Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе (повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)

Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе

(повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)


Цели урока:


Образовательные:

-  повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать его место и назначение в современном русском языке;

- обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

- освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий;

- развивать умение анализировать и синтезировать материал;

- развивать коммуникативные способности учащихся; формировать умение правильно употреблять наречия в речи.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к родному языку;

- воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать коллективно.


Дидактическое пространство урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, веселая музыка, раздаточный материал для обучающих структур, Эй Ар Гайд, Сималтиниус Раунд Тэйбл, Финк – Райт – Раунд.

УМК «Русский язык 7 класс» / Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – Москва, «Просвещение», 2012.


Ход урока

  1. Организационный момент. - Добрый день. Я рада  видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу. Итак, начинаем нашу работу. Садитесь.

  2. Целеполагание. Этап повторения ранее изученного

Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка: попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.

Загадка эта разгадывается очень просто:


позавчера

вчера

сегодня

завтра

послезавтра


5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)


Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, повторим основные правила, которые помогают нам правильно писать эту часть речи. «Правописание наречий» - это и будет тема нашего урока ( тема записывается на доске и в тетради).

Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи.

Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД.

Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения. Нужно поработать самостоятельно. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания о правописании слов через дефис.


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

+

Наречие – самостоятельная часть речи


-

Частицы не, ни в некоторых случаях пишутся через дефис


+

Наречия с одинаковыми основами пишутся всегда раздельно


+

В наречиях после шипящих под ударением пишется О


+

В предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством


-

Суффиксы то, либо, нибудь пишутся раздельно у местоимений и через дефис у наречий


-

Наречия отвечают на вопросы как? где? чей?


+

Приставка по и суффиксы и, ому(ему) в наречиях пишутся через дефис


-

НЕ с наречиями пишется только слитно


+

Наречия имеют степени сравнения



Просмотрите правила на страницах учебника. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.

Теперь еще раз прочтите все утверждения и в столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+» или «-». Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? В чем и почему? Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 30 секунд. Начинают участники В. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.


  1. Практическая часть урока


1 задание. Материал, который мы сейчас повторили, поможет вам выполнить следующее задание.

Обучающая структура ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН подумай, запишите, обсудите в команде.

Во время выполнения данной структуры учащиеся обдумывают высказывание или ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.


Задание «Синонимы-наречия»: нужно подобрать синонимы-наречия для наших словосочетаний и предложений и проверить себя на знание правил по правописанию орфограмм. Работаем в тетради, записываем через запятую только синонимы:

  1. Лошади быстро мчались - …(вскачь)

  2. Распахнуть до конца - …(настежь)

  3. Лист бумаги, сложенный  в четыре раза ( вчетверо)

  4. Кода три человека остаются дома? ( втроем)

  5. Равнина, разделенная оврагом пополам ( надвое)

  6. Выходить из убежища по два человека сразу ( по двое)

  7. Ударить, размахнувшись - …(наотмашь)

  8. Вверх лицом - …(навзничь)

  9. Испокон века - …(издавна)

  10. Уклониться в сторону - …(вбок)

  11. Запомнить надолго - …(навек)

  12. Сделать быстро и плохо - …(наспех)

  13. Прийти в нужное время - …(вовремя)

  14. Бежать, догоняя кого-то - …_вдогонку)

  15. Разбить на мелкие кусочки - …(вдребезги)


- На какие правила не даны наречия (при ответе можно использовать таблицу с утверждениями)


2 задание. Игра «Корректор»


Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ. Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.


Тексты на столах. Задание: отредактировать статью - заметку о природе, нужно в пропуски вставить наречия, чтобы получилась правдоподобная картина осени.


С начала сентября воздух начинает (понемножку…) холодеть. (Утром…) замечаешь, что трава (чуть-чуть…) побелела. Свежо. Лужи (сплошь…) засыпаны листьями. (По-осеннему…-…) мелкие дожди (совсем…) не похожи на летние. Ветер дует (без устали…), разнося (далеко-далеко…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (кое-где…) желтеть.

3 задание. Кодированный диктант.


а) в первой группе наречий надо выписать такие, которые пишутся через дефис:


1.(по) больше

2.(по) новому

3.(по) прежнему

4.(по) реже

5.(кто) нибудь

6.(не) высоко

7.(с) лева

8.(за) темно



(2,3,5)

б) в каких наречиях нет дефиса


1. волей (неволей)

2.(мало) помалу

3.(в) четвертых

4.(в) право

5.(из) давна

6.(как) нибудь

7.(кое) куда

8.(не) громко



(4,5,8)


4 задание. Сейчас в командах прочитайте текст и постарайтесь понять текстообразующую роль наречий. Найдите в тексте наречия, выделяя их маркером. (текст на столах)


Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над ними и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь… Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались, и было что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.

И.С. Тургенев.

- В этом тексте писатель использовал 17 наречий, которые относятся к глаголам, деепричастиям и одно к прилагательному. И это неслучайно. Для чего так много наречий?

(- Писателю было важно передать действия птиц в полёте и с помощью наречий более точно и выразительно охарактеризовать эти действия).

- На какие правила использованные автором наречия


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Обучающая структура ТЭЙК ОФ

- Чему вы научились на данном уроке? (правильному написанию наречий)

- Встаньте те, кто понял, когда наречия пишутся через дефис. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

- Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется Ь. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

- Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется -О, когда -А . (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

Те, у кого остались вопросы, еще раз внимательно прочитайте правила в учебнике с.71-89, если что-то будет непонятно, подойти ко мне до начала уроков.


Домашнее задание: Написать 9 предложений из любых произведений русских поэтов и писателей, где встречаются наречия, которые пишутся через дефис, слитно и раздельно.





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ