Конспект урока на тему «Правописание сложных слов»
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС.
Конспект к уроку русского языка по теме «Правописание сложных слов» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для работы по любому УМК.
Технологическая карта позволила сделать урок структурированным, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД. К уроку прилагается презентация в виде исследовательского проекта.
Тема урока: «Правописание сложных слов»
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма урока: традиционный.
Цели урока:
Образовательные
- выяснить условия выбора гласных в сложных словах;
-развивать навыки морфемного разбора;
-формировать умение применять на практике знания по орфографии;
-развить навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
-осуществление системно - деятельностного подхода;
-развитие критического мышления;
-развитие внимания;
-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать умение применять новые знания;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся, формирование логического мышления;
-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-развитие умения формулировать проблему;
-развитие умения работы в парах и группах.
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к родному языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-развитие коммуникативных УУД:
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-взаимодействие учащихся в парной и групповой работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Этап урока
Ход урока
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя (чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Пожелание друзьям»).
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок .
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Обобщение ранее изученного
Актуализация
знаний
Постановка учебной цели
Проверка домашнего задания
а)Так что же такое аббревиатура?
(ж.о.) Аббревиатура – это слова, полученные путём сложения начальных букв или звуков: ЧП , вуз.
б) Что такое аббревиация?
( Ж.о.)Процесс образования аббревиатур называется аббревиацией.
в) Какие способы сложения вы знаете?
2)Работа с текстом.
Послушайте шуточное стихотворение И.Ильина.
Что за славное бревно!
Пригодится нам оно.
«Сделаю, - решил Степан,-
Из бревна ракетоплан».
Получилась у Степана
Палочка для барабана.
Только жаль, всего одна..
Нет ли где ещё бревна!?
( И. Ильин)
а) Найдите существительное, придуманное автором.
(Ж.о) Ракетоплан
б)Объясните, по образцам каких слов оно создано.
(Ж.о) ракета и аэроплан.
в)Как называются такие слова?
Ж.о. Ракетоплан – сложное слово.
Давайте посмотрим виртуальный урок по этой теме.
Тема урока: «Сложные слова»
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель.
(Уметь находить и правильно писать сложные слова)
Читают текст.
Отвечают на вопросы.
Комментируют выбор гласных.
Формулируют и записывают тему урока.
Формулируют цель урока.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: развивать умения применять полученные знания.
Открытие нового
Групповая работа
Замените словосочетание одним сложным словом и запишите через запятую.
Каждая группа учащихся получает карточки со словами.
1 группа
А Пить чай – чаепитие
Б Помогать взаимно – взаимопомощь
В Любить труд – трудолюбие
2 группа
А Люди одной фамилии – однофамильцы
Б Любить свободу – свободолюбие
В Тот, кто ходит пешком – пешеход
Игра «Что такое антонимы?»
К данным словам подберите антонимы.
Серьёзный – легкомысленный
Однообразие – разнообразие
Враждебный –миролюбивый , дружелюбный.
Посмотрите, сколько ошибок можно сделать в сложных словах:
Гор(и-е?)хвостка
Сорок(а-о?)летие
Врем(я-и?)счисление
Ави(а-о?)билет
Показ и защита подготовленной учениками презентации ( исследовательского проекта)
Групповая работа
Комментируют выбор соединительной гласной
Решают проблемную ситуацию.
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Закрепление нового
Работа с учебником. Выполнение упражнений.
Упражнение
Вставьте пропущенные буквы.
Басн..писец, власто..любие, дальн..восточный, дальн..видный, жизн..описание, камен..тес, каш ...вар, кон...водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, пар..ходство, растени..водство, ча...питие.
Тест (контролирующее задание)
1. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) животн...вод
2) песн...пение
3) снег...очиститель
4) песн...творчество
2. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) сорок...дневный
2) сорок...ножка
3) ави...почта
4) камн...дробилка
Работают в парах. Взаимопровер ка
Выполняют тестовое задание
Самопроверка
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).
Рефлексия деятельности
Подведение итогов работы.
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Оцените свою работу, продолжив фразу:
На уроке работал…(хорошо, отлично, удовлетворительно)
Я думаю, что мог бы работать …
За работу на уроке я ставлю себе оценку …
Выставление оценок.
Продолжают фразу.
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание
По выбору:
1.Упражнение
2. Написать сочинение-миниатюру, используя слова с изученной на уроке орфограммой.
Запись учащимися задания в дневники.
Использованные источники:
1)Мультимедиа уроки: Русский язык. «Морфология. Орфография» 5-6 класс под редакцией О.И.Руденко- Моргун.
2)«Современный русский язык». Учебник: Фонетика. Фразеология. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис./ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др. СПб: Издательство «Лань» 2001 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ