Урок на тему «ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется ПО своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи- сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний — сложнейший и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи - обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

Рассмотрим, каковы же содержание и особенности процесса формирования связной речи.

Как уже отмечалось выше, с возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.

В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т.е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.

Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать.

На занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.

Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи; дети учатся слушать, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т, д.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе КОТОРОГО углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.

В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

На занятиях учим ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются дошкольниками при опоре на восприятие, т. е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти — ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи.

При составлении сюжетных рассказов у детей формируют; умение передавать те или иные события, При этом они на практике осваивают построение рассказа - в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь па свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т. е. на материале образов памяти).









ПАМЯТКА

Развитие связной речи у дошкольников.

Направления:

  1. Обогащение словаря.

  2. Обучение составлению рассказа и придумывание рассказов.

  3. Разучивание стихов.

  4. Отгадывание загадок.

Эффективность коррекционной работы зависит от следующих условий: -систематичность проведения;

-распределение материала в порядке нарастающей сложности;

  • подчиненность заданий выбранной цели;

-чередование и вариативность упражнений;

  • воспитание внимания к речи.

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Первые небольшие рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.

Например:

  • Саша, подойди к столу и возьми красный мяч. - Затем обращаемся к детям:

  • Что сделал Саша.

Постепенно задания усложняются. Идет работа по сравнению предметов. Предметы или картинки должны быть перед глазами ребенка. Сначала определяется различия, а затем описание сходных признаков. Далее идет описание предмета (по каждой лексической теме).

-Рассказ по сюжетной картинке;

-Рассказ - рассуждение;

-Творческий рассказ.

ПЕРЕСКАЗ

Используется когда у ребенка фразовая речь.

Виды:

  1. Педагог рассказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.

  2. По наводящим вопросам.

  3. По плану.

  4. «По цепочке».

  5. В лицах.

  6. Выборочный пересказ.

  7. Краткий пересказ.

  8. Творческое пересказывание:

  1. придумать продолжение;

Б) составить один рассказ из нескольких текстов;

  1. на основе личного опыта по аналогии с услышанным.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ