Урок на тему "Правописание О-А в корнях с чередованием"

Сергеева Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы


Тема. Правописание О-А в корнях с чередованием. (§38)

Цели: повторить сведения о корнях с чередованием, познакомить с правилом выбора гласных в корнях с чередованием, формировать умение дифференцировать орфограммы корня.

Ход урока.

I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания (выборочно)+фронтальный опрос:

  1. Назовите раздел лингвистики, изучающий образование слов.

  2. Назвать основные способы образования слов в русском языке

  3. Объяснить, чем словообразовательная пара однокоренных слов отличается от словообразовательной цепочки.

III. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая разминка «Чередование звуков в корне слова»

При образовании новых слов и форм слова иногда происходит замена одного звука другим внутри одной морфемы. Как называется такой процесс? (ЧЕРЕДОВАНИЕ)

Подберите к словам пару с чередованием гласных или согласных в корне.


1


Ч





2



Е




Р



3



Е






4





Д






5


О







6


В






7



А








Н



8


И








9



Е








  1. Река – РЕЧка

  2. Собирать – соБЕРу

  3. Замирать – заМЕРеть

  4. Привожу – приВОДить

  5. Опаздывать – оПОЗДать

  6. Ловлю – ЛОВить

  7. Выкопать – выКАПывать

  8. Блестеть – БЛИСТать

  9. Затирать – заТЕРеть

IV. Этап усвоения новых знаний и первичного осмысления.

1.Чтение теоретического материала 1(стр. 11)чередование О-А в корнях –лаг-/-лож- и –кас-/-кос-.

2. Упр. 591 (1,2) – устно, по цепочке с объяснением.

Образец рассуждения: ПРОЛОЖИТЬ, в корне –ЛОЖ- пишется О, т.к. за корнем нет суффикса –А-.

3. Чтение теоретического материала 2(стр. 11)чередование О-А в корнях –раст-/-ращ-/-рос-.

Запомнить слова-исключения: В Ростове живёт ростовщик Ростислав. Он любит ростки и разные отрасли.

4. Упр. 591 (3) – устно, по цепочке с объяснением.

Образец рассуждения: ВОЗРАСТ, в корне –РАСТ- перед СТ пишется буква А.

V. Этап обобщения изученного.

1. Игра «Корневин-1» (выбрать нужный корень)

Из_ _ _ ать, из_ _ _ ение, по_ _ _ ить, при_ _ _ нуться, при_ _ _новение, _ _ _аться, с_ _ _ ать,

распо_ _ _ить, воз_ _ _ить, сопри_ _ _новение, _ _ _ательная, с_ _ _ение, по_ _ _ение.

2. Игра «Корневин-2» (выбрать нужный корень)

Долго _____ло ______ение, вы______енное _____овщиком из _____ова по имени _____ислав, пока _____ок не перешёл воз_____ной барьер, про______ повыше, пройдя все _____ительные преграды.1

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание, дифференцированно:

  1. Упр. 593

  2. Поисковое – из упр. 592, 594 выписать слова с изученными на уроке орфограммами.



1 Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. Тетрадь 2. Москва. «Владос», 1995. Стр.67

МОУ СОШ № 4 с. Александровки Ейского района, 8(86132)94236, e-mail: koe44@yandex.ru

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ