Урок русского языка для 5 класса на тему «О чём рассказывают устаревшие слова»

Урок русского языка для 5 класса на тему «О чём рассказывают устаревшие слова»


Тема урока: О чём рассказывают устаревшие слова.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

- дать понятие об устаревших словах;

- объяснить причины появления устаревших слов в языке;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.















Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают свои сочинения по картине И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники».


3.Фронтальный опрос.

Какой раздел науки о языке мы изучаем? Что изучает этот раздел?

-Что составляет словарное богатство языка?


-Какие понятия уже усвоены вами? Примеры.

-Назовите известные вам словари.

-Назовите имя автора самого известного Толкового словаря живого великорусского языка.






Зачитывают домашнее сочинение.






Отвечают на вопросы.






























Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.


4.Слово учителя. Объяснение нового материала.

- Словарный состав русского языка постоянно меняется: исчезают одни слова, появляются другие. Почему это происходит?


Джералд Даррелл. Говорящий сверток.

В начале урока в классе появляется Попугай, хранитель слов из книги Д.Даррелла «Говорящий сверток». Он, а также Питер, Саймон и Пенелопа разыгрывают небольшую сценку:

«…– Так что означает «проветривать слова»? – повторил Саймон.
– Что означает «хранитель слов»? – поинтересовался Питер.
– Ну, хорошо, – ответил Попугай, – я действительно хранитель слов, но пусть это останется между нами. Видите ли, в нашем краю жизнью каждого управляют три книги. Говорящие, разумеется, не то что ваши унылые, старомодные, будничные книги. Одна называется
 Великая книга заклинаний, вторая – Троянский травник и третья – Гигантский словарь. Меня воспитывал словарь, и, соответственно, я стал хранителем слов.
– А что вы должны делать? – задала вопрос Пенелопа.
– О, это очень важная работа, поверьте мне. Знаете ли вы, сколько слов в английском языке?
– Сотни, – предположил Питер.
– Скорее тысячи, – поправил его Саймон.
– Совершенно верно, – сказал Попугай. – А точнее – двести тысяч слов. Так вот, обыкновенная средняя личность пользуется изо дня в день и день за днем одними и теми же словами.
Тут глаза его наполнились слезами, он вытащил из-под крыла большой платок и высморкал клюв.
– Да, – продолжал он, всхлипывая. – А что, вы думаете, происходит со всеми неиспользованными словами?
– Что происходит? – переспросила Пенелопа, широко раскрыв глаза.
– Если за ними не присматривать, – пояснил Попугай, – если не давать им упражняться, они чахнут и исчезают, бедняги. В этом и заключается моя работа: раз в году я обязан сесть и перечитать вслух весь Словарь, чтобы все слова получили должный моцион. Но в течение года я стараюсь употреблять как можно больше слов, а то ведь одной тренировки в году для крошек недостаточно. Они так засиживаются, что просто погибают от скуки». (1)

Учитель (здесь и далее по тексту слова учителя выделены жирным шрифтом, слова учащихся – курсивом):

Какую важную проблему затронули наши гости?

В английском языке, так же как и в русском, очень много – 200 000 (или даже больше) – слов. Но не все они достаточно часто используются в речи. Если слова «не упражняются», как говорит Попугай, то они «чахнут», «исчезают», «просто погибают от скуки».

В любом языке, в том числе и в русском, есть слова, которые постепенно отмирают, уходят из активного словарного запаса. Они называются устаревшими. Как вы думаете: почему?

В слове устаревшими корень стар-, как и в слове старый. Устаревшие слова – те, которые стали старыми и вышли из употребления.

Означает ли это, что данные слова стали ненужными и неинтересными для нас?

Конечно, нет. Узнавая значение устаревшего слова, мы можем получить совершенно новую, интересную информацию.

Вы правы. Устаревшие слова могут рассказать о многом. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «О чем рассказывают устаревшие слова?».















Слушают учителя, следя за текстом по раздаточному материалу.





















































Отвечают на вопросы.
























Записывают число и тему урока в тетрадях.




Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)


Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз.

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания


5.Работа с учебником.

Прочитайте текст из упражнения 334.

Почему некоторые слова употребляются все реже и реже и даже умирают?

Жизнь человека беспрерывно меняется. Уходит из жизни предмет или явление – и забывается слово, обозначающее его.

На какие две группы мы можем разделить устаревшие слова?

Одни устаревшие слова обозначают ушедшие из жизни понятия (учитель может сообщить, что они называются историзмами), а другие заменяются более понятными всем синонимами (это архаизмы). Термины не употреблены в учебнике, поэтому сообщаются учащимся по усмотрению учителя.

Выпишите из текста устаревшие слова вместе с синонимами. Благодаря синонимам значения устаревших слов из этого текста вам понятны. А как же поступать в том случае, если синонимов нет?

Нужно обратиться к толковому словарю.

Откройте учебник на с. 308 - 309. В толковом словарике (3) слова, вышедшие из употребления, обозначены пометой устар. Выпишите их. Как вы думаете: почему эти слова ушли из активного словарного запаса?

Слова аршин, верста, вершок, локоть, пядь вышли из употребления, потому что сейчас используется другая система мер. Слова кушак, кафтан обозначали предметы одежды, которую сейчас не носят. У слов яхонт, чело, червленый, голевой появились более современные синонимы.

Затем выполняется упражнение 336. Используя уже знакомые устаревшие слова, учащиеся вначале устно, а затем письменно описывают одежду героев картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

Большой интерес у детей вызывает объяснение происхождения и смысла выражений из упражнения 337:

Семи пядей во лбу. Так говорят об очень умном, способном человеке.

Сам с ноготок... – очень маленький.http://rus.1september.ru/2004/34/9.gif

...А борода с локоток – длиной от 38 до 46 сантиметров.

Не отдать ни пяди земли – не отдать даже самой малой части территории (от 19 до 23 сантиметров).

Как аршин проглотил – проглотил линейку или палку для измерения длиной в 71 сантиметр и стал неподвижен.

Мерить на свой аршин – судить о ком-либо или о чем-либо крайне односторонне, по своим представлениям.

От горшка два вершка – мал ростом (вершок – 4,4 сантиметра), молод еще, неопытен.

За семь верст киселя хлебать – ехать далеко за чем-то пустячным, несерьезным.

Какой вывод можно сделать на основе нашего исследования?

С течением времени в языке происходят изменения настолько серьезные, что часто невозможно обойтись без перевода и пояснений.

А теперь послушайте рассказ наших исследователей на тему «О чем рассказывают устаревшие слова», подготовленные по книге Льва Успенского «Слово о словах» (глава «В мире давно отзвучавших слов»). http://rus.1september.ru/2004/34/10.gif

Представьте себе, что вы историк, занятый чтением старинных рукописей. В грамоте одного из тверских монастырей, помеченной концом XV века, вам попадается непонятная строчка: «…и была та земля ране монастырская, а брана на посад под веденцы…».
Что может это значить? Слова
 земля, посад, брана, монастырскаяпонятны. Но что такое веденцы? Из одного предложения не выяснишь не только смысла нового слова, но даже как оно звучит в именительном падеже единственного числа: веденец, как бубенецили огурец, веденца, как улица, гусеница, или веденца – вроде пыльца, грязца. А может, еще и веденца.
Еще хуже со значением слова: может быть, эти
 веденцы, под которые заняли монастырскую землю, – овощи; действительно, что-то вроде огурцов или капорцев? А может статься, они – строения или сооружения, наподобие прудов – копанцев, или просто растения – как саженцы? Непонятно! Можно, вероятно, порывшись в древних рукописях, найти более ясный отрывок, содержащий это же слово; но для этого надо перерыть сотни старых грамот, книг, документов без большой надежды скоро наткнуться на него. Это, конечно, немыслимо.
Было бы очень печально, если бы не существовало «музеев слов». Вы идете в один из них,
  – скажем, в наш, ленинградский, – в картотеку словарного отдела Института языкознания. Древнерусскому языку отведено в ней полтора миллиона карточек. Вы заглядываете в них и с благодарностью видите: опытные охотники за старыми словами давно проделали за вас нужную работу: они собрали целый букет примеров на заинтересовавшее вас слово. Читаем их подряд.
Первая карточка ничего нового не дает: «Взято с пермской земли двадцать веденцов…». Тут это слово может значить что угодно. Вторая тоже помогает мало: «Дал вклад Кузьма Устюженский веденец кафтан бархатный черный пуговицы золотые…».
Ясно одно: в именительном падеже единственного числа наше слово звучит как
 веденец, оно мужского рода. Но предки наши писали не всегда тщательно: к знакам препинания либо вовсе не прибегали, либо расставляли их каждый по-своему. Как понять: кафтан, что ли, назывался веденцом или же это звание самого «вкладчика» (жертвователя), Устюженского Кузьмы? Туманно. Но, открыв третью карточку, мы с облегчением читаем: «…а на том месте – лавка Якимки, московского веденца…». Победа! Выяснено твердо: веденец – человек. Но какой? Означает ли это слово профессию (может быть, он кузнец, купец?), характеристику (глупец, сорванец) или еще что-нибудь? Сказать трудно.
Еще и еще перебираете вы карточки, радуясь тому, что их так много, и наконец натыкаетесь на то, что вам нужно:
«…Осипко Осипов с братом по государеву указу приведены в Новгород в веденцах и помогу взяли из казны и, не хотя быть в тягле, заложились
у митрополита...»
Вот теперь, если вы историк, перед вами нарисовалась целая яркая картина древней жизни. В те далекие времена существовали на Руси полусвободные переселенцы. Их направляли на пустынные окраины, выдавая на обзаведение ссуды из казны. Эти веденцы, или сведенцы, становились людьми «тяглыми», подневольными; чтобы выкупиться из царской кабалы, им приходилось закладывать себя самих, точно вещи в ломбарде, у какого-нибудь богатея. Так и Осипко заложил себя и брата митрополиту.
Все стало понятно, но ведь не из одной этой последней карточки – из всех! Без других примеров и этот не помог бы: а вдруг «привести в веденцах» – значит «привести в кандалах» или «в рубищах»? Но мы уже узнали: «веденец» – человек. Так, сличая несколько текстов, можно установить значение даже очень непонятного старого слова. Этим иной раз приходится заниматься историку; но постоянно, повседневно этой работой заняты люди, которые хотят снять с других тяжкий труд по разгадыванию старых слов, – языковеды-лексикографы. И для них обширные коллекции «музея слов» – прямая необходимость». (9)

Я думаю, что теперь вам понятно, как важно почаще «проветривать» слова, то есть изучать все пласты русской лексики, в том числе и устаревшие слова, которые могут рассказать нам так много интересного.

- Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью словаря.

  1. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.

  2. Здравствуйте, купцы чужеземные!

  3. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.

6.Знакомство с планом и образцом лексического разбора слова.

Чтение лингвистического текста упр. 339.

Выполнение упр. 340.








Работают с текстом упражнения.













Записывают определение понятий историзмы и архаизмы в словарик.










Работают с толковым словарём учебника.


















Описывают картину В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».




Выясняют смысл выражений из упражнения.












































Слушают рассказ исследователей на тему «О чём рассказывают устаревшие слова».














































































































Работают с заданием в парах.












Работают с планом и образцом лексического разбора слова.



Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


5.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания


Рефлексия


-Какие слова называют устаревшими?

-О чём рассказывают устаревшие слова?

-Нужно ли собирать, беречь устаревшие слова?


- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса



Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.



Домашнее задание: § 42, упр. 335, ЗСП – 2,4,6.





Отвечают на вопросы учителя.






Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?












Записывают домашнее задание.

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ