Урок по русскому языку в 4 классе «Правописание – тся и – ться в глаголах»

Урок по русскому языку в 4 классе

«Правописание – тся и – ться в глаголах»

Цели: 1) наблюдать над правописанием глаголов на – ться и – тся, учить самостоятельному выводу о правиле правописания – ться и – тся в глаголах.

2) упражнять в выборе правописания – ться и – тся в глаголах, развивать грамотную речь учащихся, орфографическую память.

3) воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой

- Доброе утро! Пусть оно действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. На такой доброй ноте начнём урок русского языка.

2. Актуализация знаний

- С какой частью речи мы работаем последние уроки? Учиться – всегда пригодится. Что это? Как вы понимаете эту пословицу? Давайте возьмём эти слова в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они нам сегодня ещё пригодятся.

- Что мы знаем о глаголе? Попробуем рассказать друг другу «Ты мне, я тебе». (работа в парах) Что может рассказать о себе глагол? (схема глагола: Г – обозначаю, отвечаю, изменяюсь, имею, являюсь)

3. Постановка проблемы.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будьте вы готовы,

Самостоятельно раскрыть секреты слова.

- Ознакомьтесь со словами

- Прочитайте слова . ( Стремиться, интересуется, удивится, трудиться, учиться, стараются ) Что же интересного слышите на конце слова? Сравните произношение с правописание.

На какие две группы можем их разбить? Какие слова войдут в первую группу, во 2 группу. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

4. Открытие детьми новых знаний ( работа в группах )

-Запишите эти два столбика слов. Понаблюдайте за словами- глаголами и попробуйте сформулировать выводы ваших наблюдений- от чего же зависит написание –ться –тся в глаголах?

Вывод 1: по вопросам

- Определите лицо и число этих глаголов. Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?

Вывод 2: по форме глагола

-Сравним наше открытие с правилом, обратимся к справочнику .(читает ученик). Но еще вам дается правило, его можно запомнить и в стихотворной форме:

-ться нам или –тся писать?

Не забудь вопрос задать.

Если ь знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим.

Какой способ определения прав- я -ться и -тся вам легче запомнить? Вы вправе сами выбрать ( всем раздаётся правило) .

Обратимся к нашему эпиграфу. В какой форме стоят возвратные глаголы?

5. Первичное закрепление

-Поучимся применять правило на практике.

-Прочитаем выразительно четверостишие.

Кто на уроке старает.ся ,

У того всё получает.ся.

Если не будешь стремит.ся,

Нечем будет гордит.ся.

-Как вы понимаете эти слова? Что предлагаете сделать ? (у доски с маркером)

-Когда же нам писать- ться? Когда -тся?

Физминутка

Раз подняться, потянуться,

Два согнуться, разогнуться,

Три посмеяться, покачаться,

На четыре покружиться,

Пять- всем дружно наклониться,

Шесть- опять начать трудиться.

6. Письмо под диктовку

- А сейчас каждый сам себя проверит.

Хочет учиться, любит трудиться, собирается в школу, вручается грамота, нравиться людям, заниматься спортом, без дела не сидится. (работа по карточкам)


1

2

3

4

5

6

7

-ться








-тся










Взаимопроверка

-Возвратимся к эпиграфу

-Встречаются ли слова на наше новое правило? Пригодилось ли вам это правило?

7. Итог урока:- Что нового вы узнали? Чему учились? Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Продолжите фразу:

-Я узнал(ла)

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

8. Д. З. Составить рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на- ться, -тся.

- И не забывайте, всегда помните: Учиться –всегда пригодиться.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ