Урок развития речи «Сторона родимая, приметная, У тебя приметы есть предметные…» В.Баянов 8 Класс
Муниципальное образователльное учреждение
«Металлурговская средняя общеобразовательная школа»
«Сторона родимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные…»
В.Баянов
Урок развития речи в 8 классе
Составила:
Демина Т.И.
Учитель русского языка
и литературы
Металлург
2014 год
Урок развития речи
Описание природы
Тема: «Сторона родимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные...» В.Баянов.
Цель урока: Составление учащимися исходного текста – описания в процессе игры «Кубики» и развитие их речевой деятельности.
Задачи: 1. Образовательные : Актуализировать полученные раннее теоретические знания учащихся о тексте, закрепить их в процессе работы;
2. Развивающие : Создать условия для развития умения учащихся «видеть» текст, понимать его тему, основную мысль и логически излагать свою точку зрения;
3. Воспитательные: Способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся, любви к родному слову, народной речи.
Оформление и оборудование: Портрет кузбасского писателя в.Баянова, фотовыставка природы Кузбасса, кубики с текстами; В.Баянова «Август».
Эпиграф к уроку: Пейзаж бы потерял половину своей красоты, если бы в нем не присутствовали люди во всей конкретности человеческого образа и действия.
В.Баянов
Плакаты:
Главный признак описания – одновременность действия
Стили речи
Книжный
Художественный
Научный
Деловой
Разговорный
План урока
Вступительное слово учителя
Составление исходного текста. Игра «Кубики».
Аналитическая беседа
Работа с фотовыставкой.(Портрет В. Баянова; пейзажные зарисовки Кузбасса).
Рассказ учителя о В. Баянове
Анализ текста
Итог урока.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке развития речи мы поговорим об огписании природы и о том, как художественно создается это описание. Наша задача заключается в том, чтобы составить исходный текст из разнообразных отрывков и проанализировать его.
В детстве все играли в кубики, учились из них составлять из них картинки, а потом слова. Сегодня на уроке мы тоже поиграем в кубики, но только составлять будем текст. Перед каждым из вас по два кубика с различными текстами на гранях. Соберите из предложенных отрывков описание природы.
Составление текста учащимися.
Аналитическая беседа.
Что у вас получилось? Прочитайте
Почему вы считаете эти предложения текстом?
Каким образом связаны предложения в тексте?
Сколько частей в получившемся тексте?
Почему вы расположили части текста в таком порядке?
Итак, вы правильно сказали, что предложения в тексте по смыслу и грамматически. Данный текст состоит из двух частей, и вы верно определили их порядок:
Перечитаем первую часть текста. О чем в ней говорится?
Прочитайте вторую часть текста. Что автор говорит в ней?
К какому типа можно отнести данный тип текста? Почему?
Да, это текст-описание. Его главный признак-одновременность действия. Мы уже знаем два стиля речи – книжный и разговорный. В книжном стиле выделяются художественный стиль, научный и деловой.
К какому стилю речи относится наш текст?
А как бы вы назвали этот текст? Почему?
Найдите подтверждение своим словам в тексте.
Автор стремится показать, насколько красива природа в августе. Красоту эту можно запечатлеть по-разному: в словах, стихотворениях, песнях, красках, а также остановить мгновение в фотографиях.
Работа с фотовыставкой.
Рассказ учителя о В. Баянове.
Ребята, вам, наверное, интересно, кто является автором этого текста? Вы хотите узнать совпало ли ваше название с заголовком автора? Как вы думаете, он современник или нет?
Недалеко от станции Топки в сибирском селе Дедюево 10 июля 1934 года родился Виктор Баянов. Здесь он рос, набирался сил, учился красоте и доброте. Река Камышенка, полноводная, чистая, из нее пили воду, а зимой делали прорубь. Цветет душица, ромашки. У реки пасутся кони. Всё это- картины детства. И все это питало творчество поэта.
Мать работала на свиноферме, отец до войны был ветеринаром. Обычная судьба его поколения : служба в армии, работа машинистом, награды за отличный труд, потом работа на заводе.
Но главной в жизни становится поэзия. Виктор Баянов обладал высоким даром видеть и понимать окружающий мир, умением полно и точно передавать свои мысли и чувства. Поэт выражает искреннюю любовь ко всему земному. Он тонко чувствует природу и заряжается от нее мудростью и энергией. Для него она – источник жизни, сил и вдохновения. Баянов утверждает неразрывную связь человека и природы. ( учитель обращается к эпиграфу).
Анализ теста. Работа с приложениями.
Итог урока.
Ребята, скажите, чем мы занимались на уроке?
Что можно сказать о тексте, который вы составили?
Вы все правильно сказали. Мы сегодня работали с текстом-
описанием природы, автор которого наш земляк – Виктор Баянов.
Тема его очевидна – это август – итог уходящего лета. Он легко
Делится на части, которые объединены ключевыми словами
«август». Сначала автор показывает красоту природы, затем –
Ее влияние на человека. Работа, которую вы проделали на этом
уроке, пригодится вам, когда вы будете писать сочинение –
описание природы по картине.
Приложение
Начальное предложение каждого образца начинается и заканчивается словом «Август». Для чего, по вашему мнению, автор ставит многоточие?
В каком значение употребляются слова : хлебозоры, маревая наплывь, малиновый околок, сутемь сеней?
Как вы думаете, почему в тексте так много прилагательных?
Обратите внимание, что нет прилагательных, обозначающих цвет. А какие прилагательные использует автор?
Какое впечатление вызвал у вас этот текст?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ