Урок русского языка для 8 класса на тему "Подлежащее и способы его выражения"
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ.
Тема урока: Подлежащее и способы его выражения.
Цель урока:
Расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.
Развитие умения находить подлежащее в предложении.
Воспитание любви к родной природе.
Задачи урока:
Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.
Показать явления субстантивации слов на примере подлежащего.
Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.
Показать красоту родной природы.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, маленькая корзинка с приготовленными вопросами, раздаточный материал (Приложение 1,2,3,4,5,6), презентации: «Подлежащее и способы его выражения», «Лес», «Тест. Способы выражения подлежащего».
Конспект урока:
I Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.
(С.№2) За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока.
II Подготовка к объяснению нового материала.
Откройте тетради, запишите число.
- Вспомните, что вам известно о подлежащем?
(Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)
- Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? (да, нет, не всегда)
Обратимся к Памятке (Приложение 1) и проверим себя. (С.№3)
Памятка
Рифмовка «Главные члены предложения»
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Потом от него мы вопросы Кто? Что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Предлагаю выполнить задание: (С.№4) (Приложение 2)
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
(существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)
мать, дочь, любит;
(подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)
велосипед, грузовик, разбил;
(подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)
III Сообщение темы и цели урока.
- Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (С.№5)
«Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.
- Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)
- Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей).
Цель урока: Сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения.
IV Объяснение нового материала.
Запишите в тетради 2 предложения: (С.№6)
Завтра обязательно наступит.
Учиться всегда пригодится
Найдите грамматическую основу предложения и укажите чем выражено подлежащее:
(С.№7) В роли подлежащего выступает 1-наречие и 2-инфинитив, а непривычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже.
Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания (С.№8) - решить криптограмму (Приложение 3). Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
- Кто первый находит ответ, выносит его на доску и записывает в тетрадь.
ит
иц
ив
ес
ам
сл
ит
ою
еж
ов
ри
ел
зп
до
ос
га
ча
ьн
ре
ме
оч
но
те
ст
ое
дл
ти
ет
ви
еп
ль
ие
на
ог
еи
ан
ще
те
ри
но
чи
ре
ча
нф
ие
су
ст
ль
ла
еп
сл
чи
ст
ин
- Дополним ещё наш список из Памятки (Приложение 1), в которой представлены предложения с разными способами выражения подлежащего.
Сделаем вывод: Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.
Существительное;
Прилагательное;
Причастие;
Числительное;
Наречие;
Союз;
Предлог;
Частица;
Междометие;
Инфинитив;
Словосочетание;
Фразеологизм;
Собственное наименование;
Предложение
Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю в осенний лес на прогулку.
Демонстрация презентации «Лес» .
VI Закрепление нового материала. (С.№9)
- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее, ?(отметьте в словах орфограммы) (работаем с доской) (Приложение 4):
Сытый голодного не разумеет.
Семеро одного не ждут.
Понимать – значит сочувствовать.
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
Большое окно было распахнуто.
Большое видится на расстоянии.
Обратим внимание на 5 и 6 предложения.
- Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак).
Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую).
Найдём определение термина в словаре или обратимся к Интернету, читаем определение и запишем в тетрадь (С.№10).
- Прочитайте примеры субстантивации из Памятки (3, 4, 5, 6?) (Приложение 1).
- Составьте два предложения со словом «читающая», но в 1-ом предложении – причастие; во 2-ом – субстантивированное существительное.
(например, Читающая девочка сидела у окна.
Читающая сидела у окна.)
Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам решить тест. Вы проверите себя насколько усвоили новый материал. Рассаживаемся группами за компьютеры и начинаем работу.
Демонстрация презентации Тест «Способы выражения подлежащего».
VII Итог урока.
У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?
Кто может ответить на данный вопрос?
Тогда у меня есть корзина вопросов к вам.
Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).
Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).
Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация)
VIII Домашнее задание (С.№11) (Приложение5)
Для всех:
Упр.56 (по заданию: списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
На выбор:
Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;
Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
IX Рефлексия. Составить и начертить «График урока» (Приложение 6). Спасибо за урок!
ум е н и я
5
4
3
активность
2
1
1
2
3
4
5
0
5
4
3
2
1
знания
1
2
настроениеум е н и я
3
4
5
К сведению:
субстантивация – переход в имена существительные,
адъективация – переход в имена прилагательные,
нумерализация – переход в имена числительные,
прономинализация – переход в местоимения,
адвербиализация – переход в наречия,
предикативация – переход в безлично-предикативные слова,
модаляция – переход в модальные слова,
препозиционализация – переход в предлоги,
конъюнкционализация – переход в союзы,
партикуляция – переход в частицы,
интеръективация – переход в междометия.
---------------------------------------------------------------------------------------
Корзина вопросов
------------------------------------------------------------------------------
Что такое подлежащее?
---------------------------------------------------------------------------
Какая часть речи может занять место подлежащего?
---------------------------------------------------------------------------
Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных?
---------------------------------------------------------------------------
Приложение 1
Памятка
Рифмовка «Главные члены предложения»
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Потом от него мы вопросы Кто? Что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Способ выражения подлежащего
Примеры
Существительное
Солнце сияло.
Местоимение
Никто не спал в эту ночь.
Прилагательное
Большое видится на расстоянии.
Причастие
Присутствующие говорили о разных предметах.
Числительное
Девять делится на три.
Наречие
Пришло и послезавтра.
Союз
А, но, зато, однако – противительные союзы.
Предлог
Из-за, из-под пишутся через дефис.
Частица
Не с глаголами пишется раздельно.
Междометие
Далече грянуло ура!
Инфинитив
Понимать – значит сочувствовать.
Цельное словосочетание
Дед с матерью шли впереди всех.
Фразеологизм
В поле вышли от мала до велика.
Собственное наименование
Балтийское море глубоко вдаётся в Европу.
Предложение
«Лучше нету того цвету» - любимая песня мамы.
Приложение 2
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
мать, дочь, любит;
велосипед, грузовик, разбил;
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 4
Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите чем выражено подлежащее. Отметьте в словах орфограммы.
Сытый голодного не разумеет.
Семеро одного не ждут.
Понимать – значит сочувствовать.
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
Большое окно было распахнуто.
Большое видится на расстоянии.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 5
Домашнее задание
Для всех:
Упр.56 (по заданию: списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
На выбор:
Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;
Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
Приложение3
Решите криптограмму. Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
ит
иц
ив
ес
ам
сл
ит
ою
еж
ов
ри
ел
зп
до
ос
га
ча
ьн
ре
ме
оч
но
те
ст
ое
дл
ти
ет
ви
еп
ль
ие
на
ог
еи
ан
ще
те
ри
но
чи
ре
ча
нф
ие
су
ст
ль
ла
еп
сл
чи
ст
ин
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение3
Решите криптограмму. Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
ит
иц
ив
ес
ам
сл
ит
ою
еж
ов
ри
ел
зп
до
ос
га
ча
ьн
ре
ме
оч
но
те
ст
ое
дл
ти
ет
ви
еп
ль
ие
на
ог
еи
ан
ще
те
ри
но
чи
ре
ча
нф
ие
су
ст
ль
ла
еп
сл
чи
ст
ин
Приложение 6
График урока
ум е н и я
5
4
3
активность
2
1
1
2
3
4
5
0
5
4
3
2
1
знания
1
2
настроениеум е н и я
3
4
5
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ