Конспект урока русского языка в 9 классе "Несклоняемые существительные"
Урок русского языка в 9 классе .
Тема: Несклоняемые существительные. Слайд 1.
Задачи.
Вспомнить понятие «несклоняемые имена существительные», уметь находить их в тексте и правильно употреблять в речи.
Учить учащихся анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса.
Воспитывать интерес к языку.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение пройденного материала.
- Слайд 2. На доске - пройденные темы по имени существительному. Учитель проговаривает их.
- Слайд 3. На экране слова: художник, кистью, берёз, окно.
- Задание: по плану (на доске) рассказать о сущ-х.
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Оставьте для новой темы 2 строчки. Запишите падежный столбик и просклоняйте существительное окно. (Что значит – просклонять?). Все в тетрадях, один ученик на доске (падежный столбик уже на доске).
- Какая часть слова помогает существительному изменяться по падежам? Зачем слову изменяться по падежам?
III. Актуализация знаний , объявление темы урока.
- Посмотрите все, как подписаны ваши тетради. В каком падеже? А как подписаны тетради у девочек? Тетрадка Белькевич Анны. Аня идет к доске склонять свою фамилию. Нет окончания, не изменяется по падежам, не склоняется.
- Значит есть слова, которые не изменяются по падежам?
- Слайд 4. На экране сложносокращенные слова. Как называются эти слова? Как расшифровывается слово США? Просклоняйте в тетрадях слово США (один ученик на доске) - Что заметили? Нет окончания, не изменяется по падежам, не склоняется.
- Слайд 5. На экране – птица. Знает ли кто-нибудь название этой птицы? На доске и на экране КАКАДУ.
- Попробуйте определить род, число, склонение. Трудно?
- Просклоняйте. Все в тетрадях, один у доски. Что видим? Не имеет окончания, не изменяется по падежам, не склоняется.
Вспомним, как мы называли такие существительные в 8 классе? Несклоняемые.
- Сегодня на уроке мы вспомним такие существительные, а, может, и узнаем что-то новенькое о них. Слайд 6. На пропущенных строчках с экрана спишите тему урока.
III. Изучение нового материала.
-Кто попробует сформулировать, какие существительные называются несклоняемыми? (Прочитать по учебнику стр. 68)
- Слайд 7. Вывод. Какие имена существительные называются несклоняемыми? Имена существительные, которые не изменяются по падежам, т.е. не склоняются, называются несклоняемые.
Все несклоняемые существительные делятся на три группы. На доске вывешивается таблица. Слайд 8.
Рассмотрим 1-ю группу.
- 1-я группа: несклоняемые существительные иноязычного происхождения. Что это значит? (пришли в русский язык из других стран). Найти их можно в словарях иностранных слов. В словаре указывается, что это слово обозначает и из какого языка оно пришло в русский язык.
- Посмотрим слово какаду (читаю по словарю). КАКАДУ, (лат.) нескл., м. Попугай с хохлом на голове. Приведите свои примеры несклоняемых существительных, знаете ли вы такие? Поможет вам стихотворение (учитель читает, учащиеся следят). А непонятные слова – на карточках. Слайд 9.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
- Выпишите из стихотворения в 2 столбика 3 одушевленных и 3 неодушевленных существительных. Проверка.
- Вывод. Значит, несклоняемые существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.
- Слайд 10. Посмотрите на экран: Черемхово, Сочи, Лимпопо, Мисиссипи, Эри и Онтарио, Килиманджаро. Что обозначают эти существительные? (Географические названия – имена собственные)
- Вывод, значит, несклоняемые существительные могут быть собственными и нарицательными.
- Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные – это здорово: не надо склонять, запоминать правописание окончаний. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не всё с эти словами так просто и гладко, как нам кажется. А как же тогда правильно употреблять их в речи вместе с прилагательными и глаголами, ведь для этого нужен не только падеж, но и число, и род.
- Вспомним, как мы пытались определить род и число у существительного какаду.
- Один какаду, много какаду – не изменяются.
- Род есть, но как его определить? Сейчас мы об этом поговорим, сначала подведем итог-вывод, что мы уже знаем о несклоняемых существительных? Слайд 11.
1) пришли из иностранных языков;
2) делятся на одушевленные-неодушевленные, собственные и нарицательные;
3) не изменяются по числам, по падежам;
4) имеют грамматический признак - род.
- Зачем нам надо знать род этих существительных? (чтобы правильно употреблять в речи вместе с прилагательными и глаголами)
- Работа по таблице на доске «Род несклоняемых существительных». Исключения.
Вывод алгоритма: как определить род несклоняемых существительных? 1- определить одушевленность-неодушевленность. 2 - Если неодушевленное – значит, средний род. Если одушевленное – мужской род, реже – женский.
Минутка отдыха. Слайды 12-13. Учащиеся выбирают на карточках несклоняемое существительное с определением. По очереди встают и называют себя (учащиеся 3 группы), показывая интонационно или жестами: я - ……. (напр. смешной какаду). Учащиеся 1-2 группы «угощают» со словами: «Угощайтесь! Вот……….»
- Работа в тетрадях. А теперь запишем это в тетрадях.
- (для учащихся 3 группы). Соединить прилагательные с существительными, получившиеся словосочетания записать. Запись начать со слов: «В зоопарке живут… »
Какаду, кенгуру, шимпанзе, пони, фламинго, гризли
Смешн…. прыгуч…. мохнат…. добр…. розов…. опасн….
(для учащихся 1-2 группы). Соединить прилагательные с существительными, определить род, подписать сверху над существительным. Запись начать со слов:
Угощайтесь! Вот на столе……
Какао, киви, кофе, салями, эскимо, ассорти, манго.
Сладк…, спел…, чёрн…, свеж…, вкусн…, вкусн…, сочн… .
Общий вывод. 1. Какие существительные называются несклоняемыми?
2. Как определить род несклоняемого существительного?
-Подведение итогов. Оценивание.
- Слайд 14. Домашнее задание: исправить ошибки в стихотворении.
Как-то рано поутру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю кину.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать - будут польта выдавать!
- Проверка по экрану.
- Спасибо за работу. Слайд 15.
- На следующем уроке проверка домашнего задания Слайд 16.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ