Урок русского языка "Антонимы"

Урок русского языка

Учитель: Михайлова Наталья Викторовна

Тема: Антонимы

Цели урока:

Образовательная  -  ознакомление со словами – антонимами;

Воспитательные - формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Развивающие -  развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; активизация познавательной деятельности через решение логических задач;

Урок

Ключевые цели урока

Принципы и порядок достижения требования обучения

Используемые активные способы преподавания



Вид работ на уроке

Результаты урока



Что учащиеся (все или некоторые) будут знать, понимать и способны сделать

Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения

Выяснение эффективности процесса обучения по отношению к каждому учащемуся

Учет потребностей каждого ученика при планировании (напр., учащихся с особыми образовательными потребностями; учащихся

которые быстро справляются с заданиями)

Ресурсы и оборудование

Список технических устройств, который необходимо заранее сдать лаборанту

4

Слова с противоположным значением.

Знаком-

ство с антонима-ми.

  1. Постановка учебной задачи. Мотивация к деятельности

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать над блоком «Как устроен наш язык».

Класс разделен на группы с учетом индивидуальных способностей



Самоопределение:

«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).








Самоопределе-

ние к деятельности











создание благоприятной эмоциональной атмосферы; выбрать, подписать фишку









СЛАЙД 1







Развитие чувства коллективной ответственности, повышение значимости работы в группе




























Распределяют роли для работы в группе

Спикеры: Данил Г., Ира К., Артем В, Лейла А.

Памятки «Правила работы в группе»









Индивидуальные карты-матрицы для каждой группы

Фишки трех цветов: красный, желтый, зеленый



  1. Составление кластера

У. предлагает продолжить кластер (группы получают заготовки)

- Как сочетаются части вашего кластера?

- В каких случаях мы используем синонимы, пользуемся словарем?























- Кто знает, как можно заполнить окошечко с вопросом?











  1. Актуализация знаний.

- Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.

Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от труда.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Запишите пословицу.

- Обратите внимание на выделенные одним цветом слова.








Продолжают формирование умений в составлении кластера. Участвуют в беседе, сотрудничают, высказывают свою точку зрения, оформляют свои идеи в письменной и устной форме

Отвечают на вопросы, сами задают в ходе защиты проекта, определяют круг своего незнания



















Работают в группе, высказывают свою точку зрения, осознают понимание смысла пословиц и оценивают данную ситуацию.





Оценивают границы своих возможностей

Проверка КАРТОЧКА-ТРЕНАЖЕР

Оценивают свою работу «!+?»













































СЛАЙД2

оценивают работу группы «!+?»;

стикерами работу других групп





Спикер берет на себя роль «ответчика» за работу группы





Заготовка кластера

Карточка-тренажер

Эмблемы-значки для оценивания

«!+?»













































Карточки с деформированным текстом

Приложение 1

Презентация PowerPoint






  1. Открытие «нового знания»

- Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению?

-Кто знает, как называются такие слова в русском языке?

АНТОНИМЫ

Добавить в кластер …………

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока.

Узнать 1. Что такое……

2. Для чего нужны….

Учиться: находить, подбирать…и употреблять…







Первичное закрепление

Итак, исходя из целей нашего урока, сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов в нашей речи, научимся находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, а также правильно употреблять.

Работа в парах

Выбрать и подчеркнуть слова с противоположным значением - антонимы








Сравнивают и группируют объекты, находят закономерность – наблюдают и делают самостоятельные выводы



Определяют цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью У.

















Ребята работают в паре, соревнуются на правильность и скорость выполнения задания (выделяют и группируют слова, обосновывают свой ответ)







Рост самооценки, настрой на успех

СЛАЙД 3













СЛАЙД 4

Создаются предпосылки к дальнейшему самообразованию

















Проверка СЛАЙД 4

Оценивание своей работы «!, +, ?»







Учащиеся с повышенным интересом к изучению русского языка проявляют свои знания







Презентация PowerPoint



Кластер





































Карточки «Найди антоним» Приложение 2
























  1. Первичное закрепление

Стратегия «Пила»

- А сейчас предлагаю вам поупражняемся в подборе антонимов.



Работать будем по группам на карточках (группы получают задания разной и сложности и содержания)




Выполнение разноуровневых заданий. Участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; наблюдают и делают простые выводы.

Корректируют правильность выполнения в процессе проверки.

Накапливают новые знания.


Проверка СЛАЙД 5 и 6

Повышают самооценку и целенаправленность в изучении сложного материала.

Оценивают работу «!, +, ?»


Карточки с разноуровневым заданием:

Приложение 3

Презентация PowerPoint




Физминутка

Разминку проводит ученик с подготовленным заранее динамич. стихотворением

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……

Скажу я, слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ………

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …..

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай:…..

(дети договаривают антоним и повторяют движения за ведущим)

Эмоциональная саморегуляция, применение знаний в действии


Закревский В. Подготовил физминутку по теме самостоятельно




Тест «Смекалочка».

Учащимся предлагается тест для проверки


Самостоятельная работа. Вырабатывают внутренний план действий( способы действовать «в уме»), что способствует положительной саморегуляции.

Адекватная оценка границ «знания и незнания», создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Проверка СЛАЙД 7,8

Оценивание (обмен по часовой стрелке) – «!, +, ?»

СЛАЙД 9 «Молодцы!»- эмоциональная саморегуляция

Тест «Смекалочка»

Приложение 4



  1. Возврат к теме и цели урока

Рефлексия

Подведение итогов по поставленным целям.

У. предлагает подобрать антонимы к словам(первое слово говорит У. ,антоним- дети):

Зима- ,широко -, высоко - ,глубоко -,далеко -, весело - ,письменно - , право- .

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).



Суммирование полученных результатов в группе





Применяют полученные знания

на практике,

















Рефлексия в движении





Рефлексия по выбору цвета (развивает у обучающихся способность структурировать информацию)



Делают вывод



Оценивают успешность в усвоении учебного материала

Рефлексивная адекватная самооценка



































Самооценка групповой работы




































Разноцветные фишки













Карта групповой работы



Работа в «Дневнике наблюдений» (пишу мысли)

Осознание личностного смысла учения, желания учиться

Адекватная саморегуляция: выбор вариантов, оценка своего знания по параметрам СЛАЙД 12


Презентация PowerPoint

Дневник наблюдений



Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Я работал(а) в группе».


Самоопределение к дальнейшим действиям

СЛАЙД 13


Презентация PowerPoint





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ