Урок по русскому языку в 4 классе «Правописание – тся и – ться в глаголах»
Урок по русскому языку в 4 классе
«Правописание – тся и – ться в глаголах»
Цели: 1) наблюдать над правописанием глаголов на – ться и – тся, учить самостоятельному выводу о правиле правописания – ться и – тся в глаголах.
2) упражнять в выборе правописания – ться и – тся в глаголах, развивать грамотную речь учащихся, орфографическую память.
3) воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
Ход урока:
Орг. момент. Эмоциональный настрой
- Доброе утро! Пусть оно действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. На такой доброй ноте начнём урок русского языка.
2. Актуализация знаний
- С какой частью речи мы работаем последние уроки? Учиться – всегда пригодится. Что это? Как вы понимаете эту пословицу? Давайте возьмём эти слова в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они нам сегодня ещё пригодятся.
- Что мы знаем о глаголе? Попробуем рассказать друг другу «Ты мне, я тебе». (работа в парах) Что может рассказать о себе глагол? (схема глагола: Г – обозначаю, отвечаю, изменяюсь, имею, являюсь)
3. Постановка проблемы.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будьте вы готовы,
Самостоятельно раскрыть секреты слова.
- Ознакомьтесь со словами
- Прочитайте слова . ( Стремиться, интересуется, удивится, трудиться, учиться, стараются ) Что же интересного слышите на конце слова? Сравните произношение с правописание.
На какие две группы можем их разбить? Какие слова войдут в первую группу, во 2 группу. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
4. Открытие детьми новых знаний ( работа в группах )
-Запишите эти два столбика слов. Понаблюдайте за словами- глаголами и попробуйте сформулировать выводы ваших наблюдений- от чего же зависит написание –ться –тся в глаголах?
Вывод 1: по вопросам
- Определите лицо и число этих глаголов. Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
Вывод 2: по форме глагола
-Сравним наше открытие с правилом, обратимся к справочнику .(читает ученик). Но еще вам дается правило, его можно запомнить и в стихотворной форме:
-ться нам или –тся писать?
Не забудь вопрос задать.
Если ь знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
Какой способ определения прав- я -ться и -тся вам легче запомнить? Вы вправе сами выбрать ( всем раздаётся правило) .
Обратимся к нашему эпиграфу. В какой форме стоят возвратные глаголы?
5. Первичное закрепление
-Поучимся применять правило на практике.
-Прочитаем выразительно четверостишие.
Кто на уроке старает.ся ,
У того всё получает.ся.
Если не будешь стремит.ся,
Нечем будет гордит.ся.
-Как вы понимаете эти слова? Что предлагаете сделать ? (у доски с маркером)
-Когда же нам писать- ться? Когда -тся?
Физминутка
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три посмеяться, покачаться,
На четыре покружиться,
Пять- всем дружно наклониться,
Шесть- опять начать трудиться.
6. Письмо под диктовку
- А сейчас каждый сам себя проверит.
Хочет учиться, любит трудиться, собирается в школу, вручается грамота, нравиться людям, заниматься спортом, без дела не сидится. (работа по карточкам)
1
2
3
4
5
6
7
-ться
-тся
Взаимопроверка
-Возвратимся к эпиграфу
-Встречаются ли слова на наше новое правило? Пригодилось ли вам это правило?
7. Итог урока:- Что нового вы узнали? Чему учились? Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Продолжите фразу:
-Я узнал(ла)
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
8. Д. З. Составить рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на- ться, -тся.
- И не забывайте, всегда помните: Учиться –всегда пригодиться.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ