Урок русского языка " Наречие. Роль наречий в речи" 4 Класс

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока. Наречие. Роль наречий в речи.

Цель урока: создать условия для усвоения детьми понятия «наречие»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока:

  • актуализировать имеющиеся у детей знания о частях речи;

  • формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;

  • развивать у учащихся умение употреблять наречия в устной и письменной речи;

  • формирование умения работать с информацией, излагать свою точку зрения, давать полные аргументированные ответы;

  • развивать навыки сотрудничества, умение ставить учебную задачу, контролировать учебные действия.

Оборудование: Учебник «Русский язык»  Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева, часть 2, проектор, презентация.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах



Ход урока

  1. Актуализация знаний (слайд 2)

1.Прочитайте слова.

лёгкий, узкие, сторожка, мягкий, кормушки, варежки.

- Что вы можете о них сказать?

- Это имена существительные и прилагательные. Их объединяет орфограмма «Буква парного согласного в корне слова».

- Расскажите, как проверить слова с этой орфограммой.

2. Как можно распределить эти слова на 2 группы?

  • по частям речи (слайд 3)

  • по форме числа (слайд 4)

  • по количеству слогов в слове (слайд 5)

3.Запишите слова, распределив их по частям речи


  1. Создание проблемной ситуации (слайд 6)

- Дополните каждую группу следующими словами:

Интересный, чудеса, праздник, осторожно, издалека.

(работа в парах)

- В какой столбик записали каждое слово? Объясните, почему.

Проблемная ситуация: дети обсуждают, в какой столбик записать слова осторожно, издалека.


- С какой проблемой вы столкнулись? (какой частью речи являются слова осторожно, издалека).

Кто-то из детей предложил слово «осторожно» отнести к именам прилагательным, а слово «издалека» - к существительным.


3. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

- Давайте разберёмся.

- Расскажите, что вы знаете об имени существительном. Назовите грамматические признаки имени существительного (слайд 7)

- Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном. Назовите грамматические признаки имени прилагательного (слайд 8)

Работа в парах.

- Обсудите в парах, можно ли эти у этих слов определить грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного?

(грамматические признаки имени существительного и прилагательного не подходят к этим словам: они не изменяются ни по числам, ни по падежам, у них нельзя определить род, значит, они относятся к другой части речи)

(слайд 9)

- Может, эти слова являются глаголами? (глагол обозначает действие предмета, а эти слова не являются действиями и не отвечают на глагольные вопросы)

- Кто может сказать, как называется эта часть речи? (Наречие)


Дети могли уже раньше слышать это слово от старших, могли прочитать в учебнике


- Так куда же мы запишем слова «осторожно» и «издалека»?

  • В третий столбик, это не существительное и не прилагательное, это – наречие.


- Какова же тема нашего урока? (слайд 10)

- Составьте план изучения новой части речи.

Работа в группах

Наречие

  1. Самостоятельная или служебная часть речи.

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. С какой частью речи связано?

  5. Какую роль выполняет в предложении?


4. Реализация проекта.

Работа с учебником.

  1. - Чтобы ответить на эти вопросы, выполните упр. 438 (с. 109). Работать будете в парах.

(слайд 11)

- Что вы можете сказать о наречии?

  • В 1-ой паре предложений наречие уточняет значение действия поют.

- Подберите свои примеры слов, характеризующих это действие: поют (как?) громко, задорно, звонко, тихо…

- Что можете сказать о следующей паре предложений?

  • Во 2-ой и 3-ей парах предложений наречия не уточняют действия, а называют время, когда оно происходит (расцвели весной) и место действия (поехала направо.)

- Приведите свои примеры

- Что ещё можете сказать о наречии?

  • Отвечают на вопросы…

- Какой вывод можете сделать?

  • Это самостоятельная, а не служебная часть речи.

  • Наречия могут обозначать признак действия, т. е. каким образом выполняется действие.

  • Наречия могут обозначать время и место действия, как? и где? происходило действие.

  • Наречия связаны с глаголами, т. к. поясняют действие.

  • В предложении являются второстепенным членом.


- Сформулируйте правило, что называется наречием.


2. - Откройте учебник на с.111 и прочитайте правило. Все ли мы упомянули?

- Что вы ещё узнали из учебника?


  • Наречие может пояснять не только глагол, но и прилагательное

  • Наречие связано с главным словом только по смыслу, примыкает к нему

  • Выполняет роль второстепенного члена – обстоятельства.


Упр. 440 (слайд 12)


- Обсудите, может ли наречие иметь окончание? Докажите (слайд 13)


- Разберите слова по составу: допоздна, сверху, честно.


(выполняют самостоятельно, потом обсуждают результаты работы)


5.Наблюдение за ролью и употреблением наречий в речи

- Составьте с этими наречиями предложения.

- А теперь уберите из предложений наречия. Что вы можете сказать о новых предложениях?

- Зачем же нужны наречия? Какова их роль в речи?

(обсуждение)


  1. (слайд 14)

Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)


- Расскажите всё, что узнали о наречии.

  1. (слайд 15)

Домашнее задание: из художественных текстов выпишите 4 – 5 предложений, в которых есть наречия, подчеркните их.


3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ