Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Клейменова Ольга Алексеевна

ГБОУ СОШ №623 города Москвы

Учитель русского языка и

литературы


Урок русского языка по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Цели урока: 1. Повторить приемы сжатия текста

  1. Продолжить развивать навыки работы с текстом

  2. Продолжить развивать умения выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли

  3. Учить сжато излагать предложенный текст, выделяя микротемы

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Объявление темы и целей урока

  3. Повторение, актуализация знаний

- Что такое текст?

(Предложения, связанные по смыслу и грамматически, объединенные определенной темой)

- Как определить тему текста?

(Необходимо понять, о чем текст)

- Как определить главную мысль текста?

(Нужно выяснить, что хотел передать автор читателю)

Ученики получают карточки с предложениями


Но быстро бегающих газелей и антилоп трудно было убивать стрелами. Для этого охотники с палками и лассо устраивали травлю животных борзыми собаками. Древние египтяне охотились на диких животных с помощью лука и стрел. Так что ловля быстроногих газелей и антилоп живыми стала возможна лишь после того, как одомашнили собаку; пойманных животных откармливали и приручали. . Легче было загнать их в специально огороженное место с западнями и захватить живыми.


- Перед вами текст?

(Нет, это набор предложений, они не связаны между собой, нарушены логические связи)

-Восстановите текст.

Древние египтяне охотились на диких животных с помощью лука и стрел. Но быстро бегающих газелей и антилоп трудно было убивать стрелами. Легче было загнать их в специально огороженное место с западнями и захватить живыми. Для этого охотники с палками и лассо устраивали травлю животных борзыми собаками. Так что ловля быстроногих газелей и антилоп живыми стала возможна лишь после того, как одомашнили собаку; пойманных животных откармливали и приручали.


- Определите и запишите тему текста, используя начало предложения:

Автор текста рассуждает о …

- Какова основная мысль текста? Запишите.

Автор утверждает …

- Отредактируйте полученный вами текст, устраните неоправданные повторения.

- Какими способами возможно сократить, сжать текст?

(Исключение, обобщение)

  1. Тренировочные упражнения на сжатие текста

    1. Исключение

Бывает, что некоторые мысли кажутся нам неподходящими, лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений - даже из других областей знаний, - тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа.

- Отметьте в каждом предложении однородные члены

- Сожмите текст, исключая синонимы и поясняющую конструкцию

2) Обобщение

Асфальт, бетон, кирпич, стекло не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки необходимо удалять через стоки. (Твердые поверхности)

Около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, толпились пожилые женщины, хмурые старики, старшеклассницы, грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам. Все они в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (Измученные люди)


  1. Работа с текстом.

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный спектр человеческих

отношений. Поэтому учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

( По В. А. Сухомлинскому)

- Докажите, что перед вами текст

(Можно определить тему (труд учителя), основную мысль (Профессия учителя – это постоянное проникновение в духовный мир человека и безграничная вера в каждого ученика), озаглавить (Особенная профессия))

- Определите стиль текста

(Публицистический, воздействует на мысли и чувства читателя, затрагивает волнующую общество тему)

- Определите тип речи

(Рассуждение, можно выделить следующие композиционные части:

- тезис (учитель – профессия особая)

- аргументы (объект труда учителя – духовная жизнь человека; от учителя зависит настоящее и будущее ученика

-вывод (безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду)

-В первом абзаце попробуйте исключить синонимы. Потом упростите текст, составив сложносочиненное предложение.

Как и всякий квалифицированный труд, учитель – это профессия, но она отличается от других рядом особенных свойств и качеств.

- Над вторым абзацем работаем самостоятельно, потом проверяем.

- Какие приемы сжатия будем использовать, работая над третьим абзацем?

(И исключение, и обобщение. Ученики приводят примеры, работают устно)

6. Письменная работа

- Уберите все записи, сделанные в течение урока, прочитайте текст еще раз и письменно сжато изложите его содержание.

7. Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем заключается смысл финального предложения текста»










Список использованных источников:

  1. «ГИА 2008 . Русский язык. Сборник заданий» С.И.Львова

  2. Текст для изложения взят из «Диагностической работы по русскому языку» от 10 декабря 2011года

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ