Урок русского языка на тему «Занимаемся дома: автоматизация звука [С]»

ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»







Урок русского языка на тему «Занимаемся дома: автоматизация звука [С]»










Подготовила: Костюк Анна Владимировна,

доцент кафедры методологии и методики образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

и детей, оставшихся без попечения родителей


З


вук «С»

  1. Закончи слова звуком [С]:

но__

Барбо___

ква___

анана___

пылесо___

насо___

фику___

автобу____


  1. Назови первый звук в слове. Слушай внимательно.

сад, санки, самолёт, самовар, самокат, салфетка, сарафан, сапоги


  1. Читай сам(а).


С А

С А

С А

После того, как ребёнок прочитал дорожку-слог («сссса»), надо задать вопрос «Что получилось?» (ответ: «са»). После этого спросить, «какую букву ты прочитал первой?» («с»), «какую букву ты прочитал второй?» («а»).

Такое задание развивает начальные умения звукобуквенного анализа и синтеза, готовит ребёнка к письму, предупреждает нарушения чтения и письма.


  1. Послушай внимательно слова и определи, где находится звук [С]: в начале или в середине слова? Слушай внимательно.

сссад, сссапоги, сссамовар, сссамокат, сссалат, сссалфетка, сссарафан, сссамолет, сссанки, оссса, лиссса, колбассса, коссса


  1. Закончи слова. К началу каждого слова добавь слог –СА. Звук [С] говори красиво и правильно.


О__ ЛИ___

КО__ КОЛБА____


  1. Посмотри и назови. Каждую картинку назови столько раз, сколько нарисовано кружочков возле нее. Кружочки раскрась разными цветами. Звук «С» говори красиво.









  1. Придумай для этих картинок предложения. Звук [С] говори красиво и правильно!

З


вук «С»

  1. Поймай слово со звуком [С].

лампа, сыр, мир, сынок, пакет, осы, усы, абрикосы


  1. Определи, с какого звука начинается каждое слово. Слушай внимательно.

сыр сын сыпать


  1. Читай сам(а).


С Ы

С Ы

С Ы

После того, как ребёнок прочитал дорожку-слог («ссссы»), надо задать вопрос «Что получилось?» (ответ: «сы»). После этого спросить, «какую букву ты прочитал(а) первой?» («с»), «какую букву ты прочитал(а) второй?» («ы»).

Такое задание развивает начальные умения звукобуквенного анализа и синтеза, готовит ребёнка к письму, предупреждает нарушения чтения и письма.


  1. Послушай внимательно слова и определи, где находится звук [С]: в начале или в середине слова? Слушай внимательно.

сссыр, осссы, сссынок, косссы, лисссы, автобусссы, абрикосссы, посссылка


  1. Закончи слова. К началу каждого слова добавь слог –СЫ. Звук [С] говори красиво и правильно.


О__ ЛИ___

КО__ АВТОБУ___

У___ АБРИКО___


  1. Посмотри и назови. Каждую картинку назови столько раз, сколько букв [С] написано возле нее. Буквы обведи в кружочек. Вот так: . Звук [С] говори красиво.




  1. Придумай для этих картинок предложения. Звук [С] говори красиво и правильно!

  2. Один – много: назови один предмет и много предметов. Образец: ус – усы. Звук [С] говори красиво и правильно!


ус

усы

коса

косы

оса

осы

автобус

автобусы

лиса

лисы


З


вук «С»


  1. Назови первый звук в слове. Слушай внимательно.

сом, сон, соболь, сок, собака, соринка, солонка


  1. Послушай внимательно слова и определи, где находится звук [С]: в начале или в середине слова? Слушай внимательно.

сссок, сссом, Сссоня, сссоль, колесссо, песссок, сссобака, мясссо, сссоловей

Такое задание развивает умение анализировать звуковое наполнение слова, готовит ребёнка к письму, предупреждает нарушения чтения и письма.


  1. Читай сам(а).


С О

С О

С О

После того, как ребёнок прочитал дорожку-слог, надо задать вопрос «Что получилось?» (ответ: «со»). После этого спросить, «какую букву ты прочитал первой?» («с»), «какую букву ты прочитал второй?» («о»).

Такое задание развивает начальные умения звукобуквенного анализа и синтеза, готовит ребёнка к письму, предупреждает нарушения чтения и письма.


  1. Запиши сам(а) слог «со». Какой первый звук ты слышишь? (звук [С]) Какую букву ты запишешь первой? («с») Какой звук ты слышишь после звука [С]? (звук [О]) Какую букву ты запишешь второй? («о»)






  1. Закончи слова. К началу каждого слова добавь слог –СОК. Какое слово получится? Звук [С] говори красиво и правильно.


ЛЕ___ КУ____

ПЕ___ ПОЯ____

НО___


  1. Посмотри и назови. Каждую картинку назови столько раз, сколько букв [С] написано возле нее. Буквы обведи в кружочек. Вот так: . Звук [С] говори красиво.




  1. Придумай для этих картинок предложения. Звук [С] говори красиво и правильно!

  2. Придумай маленькую историю про Соню и собаку по этой картинке. Звук [С] говори красиво и правильно!




Попроси маму записать эту историю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звук «С»



  1. Потерялась буква С. Допиши букву С в начале каждого слога. Прочитай, какой слог получится


А О У Ы Э


  1. Назови первый звук в каждом слове. Слушай внимательно.

сыр, сук, суп, сундук


  1. Послушай внимательно слова и определи, где находится звук [С]: в начале или в конце слова? Слушай внимательно.

сссук, посссуда, рисссунок, сссуп, сссундук, сссухари


  1. Посмотри и назови. Каждую картинку назови столько раз, сколько нарисовано звёздочек возле нее. Звёздочки раскрась разными цветами. Звук [С] говори красиво.


сссуп сссундук сссумка



ри – сссунок по - сссуда



Картинки раскрась.


  1. Расскажи, что ты делаешь. Мама будет говорить про Саню, а ты про себя. Звук [С] говори красиво и правильно!


Образец: Саня рисует рисунок. – Я ри-сссую ри-сссунок.

Саня моет посуду. (Я мою по-сссуду.)

Саня ест сухари. (Я ем сссухари.)

Саня несёт сумку. (Я не-сссу сссумку.)

Саня открывает сундук. (Я открываю сссундук.)


  1. «Один – много» (измени слова по образцу). Звук [С] говори красиво и правильно!


Образец: суп – супы

суп –

сундук –

сумка –

сухарь –

рисунок –


  1. Поиграй в игру «Жадина». Мама будет называть предмет, а ты про него говорить, что он твой. Мама скажет: «суп», а ты ей отвечай «мой суп». Звук [С] говори красиво и правильно!


сссуп сссундук ссссук сссухари ссссумка посссуда риссссунок

Звук «С»

  1. В


    домиках живут слоги СА, СО, СУ, СЫ. Запиши их сам.










  1. Прочитай слог в каждом домике.

После того, как ребенок прочитал слог, попросите его назвать первую букву в этом слоге, затем вторую букву.


  1. Поймай слово со звуком [С]. Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай. Когда услышишь слово со звуком [С], хлопни в ладоши: поймай это слово.

ступеньки, станок, стол, машина, бумага, стул, ложка, столбик


  1. Лабиринт. Соедини картинки линиями-дорожками и назови их (в том же порядке, как соединял). Звук [С] говори красиво и правильно.


сундук оса собака



солонка сыр колбаса


  1. Найди в лабиринте (см. задание 4) продукты питания и назови их. (сыр, колбаса)

Какие еще ты знаешь продукты питания, в названии которых есть звук [С]? (сок, соль, мясо, масло, сахар и т.д.)

Нарисуй их или наклей картинки, на которых они нарисованы.


Список литературы и ресурсов


      1. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей / А. И. Богомолова. – М. : «Просвещение», 1979.

      2. Жукова, Н. С. Букварь / Н. С. Жукова. – М. : ЭКСМО, 2009.

      3. Каталог картинок – адрес доступа: http://office.microsoft.com.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ