Урок по теме "Текст - повествование"
Урок по теме "Текст - повествование"
Цель: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Предметные задачи урока:
- познакомить с особенностями текста-повествования и формировать
умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение;
- показать словообразующую роль приставки в слове;
- учить выражать собственное мнение, обосновывать его;
- способствовать использованию в монологическом высказывании разные типы речи.
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке(личностные);
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с
текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости
от выбранной ситуации (познавательные);
- воспитывать умение приходить к общему решению в работе группами,
умение договариваться в работе парами, воспитывать ответственность, чувство коллективизма
(коммуникативные).
Этап вызова
Эмоциональный настрой
— Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло
и уверенность в друг друге.
Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?
Приём «Круги по воде»
- А мы сейчас воспользуемся приёмом «круги на воде» и настроим себя на урок.
Что будем делать на уроке?
У – узнавать, удивляться
Р – развивать, рассуждать
О - обсуждать, открывать
К – корректировать)
- Сегодня на уроке мы отправимся в город русского языка в раздел науки Стилистика,
будем работать в паре и группе, использовать сигналы.
Постановка проблемного вопроса?
Что значит повествовать? (рассказывать, сообщать о чём-то; когда, где, как произошло.)
Случай-история, происшествие, событие, эпизод.
О случае можно
рассказать, поведать, повествовать, живописать.
Однажды –случилось, было, произошло, приключилось .
Выход на тему. Чистописание
Запишите буквы:
А р т с м е ч б к в п с д ж т
- Подчеркните каждую третью букву. Какое слово получилось?
- Какая тема урока?
— Обсудите в парах 1 минуту, что вам известно о том, что такое текст.
— Кто хочет поделиться с классом?
- Что такое текст? (предложения связаны по смыслу и общей темой)
- Назовите признаки текста? (Наличие группы предложений, предложения связаны
по смыслу, расположены в правильной последовательности,
можно определить тему и идею, можно подобрать заголовок,
чаще всего состоит из трёх частей: начало, основная часть , концовка. )
- Что называется темой текста? (то, о чём или о ком говорится в тексте)
- Что называется идеей текста? (то, чему учит текст , к чему призывает. )
- Какие бывают типы текстов?
Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте –
порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны, во-первых, общей темой.
Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
В тексте предложения связаны, во-вторых, основной мыслью.
Основная мысль – это то главное, то хотел сказать автор текста.
- Чтобы узнать с каким текстом будем работать найди зашифрованные слова.
а
т
о
р
а
о
ы
р
д
е
и
а
е
ы
ц
к
н
г
о
и
с
в
а
к
т
ы
я
н
щ
н
п
о
в
е
с
т
в
о
в
а
о
в
п
ц
о
т
ы
с
и
ь
- Какая тема урока? (текст повествование)
- Какую цель поставим?
Этап осмысления
- Какова схема построения повествовательного текста?
1. Вступление. Начало действия.
2. Основная часть. Развитие действия.
3. Заключение. Вывод.
Текст- повествование (на столах у каждого ученика).
Совсем Кощей Бессмертный зачах. Проржавел насквозь.
Прослышав о состоянии друга, закручинилась Баба-Яга и
отправилась навестить Кощеюшку окаянного.
Лихо подлетев к пещере, Яга поставила ступу и вошла в нее.
Кощей валялся на груде драгоценных камней. Сказать он ничего не мог, челюсти отнялись.
Баба-Яга покачала головой и вышла из пещеры.
-Текст читается «по цепочке».
Учитель: Ребята, это текст?
Дети: Да!
- Присутствует смысловое единство.
- Последовательно изложено.
- Текст закончен по отношению к заголовку.
Учитель: О чем этот текст?
Дети: О том, как Баба-Яга навестила Кощея.
Учитель: Можно задать к тексту вопрос «Что случилось?»
Дети: Да, можно.
Учитель: Запомните, текст, к которому можно задать вопрос «Что случилось?», называется текст-повествование.
- Текст записывается в тетрадь (списывание).
- Понятие «текст-повествование» записывается в тетрадях на полях.
Составить текст из предложений. Выделить смысловые части.
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.
Ящерка извернулась и убежала.
Остался у щенка только хвост в зубах.
Щенок фыркнул и отбросил его.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
- Озаглавьте текст. Запишите их, соблюдая абзацы. Определите спряжение глаголов.
- Какова тема текста? (тексты о природе)
- Какова идея текста? (необходимо беречь и охранять природу)
Повествование - фонетический разбор слова
1) Орфографическая запись слова: повествование
2) Ударение в слове: повествов`ание
3) Деление слова на слоги (перенос слова): по-вест-во-ва-ние
4) Фонетическая транскрипция слова повествование : [пав'издвав`ан'ий'э]
5) Характеристика всех звуков:
п [п] - согласный, твердый, глухой, парный
о [а] - гласный, безударный
в [в'] - согласный, мягкий, звонкий, парный
е [и] - гласный, безударный
с [з] - согласный, твердый, звонкий, парный
т [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный
а [`а] - гласный, ударный
н [н'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [и] - гласный, безударный
е [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
[э] - гласный, безударный 13 букв, 14 звук
Итог урока (рефлексия деятельности)
- Чему учились на уроке?
- Что развивали на уроке?
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
Остался у щенка только хвост в зубах.
Ящерка извернулась и убежала.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
Щенок фыркнул и отбросил его.
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
Остался у щенка только хвост в зубах.
Ящерка извернулась и убежала.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
Щенок фыркнул и отбросил его.
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
Остался у щенка только хвост в зубах.
Ящерка извернулась и убежала.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
Щенок фыркнул и отбросил его.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ