учителя используют их на уроке в основном для закрепления и контроля знаний.
Учащиеся владеют:
Регулятивные УУД:
Определять цель и проблему ,работать по заданному алгоритму самостоятельно, используя ИКТ
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в паре, понимать позицию сверстника.
Личностные УУД:
Проявлять учебную и коммуникативную активность.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные Д
-Умение находить обобщающие слова при однородных членах, расставлять знаки препинания при них.
1уровень-выполнение действий под руководством
учителя.
2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально.
метапредметные
Познавательные УУД
-с помощью учителя выдвигать гипотезы и их обосновывать,
-работать с текстом,
- преобразовывать один вид информации в другой.
1уровень-выполнение действий под руководством
учителя.
3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
Регулятивные УУД
-с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.
1уровень-выполнение действий под руководством
учителя.
3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
Коммуникативные УУД
-сотрудничать с одноклассниками и учителем.
- использовать ИКТ как инструмент для достижения целей.
1уровень-выполнение действий под руководством
учителя.
2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально
3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
Личностные
проявлять учебную и коммуникативную активность.
2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально
Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы
обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению
запланированных
результатов
Деятельность
ученика
Формируемые УУД и предметные действия
1.Организа-ционный
этап.
2 мин.
Организовать
самоопределение
детей к деятельности на уроке
Беседа
Фронтальная
1.Приветствует учащихся и гостей, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих, желает успеха.
2.Включение в деловой ритм.
Мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение»
( Б.Спиноза) -СЛАЙД 1
3. Просит записать число.
1.Подготовка к восприятию нового материала.
2.Записывают в тетрадь число.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
2.Актуализа-ция и пробное учебное действие
1 минута.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Беседа
Фронтальная
1.Организует повторение знаний, закрепление умений.
(Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе)
1.Прочитать слова и найти «Четвертое лишнее» слово в каждой группе.слайд-2
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года.
1.Выполняют задания, определяя лишнее слово.
2.Анализируют остальные слова с целью использования их для составления предложений с однородными членами.
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные :
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли
3.Постановка учебной задачи и целей урока.
10 мин.
Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
Создание проблемной ситуации.
Фронтальная
1. Проводит беседу с целью появления темы и цели урока:
- По каким признакам вы определили, что данные слова лишние?
( Слова «дерево», «мебель», «время года» являются общими для всех остальных слов, их значение шире)
- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).
Какова же будет тема нашего урока? Давайте запишем ее в тетрадях.
Обобщающее слово перед однородными членами. -
Слайд 3
2.Давайте составим и запишем из слов 1 ряда предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.
- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
- В чем затруднение?
( Какой ставить знак после обобщающего слова)
- Задание было одно? Да
- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)
- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?
После ответов детей уточняет цель урока.
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?
Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?
Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова? –слайд 4
4.Учитель читает шутку-рифмовку, и просит учеников догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.
- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие)
- Может, после обобщающего слова ставится двоеточие?
-Давайте проверим.
1.Объяснить ,по какому признаку отнесли выбранное слово к лишним.
2. Составить предложение из первого ряда слов, поставив обобщающее слово впереди.
Дуб, берёза, дерево, липа.
3. Расставить знаки препинания в полученном предложении.
4.Высказать свою точку зрения на название темы урока.
5. Прослушать стихотворение шуточное о двоеточии:
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
1.Высказывают свои наблюдения.
2. Письменно составляют предложение.
3.Высказывают предположения по постановке знаков препинания в полученном предложении.
4.Выдвигают свои предположения о теме и цели урока
5.Записывают в тетрадь тему урока.
6. Слушают стихотворения и отвечают на вопрос учителя.
Регулятивные:
Планирование
Прогнозирование
Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование цели .
-поиск и выделение необходимой информации.
-решение проблемы,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные.
Сотрудничество в поиске и выборе информации.
4.Постановка проекта выхода из затруднения
(открытия детьми нового знания)
5 минут.
Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
Работа с
учебником
фронтальная
исследо-вательск-ая деятель-ность.
1. Просит открыть учебник на странице 159 и прочитать теоретический материал.
2. Задает вопросы после прочтения:
-Итак, что мы узнали ?
(после обобщающего слова ставится двоеточие)
- Какую новую информацию вы прочитали в учебнике?
(обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные и обозначаются на письме :
3.Просит разобрать написанное предложение и начертить схему.
4. Просит на основе учебника сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составить алгоритм.
1. Прочитать параграф 61 на стр.-159
2.Ответить на вопросы учителя.
3. Найти новую информацию в учебнике.
4.Разобрать наше предложение и начертить схему
: , ,
5.
1. Читают параграф.
2. Отвечают на вопросы.
3. Находят новую информацию( обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные и обозначаются на письме :
4.Разбирают предложения и чертят его схему.
5. Делают вывод и составляют алгоритм:
1.Найду в предложении однородные члены.
2.Определю, есть ли обобщающее слово.
3.Выберу нужный знак препинания.
4. Подчеркну однородные члены и обобщающее слово.
5. Начерчу схему.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
установление причинно – следственных связей
Регулятивные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности
Коммуникативные:
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
5.Первич-ное закрепление.
5 минут
усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения
Решение
творческой
задачи
Работа в парах
1.Предлагает воспользоваться раздаточным материалом и выполнить задание в парах.
2.Наблюдает за работой учащихся
3.Отвечает на возникающие у учащихся вопросы .
4.Подводит итоги на интерактивной доске –Слайд 5
1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
2.Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист - художник
Искусствовед, продавец, кинолог, зритель - профессии
3.Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.
1. Подбирают обобщающие слова.
2. Ищут и аргументируют «лишние» слова.
Регулятивные:
-Выдвижение версий
-Выбор средств для достижения цели
-контроль, оценка,коррекция.
Познавательные :
-действие по аналогии
-Умение структурировать знания.
Коммуникативные:
-излагать свое мнение, аргументируя его.
-умение работать в паре, прислушиваться к мнению партнера.
Личностные:
аргументированно оценивать свой выбор.
6. Физкультминутка.
2 минуты.
Обратить внимание на здоровый образ жизни.
Фронтальная.
1.Просит приготовиться к физкультминутке.
1. Включает видео с упражнениями для физкультминутки.
1.Выполняют упражнения.
Личностные:
-осознавать правила здорового образ жизни.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
13 минут
Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
Решение творческой задачи
Дифференцированная работа по рядам.
работа в парах.
1.Организует деятельность по применению новых знаний : объясняет каждому ряду свое задание.( работать в парах)
2.Наблюдает за работой учащихся.
3.Помогает выполнить ученикам тренировочные упражнения.
4.Комментирует правильность выбора ответов учащихся.
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений по выбору - дифференцированная работа на разноцветных листах:
1. По картинам ( на выбор) Коровина К.К., Серова В.А., Хруцкого И.Ф. , Антонова А.Н. , Сверчкова В.Д. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Натюрморт- (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов.
2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;
3. Конструирование предложений по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» К 003, сцена 3 (Все фруктовые деревья, яблони, груши, сливы, наливались плодами : - , –
набор символов)
И по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» П 002, сцена 4 (Простые полевые цветы, лютики, ромашки, колокольчики, украшали поляну : , – набор символов)
1. Один ученик из каждого ряда выбирает задание.
2.Ученики выполняют задание .
3. Записывают в тетрадь предложения.
4. Зачитывают полученные предложения и объясняют знаки препинания.
Регулятивные:
-контроль,
-коррекция,
-выделение и осознание усвоенного
-волевая регуляция в ситуации затруднения
Личностные :
самоопределение
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
8.Рефлексия деятельности
5 минут
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Беседа
Фронтальная
1. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносит цель и результаты, степень их соответствия (задает вопросы ученикам)
2. Благодарит за работу и выставляет оценки.
Вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Важна ли данная тема?
Где можно применить новые знания?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Называют ключевые слова темы.
1. Отвечают на вопросы учителя.
Познавательные
Рефлексия способов и условий действий
Регулятивные
-контроль и оценка способов своей деятельности.
Личностные
-самооценка
- адекватное понимание успешности или неуспешности;
Коммуникативные
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
- планирование успешного сотрудничества.
9.Задание на дом.
2 минуты.
Сформулировать проблему на следующий урок.
Решение творческой задачи.
Фронтальная
1.Объясняет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества:
Домашнее задание:
А) § 61- правило в словарик записать и выучить
Б). упр. 473, 474 (по выбору),
В) задание на «5»:
-построить из предложений, с которыми работали в классе, другие предложения, где обобщающее слово стоит в другом месте, и расставить знаки препинания (как вам кажется)
1.Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные :
Внутренняя позиция школьника.
Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
2.Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист - художник
Искусствовед, продавец, кинолог, зритель - профессии
3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.
1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
2.Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист - художник
Искусствовед, продавец, кинолог, зритель - профессии
3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.
1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
2.Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист - художник
Искусствовед, продавец, кинолог, зритель - профессии
3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ