Конспект урока на тему «Правописание сложных слов»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС.





Конспект к уроку русского языка по теме «Правописание сложных слов» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для работы по любому УМК.

Технологическая карта позволила сделать урок структурированным, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД. К уроку прилагается презентация в виде исследовательского проекта.

Тема урока: «Правописание сложных слов»

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Форма урока: традиционный.

Цели урока:

Образовательные

- выяснить условия выбора гласных в сложных словах;

-развивать навыки морфемного разбора;

-формировать умение применять на практике знания по орфографии;

-развить навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Развивающие:

-осуществление системно - деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся, формирование логического мышления;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения формулировать проблему;

-развитие умения работы в парах и группах.

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учащихся в парной и групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;




Этап урока


Ход урока


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя (чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Пожелание друзьям»).

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.


Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.


Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок .


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного

















Актуализация

знаний












Постановка учебной цели


Проверка домашнего задания

а)Так что же такое аббревиатура?

(ж.о.) Аббревиатура – это слова, полученные путём сложения начальных букв или звуков: ЧП , вуз.

б) Что такое аббревиация?

( Ж.о.)Процесс образования аббревиатур называется аббревиацией.

в) Какие способы сложения вы знаете?

2)Работа с текстом.

Послушайте шуточное стихотворение И.Ильина.

Что за славное бревно!

Пригодится нам оно.

«Сделаю, - решил Степан,-

Из бревна ракетоплан».

Получилась у Степана

Палочка для барабана.

Только жаль, всего одна..

Нет ли где ещё бревна!?

( И. Ильин)

а) Найдите существительное, придуманное автором.

(Ж.о) Ракетоплан

б)Объясните, по образцам каких слов оно создано.

(Ж.о) ракета и аэроплан.

в)Как называются такие слова?

Ж.о. Ракетоплан – сложное слово.


Давайте посмотрим виртуальный урок по этой теме.

Тема урока: «Сложные слова»



- Исходя из темы урока, сформулируйте цель.

(Уметь находить и правильно писать сложные слова)








Читают текст.





Отвечают на вопросы.




Комментируют выбор гласных.







Формулируют и записывают тему урока.


Формулируют цель урока.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)



ЦЕЛЬ: развивать умения применять полученные знания.

Открытие нового


































Групповая работа



Замените словосочетание одним сложным словом и запишите через запятую.

Каждая группа учащихся получает карточки со словами.

1 группа

А Пить чай – чаепитие

Б Помогать взаимно – взаимопомощь

В Любить труд – трудолюбие



2 группа

А Люди одной фамилии – однофамильцы

Б Любить свободу – свободолюбие

В Тот, кто ходит пешком – пешеход



Игра «Что такое антонимы?»

К данным словам подберите антонимы.

Серьёзный – легкомысленный

Однообразие – разнообразие

Враждебный –миролюбивый , дружелюбный.


Посмотрите, сколько ошибок можно сделать в сложных словах:

Гор(и-е?)хвостка

Сорок(а-о?)летие

Врем(я-и?)счисление

Ави(а-о?)билет


Показ и защита подготовленной учениками презентации ( исследовательского проекта)






Групповая работа






Комментируют выбор соединительной гласной
























Решают проблемную ситуацию.














Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.



Закрепление нового















Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы.

Басн..писец, власто..любие, дальн..восточный, дальн..видный, жизн..описание, камен..тес, каш ...вар, кон...водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, пар..ходство, растени..водство, ча...питие.

 

Тест (контролирующее задание)

1. В каком слове на месте пропуска пишется Е?

1) животн...вод

2) песн...пение

3) снег...очиститель
4) песн...творчество

2. В каком слове на месте пропуска пишется О?

1) сорок...дневный
2) сорок...ножка
3) ави...почта
4) камн...дробилка










Работают в парах. Взаимопровер ка





Выполняют тестовое задание


Самопроверка



Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.


УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности




Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

На уроке работал…(хорошо, отлично, удовлетворительно)

Я думаю, что мог бы работать …

За работу на уроке я ставлю себе оценку …

Выставление оценок.


Продолжают фразу.








УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание


По выбору:

1.Упражнение

2. Написать сочинение-миниатюру, используя слова с изученной на уроке орфограммой.

Запись учащимися задания в дневники.




Использованные источники:


1)Мультимедиа уроки: Русский язык. «Морфология. Орфография» 5-6 класс под редакцией О.И.Руденко- Моргун.

2)«Современный русский язык». Учебник: Фонетика. Фразеология. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис./ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др. СПб: Издательство «Лань» 2001 г.


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ