Урок развития речи «Сторона родимая, приметная, У тебя приметы есть предметные…» В.Баянов 8 Класс

Муниципальное образователльное учреждение

«Металлурговская средняя общеобразовательная школа»











«Сторона родимая, приметная,

У тебя приметы есть предметные…»

В.Баянов

Урок развития речи в 8 классе









Составила:

Демина Т.И.

Учитель русского языка

и литературы














Металлург

2014 год


Урок развития речи

Описание природы


Тема: «Сторона родимая, приметная,

У тебя приметы есть предметные...» В.Баянов.


Цель урока: Составление учащимися исходного текста – описания в процессе игры «Кубики» и развитие их речевой деятельности.


Задачи: 1. Образовательные : Актуализировать полученные раннее теоретические знания учащихся о тексте, закрепить их в процессе работы;

2. Развивающие : Создать условия для развития умения учащихся «видеть» текст, понимать его тему, основную мысль и логически излагать свою точку зрения;

3. Воспитательные: Способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся, любви к родному слову, народной речи.


Оформление и оборудование: Портрет кузбасского писателя в.Баянова, фотовыставка природы Кузбасса, кубики с текстами; В.Баянова «Август».


Эпиграф к уроку: Пейзаж бы потерял половину своей красоты, если бы в нем не присутствовали люди во всей конкретности человеческого образа и действия.

В.Баянов


Плакаты:

  • Главный признак описания – одновременность действия

  • Стили речи

Книжный

Художественный

Научный

Деловой

Разговорный



План урока

  1. Вступительное слово учителя

  2. Составление исходного текста. Игра «Кубики».

  3. Аналитическая беседа

  4. Работа с фотовыставкой.(Портрет В. Баянова; пейзажные зарисовки Кузбасса).

  5. Рассказ учителя о В. Баянове

  6. Анализ текста

  7. Итог урока.


Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.


На сегодняшнем уроке развития речи мы поговорим об огписании природы и о том, как художественно создается это описание. Наша задача заключается в том, чтобы составить исходный текст из разнообразных отрывков и проанализировать его.

В детстве все играли в кубики, учились из них составлять из них картинки, а потом слова. Сегодня на уроке мы тоже поиграем в кубики, но только составлять будем текст. Перед каждым из вас по два кубика с различными текстами на гранях. Соберите из предложенных отрывков описание природы.


  1. Составление текста учащимися.

  2. Аналитическая беседа.

  • Что у вас получилось? Прочитайте

  • Почему вы считаете эти предложения текстом?

  • Каким образом связаны предложения в тексте?

  • Сколько частей в получившемся тексте?

  • Почему вы расположили части текста в таком порядке?

Итак, вы правильно сказали, что предложения в тексте по смыслу и грамматически. Данный текст состоит из двух частей, и вы верно определили их порядок:

  • Перечитаем первую часть текста. О чем в ней говорится?

  • Прочитайте вторую часть текста. Что автор говорит в ней?

  • К какому типа можно отнести данный тип текста? Почему?

Да, это текст-описание. Его главный признак-одновременность действия. Мы уже знаем два стиля речи – книжный и разговорный. В книжном стиле выделяются художественный стиль, научный и деловой.

  • К какому стилю речи относится наш текст?

  • А как бы вы назвали этот текст? Почему?

  • Найдите подтверждение своим словам в тексте.

Автор стремится показать, насколько красива природа в августе. Красоту эту можно запечатлеть по-разному: в словах, стихотворениях, песнях, красках, а также остановить мгновение в фотографиях.


  1. Работа с фотовыставкой.

  2. Рассказ учителя о В. Баянове.

Ребята, вам, наверное, интересно, кто является автором этого текста? Вы хотите узнать совпало ли ваше название с заголовком автора? Как вы думаете, он современник или нет?

Недалеко от станции Топки в сибирском селе Дедюево 10 июля 1934 года родился Виктор Баянов. Здесь он рос, набирался сил, учился красоте и доброте. Река Камышенка, полноводная, чистая, из нее пили воду, а зимой делали прорубь. Цветет душица, ромашки. У реки пасутся кони. Всё это- картины детства. И все это питало творчество поэта.

Мать работала на свиноферме, отец до войны был ветеринаром. Обычная судьба его поколения : служба в армии, работа машинистом, награды за отличный труд, потом работа на заводе.

Но главной в жизни становится поэзия. Виктор Баянов обладал высоким даром видеть и понимать окружающий мир, умением полно и точно передавать свои мысли и чувства. Поэт выражает искреннюю любовь ко всему земному. Он тонко чувствует природу и заряжается от нее мудростью и энергией. Для него она – источник жизни, сил и вдохновения. Баянов утверждает неразрывную связь человека и природы. ( учитель обращается к эпиграфу).

  1. Анализ теста. Работа с приложениями.

  2. Итог урока.

  • Ребята, скажите, чем мы занимались на уроке?

  • Что можно сказать о тексте, который вы составили?

Вы все правильно сказали. Мы сегодня работали с текстом-
описанием природы, автор которого наш земляк – Виктор Баянов.

Тема его очевидна – это август – итог уходящего лета. Он легко

Делится на части, которые объединены ключевыми словами

«август». Сначала автор показывает красоту природы, затем –

Ее влияние на человека. Работа, которую вы проделали на этом

уроке, пригодится вам, когда вы будете писать сочинение –

описание природы по картине.




















Приложение


  1. Начальное предложение каждого образца начинается и заканчивается словом «Август». Для чего, по вашему мнению, автор ставит многоточие?

  2. В каком значение употребляются слова : хлебозоры, маревая наплывь, малиновый околок, сутемь сеней?

  3. Как вы думаете, почему в тексте так много прилагательных?

  4. Обратите внимание, что нет прилагательных, обозначающих цвет. А какие прилагательные использует автор?

  5. Какое впечатление вызвал у вас этот текст?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ