Урок русского языка для 5 класса «Имя прилагательное как часть речи»
Класс 5
«Имя прилагательное как часть речи»
Разработала учитель: Родькина Т.А.
ст.Старотитаровская МБОУСОШ №18
Раздел: «Морфология».
Тема: «Имя прилагательное как часть речи» (в соответствии с «Программой основного курса русского языка для 5-9 классов», авторы: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др.)
Предполагаемый результат:
-Предметные: обеспечить в ходе урока освоение понятия имени прилагательного как части речи, познакомить с понятием эпитет как средством выразительности речи, формировать навыки нахождения прилагательных и эпитетов в тексте, употребления их в речи, повторить морфологические признаки.
-Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
-Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, прививать интерес к живописи 19 века.
Методы и приемы : диалогический, эвристический с использованием элементов критического мышления.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Организационная структура урока.
Этапы урока
Формы работы
Конкретные виды деятельности
(учителя и ученика)
I Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия.
Коллективная
Интрига (Слайд 1)
-Маша, тебя мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ли ты выполнить её поручение? (Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную)
-Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вот ту материю, пожалуйста». Может продавец понять маму? (Нет! Не названы признаки понравившейся ей ткани.)
- А что вы скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! ( Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная). Итак, чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи -какая? (Прилагательное, слово волшебник)
Объявление темы урока. Постановка цели. (Слайд 2)
II Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Предполагаемый результат : познакомить с понятием эпитет
Предполагаемый результат: уметь определять морфологические признаки прилагательных.
IvРелаксация
v Практикум
Предполагаемый результат: употребление прилагательных в тексте.
v I Рефлексия
vI IДомашнее задание.
Коллективная
Театрализация.
(сценка подготовленных заранее учеников)
Самостоятельная работа в парах.
Мимическая разминка.
Дифференцированное задание.
1 ряд -определить род
2 ряд – определить падеж
3 ряд –указать синтаксическую роль
( на парте распечатанные тексты)
Движение темы.
Аналогия.
- А что прилагательное действительно волшебное – убедимся, отгадав загадки, построенные на описании.
1.Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.(Арбуз)
2.Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.(Карандаш)
3.Бежит свинка.
Железная спинка.
Льняной хвостик. (Иголка с ниткой)
4.Земля беленькая,
А птички в неё черненькие.
(Книга)
На какой вопрос отвечают эти слова-волшебники?
- Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках? Почему?
Создание проблемной ситуации.
- Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка. Дверь? Которая дверь?
Правдин. Которая дверь! Вот эта.
Митрофанушка. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофанушка. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
-Какое определение прилагательного дали бы вы?
- Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же приложено прилагательное?
- Кто является главным героем сценки? Каким в его себе представляете? ( глупый, невоспитанный , эгоистичный, ленивый )
-Зачем нам потребовались эти прилагательные? (Для точной его характеристики героя.)(СЛАЙД 3)
Словарная работа.
-Каким может быть характер?
-Как вы понимаете значение словосочетания тяжелый характер?
-В каком значении прямом или переносном употреблено данное словосочетание? (Введение понятия эпитета как средства выразительности речи. (Слайд 4 )
Работа с репродукцей В.М. Васнецова «Аленушка»
(Слад 5 )
-Как художник передал настроение Аленушки.
Подберите словосочетания, эпитеты.
Конструирование предложения.
В зеркальном пруду отражается печальное лицо Аленушки.
-Найдите грамматическую основу и подчеркните второстепенные члены предложения.
- Какова синтаксическая роль прилагательных?
-Найдите эпитет. Какую роль играет в тексте?
Знаково-символическая технолоия.
- Выпишите его. Выполните морфемный разбор. От чего зависит правописание безударных окончаний прилагательного? (От вопроса.)
-Как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам)
- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? Почему?
-Сделайте вывод. (Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Работа по учебнику.(стр. 223
Денотатный граф.
-Составьте схему по правилу, прочитанному в учебнике.
-
Прилагательное
-
Признак
Какой?
Род число, падеж
Определение
-Почему, именно ,так? Поясните.
Веселый, грустный, задумчивый, хмурый, гордый ,равнодушный (О ком можно так сказать?)
Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Творческое задание.
Аленушка, … и …,… и …, сразу привлекла наше внимание. Она изображена босиком. На Алёнушке … сарафан, … кофта, … волосы распущены по плечам. Сразу видишь её … лицо.
- А теперь перепишите текст, дополнив его прилагательными. Определите род, число, падеж.
-Сравните. Какое описание отличается большей полнотой? Почему?
-Сделайте вывод.
-Что нового вы узнали о прилагательных?
-Почему прилагательные называют «волшебными словами»?
-Что такое эпитет?
-Так для чего нужны имена прилагательные?
-Какая часть речи помогает определить морфологические признаки прилагательного?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Составим синквейн. (Слайд 6)
1. Признак
2. Волшебное, образное
3. Употреблять, определять, находить
4. Прилагательное
5. Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Домашнее задание: составить несколько (5-6) словосочетаний, характеризующих Аленушку.
Список литературы
Рахманова, Л.И. Современный русский язык (Лексика. Фразеология. Морфология) / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: Аспект Пресс, 2003.
Розенталь, Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 1995.
Дудников, А.В. Современный русский язык / А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 1990.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ