ДОКЛАД на тему: «Дифференциация имён существительных, имён прилагательных и глаголов у детей младшего школьного возраста»












ДОКЛАД на тему:

«Дифференциация имён существительных, имён прилагательных и глаголов у детей младшего школьного возраста»







Выполнила:

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 130

Багина И.В.





Дизорфография – очень распространенное нарушение, встречающееся у детей младшего школьного возраста, которое проявляется в ошибках при морфологическом разборе слов. Это свидетельствует о несформированности у детей умения различать лексическое и грамматическое значения словоформ; о неумении ставить к ним грамматические вопросы.

Развитие умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы опирается на онтогенетический принцип появления указанных грамматических форм в активном словаре детей. Коррекционная работа направлена на деятельностное включение данных частей речи в процесс порождения речевых высказываний учащимися с дизорфографией. При этом учитываются этапы формирования умственных действий, выделенные П. Я. Гальпериным.

На первоначальных этапах обучения используются внешние схемы, картинки, условные обозначения, что символизирует предметы, признаки и действия предметов, отношения между ними. Графическое изображение занимает промежуточное положение между материализованным действием и речью. Затем происходит интериоризация речи, т.е. перенос ее из внешнего плана во внутренний, превращение во внутреннюю схему высказывания.

В связи с этим в коррекционной работе выделяется три этапа:

Первый этап — усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями, а также ставить грамматические вопросы.

На этом этапе вводятся карточки с условными обозначениями (имён существительных, имён прилагательных и глаголов), вопросами.

Второй этап — дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов с использованием внешних опор. Активно используются карточки с графическими и условными обозначениями, разнообразные схемы.

Третий этап — дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами.


С этой целью используются следующие упражнения.

1. Различение имен существительных и глаголов.

Речевой материал — слова: дело, работа, закончить, яма, дорожка, веселить, двор, лицо, батарея.

Логопед читает ряд слов, обозначающих предметы, и допускает «ошибку». Школьник должен обнаружить ее и хлопнуть в ладоши, а затем назвать слово, не являющееся именем существительным, аргументировав свой ответ.


2. Различение имен существительных и имен прилагательных.

Речевой материал — слова: май, громкий, ложка, цветок, лимонад; библиотека, линия, прямой, класс, брат.

Задание выполняется аналогично предыдущему, «лишним» словом считается имя прилагательное.


3. Различение имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Речевой материал — слова: птица, катается, снежный, висит, ежик; карточки с вопросами: Кто это? Какой? Что делает?

Логопед диктует слово и просит поднять карточку с соответствующим вопросом.


4. Преобразование слова из одной части речи в другую.

Речевой материал — слова: камень, грустный, веселье, мысль, шутить, шуметь, пыль, дерево, мороз; карточки с вопросами: Что? Какой? Что делать?

Ученику предлагается прослушать слово, записать его под соответствующим вопросом и написать новые слова, преобразовав одну часть речи в другую.


5. Закрепление знаний о различных частях речи.

Речевой материал — карточки со словами: сито, жаркий, холод, сумка, прыгать, превосходный, освещает, скользила, кожаный.

Школьник получает задание прочитать слова, поставить к каждому грамматический вопрос и записать их в три колонки по частям речи.

Работа по развитию умения определять грамматические категории слов в словосочетаниях и предложениях проходит с постепенным усложнением: соотнесение грамматических форм со схемой, грамматический разбор, составление словосочетания (предложения) по заданной схеме, придумывание словосочетания (предложения) по схеме.


6. Образование глаголов от глагольных основ (шел – ушёл, отошёл, пришел, вышел);

Для этого используются действия самих детей, серии картинок с различными видами действия /мальчик идёт в школу ... подошел к школе...пришел в школу... вышел из школы/.


7. Определение грамматической категории слов в словосочетании. Речевой материал — словосочетания: теплая вода, режу ножом, холодное молоко, рублю топором — и карточки: прил. + сущ., глаг. + сущ.

Школьник слушает словосочетание, находит главное и зависимое слово, показывает соответствующую карточку.


8. Определение грамматической категории слов в предложении. Речевой материал — предложения: Прошло теплое лето. По небу плывут облака. (Второй класс). На лесной поляне стоял могучий олень. Метель занесла высокую елку снегом. (Третий класс).

Учащийся с помощью грамматических вопросов определяет главные члены предложения. Второклассникам в качестве дополнительного задания предлагается классифицировать второстепенные члены предложения. Учащиеся третьих классов должны с помощью грамматических вопросов разобрать предложение по членам.


9. Развитие умения определять грамматическую категорию слов в предложениях (с последующим составлением схем предложений).

Речевой материал — предложения: Идет урок. Блеснул яркий огонек. (Второй класс). Весной проснутся трудолюбивые пчелы. Около дома прыгают веселые воробьи. (Третий класс).

Логопед предлагает учащемуся внимательно прослушать предложение и с помощью грамматических вопросов составить его схему.


10. Развитие умения составлять предложения, соответствующие заданным схемам.

Речевой материал — словосочетания: дождь идет, наступила осень золотая (второй класс), пошли дети гулять, дождь сильный идет окном за (третий класс); схемы предложений.

Перед началом выполнения упражнения логопед уточняет у школьника значения условных обозначений на схемах. Далее логопед произносит предложение и просит ученика показать соответствующую схему.


11. Развитие умения составлять предложения с помощью грамматических вопросов и с опорой на их схемы.

Материал — карточки со схемами: Где? Что сделает?

а) Кто? <==> Что делают? ==> Где? б) Что? ==>Какое? <==> Что сделало?

в) Кто? Какое? Кого? <=>Чьих?

Используются карточки со словами: а) во дворе, играть, ребята; б) наступило, лето, жаркое; в) птенцы, ласточка, покормит, свои.

Логопед предлагает учащемуся внимательно рассмотреть схему предложения, прочитать слова и с помощью грамматических вопросов и изменения форм слов составить фразу.


12. Подбор родственных слов с опорой на лексическое значение словоформ.

Речевой материал: рыба, камень, дерево — и карточка с образцом выполнения задания:

Слово, обозначающее предмет


Слово, обозначающее признак предмета

Слово, обозначающее профессию


Двор


Дворовый


Дворник


Логопед предлагает ребенку прослушать слова, подобрать по образцу родственные.


13. Подбор родственных слов.

Речевой материал — карточки со словами: рисовал, рис; лепка, липкий; лизать, лезть.

Ученику предлагается к указанным словам подобрать родственные.


14. Нахождение в словах общего корня.

Речевой материал: винт, винтовой, завинтить, вывинтить, винтик; стол, столик, столяр, столовая, настольная; снег, снеговик, Снегурочка — и картинки с изображением винта, стола, снега.

Учащегося просят прослушать слова и определить в них общую часть. Если ответ правильный, показывается картинка.


15 Нахождение в словах общей приставки.

Речевой материал: влез — вбежал, подкрался — подполз, изъездил — изрезал, смазал — смастерил. Процедура и инструкция — те же.


16. Нахождение в словах общего суффикса.

Речевой материал: бантик — фантик, боец — певец, высотник — заступник, буфетчица — кладовщица, водичка — сестричка, тихонько — легонько, жарища — лапища. Процедура и инструкция — те же.


17. Нахождение в словах общего окончания.

Речевой материал: чижики — кошки, листы — кроты, белки — мальки. Процедура и инструкция — те же.


Развитие умения называть действие по предъявленному предмету

1. Называние действия по предъявленному предмету (используя слова с конкретным значением).

Материал: картинки с изображением идущей девочки, летящей бабочки, плывущего дельфина, хора поющих детей, скачущей лошади.

Школьника просят назвать изображенное на картинке действие персонажа или персонажей.


2. Называние действия по предъявленному предмету или изображенному на картинке явлению природы (используя слова с отвлеченным значением).

Материал: картинки, на которых изображены дождь, часы, дом, река, вьюга, ураган.

Учащемуся предлагается назвать действие предмета или явление, подумать, о ком (о чем) еще можно так сказать.


3. Называние действия по предъявленному предмету (с опорой на картинку).

Материал: картинки с изображением воробья, собаки, поросенка, коровы, лягушки.

Школьник получает задание: не показывая и не называя изображения сверстникам, назвать ряд характерных действий персонажа, то есть «загадать» загадку другим ученикам.


Умение определять грамматические и лексические значения словоформ является необходимым условием овладения орфографией. Использование таких упражнений помогает не только предупредить и преодолеть орфографические трудности, но и способствует лучшему усвоению русского языка, эффективнее развивается устная речь.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ