Урок по теме: «Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах»

Павлютина Надежда Николаевна

Учитель-логопед

МБОУ СОШ№3 с.Арзгир



Тема : « Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах.»


Цели: - познакомить детей с правильной артикуляцией звуков В и Ф;

- учить дифференцировать звуки В и Ф в слогах, словах;

- развивать слуховую дифференциацию звуков В и Ф;

- развивать умение соотносить звуки В и Ф с буквами В и Ф;

- развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание, самоконтроль;

Оборудование: стилизованные буквы В и Ф, картинки-схемы для характеристики звука, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, слова для прочтения в конвертах, слоговые таблицы.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Посмотрите внимательно на картинки(морковь, картофель, лук, помидор, огурец, виноград). Какая картинка лишняя?

2. Работа по теме.

Введение в тему.

- Назовите 1-й звук в слове фрукты.

- Назовите 2-й звук в слове овощи.

- Кто догадался, как называется тема нашего занятия?

- Какие звуки и буквы мы сегодня будем учиться различать на занятии?


1)Уточнение и сравнение артикуляции звуков.

-Произнесите звук В. Какой это звук: 1.согласный или гласный? 2.Звонкий или глухой?(звонкий, т.к. в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладошку к горлышку, то можно почувствовать вибрацию). 3. Может быть твердым и мягким.

- Значит, звук В какой? (согласный, звонкий, твердый, мягкий)

- Произнесите звук Ф. Какой это звук: 1.согласный или гласный? 2.Звонкий или глухой?(глухой, т.к. в его образовании голос не участвует, голосовые связки не вибрируют. Если приложить ладошку к горлышку, то вибрации не слышим). 3. Может быть твердым и мягким.

- Значит, звук Ф какой? (согласный, глухой, твердый, мягкий)

- Чем похожи звуки? (согласные, твердые, мягкие).

- Чем отличаются звуки? (В - звонкий, Ф - глухой).


2) Соотнесение звука с буквой.

- Если я произнесу звук В, какую букву вы напишите?

- Если я произнесу звук Ф, какую букву вы напишите?

- Напишите в воздухе строчную (прописную) букву В (Ф).


3) Работа с буквами В и Ф.

- Как думаете, сколько здесь букв В(14) и Ф(8)?


1 004.jpg

- Подчеркните букву В в ряду букв, зачеркните букву Ф.

Р О В С Ч З В Е В Н Р П ФФ И К Ы Л Ф

А В Л Т М Ф Д В В Щ Ж В Ф Ю Ц Х Э

К В Н В Е Х Р В Ф Т У Ц В О Я Ф Б Г В

я и в ш о ф р ф к в н ф в д э в е ф г й ф й т


4) Чтение слоговых таблиц (хором, индивидуально)

1 2 3

ВА – ФА ФЯ – ВЯ ВЕ – ФЕ

ФО – ВО ФЁ – ВЁ ВЮ – ФЮ

ФУ – ВУ ФЕ – ВЕ ВИ – ФИ

ФЫ – ВЫ ФЮ – ВЮ ВЁ – ФЁ

- Назовите номер столбика, где произносимые звуки В и Ф звучали твердо.

5) Прослушать звуковые сочетания. Записать только согласную букву В или Ф.

- Афа, ава, ова, офа, ыва, ува, ифа, ева, ефа, ефа, уфо,уво.


6) Зашифровать слова.

- Вместо слова со звуком В рисуете треугольник, вместо слова со звуком Ф рисуете круг.

- Какой значок вы нарисуете вместо слова со звуком В (Ф)? Слушайте внимательно.

В= Ф=

- Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, арбуз, кофта, авария, внучка, футбол.

- Сколько слов со звуком В вы зашифровали?

- Сколько слов с глухой согласной вы зашифровали?

- Вспомните слова, которые я называла.

Физминутка.

Две руки хлопают.

Две ноги топают.

Два локтя вращаются.

Два глаза закрываются.

(- Назовите слова со звуком В)

7) Вставить пропущенную букву (на доске).

- Запишите получившиеся слова в тетрадь. Подчеркните букву В желтым карандашом, а букву Ф коричневым.

- Цифра, провод, сверток, кефир, первый, сарафан, ковер, слива, соловей, салфетка, вагон, фигура. (Проводится словарная работа).


8) Ответить на вопрос одним словом. Записать слово-ответ в тетрадь.

- Яблоки, лимоны, груши – это……..

Капуста, огурцы, свекла, морковь – это………

Второй месяц зимы - ……….

Последний месяц зимы - ……

Добрая волшебница – это ……

- Простым карандашом обведите букву В в треугольник, а букву Ф в круг.


9) Игра « Кто больше?»

- Необходимо придумать как можно больше слов имеющих в своем составе буквы В , Ф.


10) Прочитать слова с буквой В, а затем с буквой Ф.

( У каждого ребенка индивидуальная карточка со словами. Читают слова по цепочке.) Например:

Иван, фара, остров, шкаф, фанфары, фарш, клюв, слива, готовить, ловить, ветви, жираф,

Варенье, фотограф, вертолет, фонтан, фантазия,

Вечер, футбол, выбор, велосипед, кафе, фантастика

3. Итог занятия.

- С какими звуками мы работали на занятии?

- Чем похожи (отличаются) звуки?

- Если я произнесу звук В, какую букву вы напишите?

- Если я произнесу звук Ф, какую букву вы напишите?

( В конце занятия дети получают оценку 5, но разного размера.)


Литература.


  1. И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос,1995.

  2. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С.Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И допол. – М.: ИКЦ, МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

  4. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ