Урок русского во 2-м классе «Однокоренные слова»





Зачетная практическая работа по курсу

« Механизмы реализации ФГОС на содержание УМК «Перспективная начальная школа».



Выполнила

Вилкина Светлана Васильевна,

Учитель начальных классов

МОУ «Парабельская гимназия»

С. Парабель. Томская обл.































Урок русского во 2-м классе по программе УМК «Перспективная начальная школа»



Тема урока «Однокоренные слова»

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: продолжить формировать правильное представление о понятие «родственные слова», учить выделять в родственных словах корень, формировать умение различать родственные слова и формы одного слова

4 развивать интеллектуальные способности учащихся6 речь, внимание, память, мышление и наблюдательность.

Задачи урока: организовать деятельность детей, развивать речь учащихся; расширять кругозор. Воспитывать культуру учебного труда при работе с книгой, чувство товарищества и взаимопомощи при работе в группе и в паре.



Основное содержание урока.

1.Постановка УУД.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с тайнами нашего русского языка. А какие тайны мы будем изучать, об этом вы должны сами догадаться. Но об этом мы бьудем говорить чуть позже.

- А сейчас угадайте имя сказочного героя, которому тоже интересно узнать об этих тайнах русского языка.

Хоть твердил, что он мастак,

Попадал не раз в просак,

Пролсто он зазнайка,

А зовут его… Незнайка!

- Правильно. Сегодня на уроке мы поможем Незнайке узнать тайны русского языка.

2. Чистописание.

- Ребята, давайте покажем Незнайке как мы умеем красиво писать.

- Запишите в тетради число, классная работа.

- Я буду читать слова из словаря, а вы красиво запишите те буквы, которые надо запомнить.

Лопата, машина, ребята, минута.

- Какие буквы мы запишем? о, а, е, и

- Запишите красиво буквы в терадочки.

2. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы и целей урока.

- Послушайте сказку.

В густом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Ели, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мать. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белочки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов и клестов это самая лакомая еда.

- Что интересного вы заметили?

- Правильно, в этой сказке встретились слова с одинаковым корнем. Назовите эти слова. (Ель, елочка, ельник)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Молодцы, речь сегодня пойдет о словах, которые имеют одинаковый корень.

- А почему вы так решили?

- Правильно. Мы будем продолжать работать над темой «Корень слова».

Чему мы должны сегодня научиться?

- Да, мы должны выяснить всегда ли слова, которые имеют одинаковый корень являются однокоренными и называются родственными.

- А теперь давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слова по составу. Разберем слова ель, елочка и ельник по составу. И объясним, каким значком какая часть слова обозначается.

Учитель последовательно показывает на знак окончания, основы, корня. Дети называют, что обозначает каждый знак, дают определения данным частя слова).

Окончание -

- Что такое окончание?

- Давайте убедимся правильности формулировки. Где, не листая страницы, мы можем это уточнить?

- Откройте в конце учебника, на форзаце правила.

- Основа слова

- Что такое основа слова (Часть слова без окончания.)

- корень слова.

- Что такое корень слова? ( общая часть основ родственных слов, которая является по смыслу и по написанию).

- Молодцы! Все правильно объяснили мне и Незнайке все правила и показали как вы можете самостоятельно работать и находить какую-нибудь информацию.

2. Работа над новой темой урока. Работа в парах.

- Прочитайте три группы слов, написанных на доске.

1. Сор, соринка, сорный.

2. Снег, снега, снегом.

Солдат, воин, боец.

- Найдите группу родственных слов.

- Почему вы так считаете? Докажите.

- Что вы можете сказать о второй группе слов?

- Да, это формы одного и того же слова.

- А третья группа почему не может быть родственными словами, ведь слова близки по значению?

-Давайте сделаем вывод о родственных словах.

3. «Грамматическая сказка»

Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Посмотрите, ребята, что за чудо дерево выросло?(назовите как называются части у дерева - корень, ствол, листочки , плод)
- Самая главная часть у растения – это корень.
-Как вы думаете, а какая задача перед нами стоит на уроке?
-В русском языке тоже есть такое понятие корень!
-И вы сегодня узнаете, что такое корень и как его найти в слове!
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов
Вот из сада вам рассада
Вот еще посадка рядом
Вот идет и садовод
С ним садовник идет
Очень интересно гулять
В саду словесном.
-посмотрите на эти слова и найдите, что общего в них? (сад)-общая часть.
-А еще, что общее в словах? – значение
Сад- это где растут фрукты,
Садовник-человек, ухаживающий за садом
Рассада- то, что садят на грядке. Все эти слова имеют общее значение.
-Как в русском языке называются слова с одинаковым значением? - (родственными словами) .

4. Физминутка.

Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!

5. Работа по учебнику.

- Прочитайте задание № 77 на с. 107. Расскажите, как вы будете выполнять первую часть упражнения.

- Какие слова вы будете выписывать?

- Какой корень выделили?

- Как будете выполнять вторую часть упражнения?

- Какое слово лишнее?

- Это разные слова?

- Почему это разные слова, если у них есть общая по написанию и смыслу часть слова?

- Какой корень выделили в родственных словах?

- Молодцы!

6. Словарная работа. Самостоятельная работа.

- Откройте тетради для самостоятельных работ на с. 34. Прочитайте стихотворение Саши Черного про корову.

- Но прежде чем правильно вставить пропущенные слова, надо научиться правильно их писать.

- Рассмотрите рисунок. Что нарисовано?

- Как рисунок поможет нам запомнить написание слов корова, посуда, молоко?

- Запишите слова, не забудьте поставить ударение и выделите орфограммы – безударные гласные в корне слова.

- Молодцы, правильно записали.

7. Релаксационная пауза.

- Я буду называть пары слов, а вы будете хлопать в ладоши, если эти слова однокоренные. А если не являются одлнокоренными, то сидите тихонечко.

Лес-лесник

Гриб-грибной

Дом-дым

Стена-спина

Кот-котик

Ложка-лошадь

8. Закрепление изученного. Работа в парах (разноуровневый подход).

- А сейчас наш гость Незнайка предлагает поработать в группах (Класс делится на 3 группы по уровню сложности задания).

- У каждой группы свое задание.

1 группа. Соединить слова левого столбика с однокоренными словами правого.

Лес сад

Вода больной

Море деревянный

Садовый лесной

Боль водичка

Дерево моряк

2 группа. Зачеркните лишнее слово. Выделите корень в однокоренных словах.

Лес, лесок, лестница, лесник, лесной.

Мёд, мёдик, медведь, медовый, медный.

3 группа. Подберите однокоренные слова. Выделите корень.

Вода- ______________________________________________________

Мороз - ____________________________________________________

Проверка.(учитель открывает на доске правильные ответы)

- Поверьте, правильно ли вы выполнили?

3. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу.

- Что вы нового узнали на уроке?

- Что ррнудным было джля понимания?

- Что поможет нам разобраться с трудностями?

- Какую цель ставили на уроке?

- Ребята, как вы думаете, понятно мы объяснили Незнайке, что такое однокоренные слова?

- Молодцы! Вы все хорошо потрудились на уроке. И каждый заработал свою оценку.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

- В тетрадях для самостоятельных работ на с. 32 № 40. В упражнении надо расселить в домики родственные слова. И если вы внимательно слушали на уроке, то без затруднений с этим заданием справитесь. Спасибо за урок!









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ