Урок русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода» 4 класс


МБОУ СОШ №3 им.М.И.Кудаева а.Адамий

Красногвардейского района

Республики Адыгея





Урок с презентацией по русскому языку по теме


«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».









4 класс




Учитель начальных классов

МБОУ-СОШ №3 им.М.И.Кудаева

а.Адамий

Ашканова Мариет Заурбечевна







Предмет: русский язык.

Класс: 4 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Время реализации урока: 40 минут

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 4 класса по русскому языку Г.Г.Городилова, Х.Х.Амшоков, С.К.Амшокова, М.Х.Шхапацева

Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, которые мотивируют дальнейшую деятельность детей на уроке. На уроке представлен приём алгоритмизации знаний, что является важным в достижении метапредметных целей.

Цель урока: знакомство учащихся с новой орфограммой «правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:

Образовательная

- формировать умение различать слова мужского и женского рода; научить правильно писать слова с шипящим на конце, определить алгоритм написания мягкого знака в именах существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационный навык – работа с ИКТ; учить рассуждать.

Развивающая

- развивать орфографическую зоркость, зрительную память, речь учащихся; логическое мышление.

Воспитательная

- воспитывать любовь к русскому языку, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; усердие и самостоятельность

Планируемые результаты.

Личностные результаты учащихся:

понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • оценивать ход и результат выполнения задания;

  • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

  • корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

  • общеучебные:

    • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

  • логические:

      • устанавливать причинно-следственные связи;

      • строить логические цепи рассуждений;

  • постановка и решение проблем:

        • самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:

  • уметь работать в парах;

  • внимательно слушать друг друга;

  • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  • воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;

  • знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;

  • находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащение речи детей.

Работа с информацией:

  • работа с материалом учебника;

  • искать и выделять необходимую информацию

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Проверка д/з.

Упр. 4, с. 64 (Читают слова по цепочке и объясняют, что написали в конце слова.)

  1. Минутка чистописания

Посмотрите внимательно и скажите, какую букву Буратино приготовил нам для минутки чистописания?

(Слайд №2)

  • Чашка

  • Рука

  • Корова

  • Пила

Эта буква есть во всех этих словах.

(А)

Посмотрите внимательно еще раз на эти слова и скажите, какое слово лишнее?

(Корова – 3 слога, одушевленное)

Придумайте предложение с этим словом. (Устно)

Пишем сначала заглавную, потом строчную букву «А». (Слайд №3)

Аа

Игра «Начинай на букву «А»

На следующей строчке запишите 5 слов начинающихся с буквы «А».

IV. Сообщение темы и цели.

Возникновение проблемной ситуации.

- Прочитайте слова, которые вы видите на экране: дочь, мяч, рожь, багаж, мышь, шалаш. (Слайд №4)

- Чем похожи все эти слова?

(Все эти слова оканчиваются на шипящий, существительные)

- А чем эти слова различаются?

(В одних словах после шипящих пишется ь, в других – нет)

- Какая проблема встает перед нами? Что мы сегодня должны выяснить?

(Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

- Так над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.

(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)

V. Работа по теме урока.

1. Поиск решения.

- Посмотрите на слова. Какие у вас предположения? Когда надо писать мягкий знак?

(Если затрудняются, подсказать, чтобы определили род)

- Что можно сказать о роде существительных?

- Выпишем в один столбик слова женского рода, а в другой – мужского. (Слайд №4)

-Что вы заметили?

(Слова первого столбика относятся к женскому роду и с «ь», а слова второго столбика – к мужскому роду и без «ь»).

2. Открытие детьми нового знания

- Какой вывод мы можем сделать?

(У имен существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется) (Слайд №5)


3. Работа с учебником (правило).

  1. - Давайте проверим по учебнику, правы ли мы с вами.

Чтение правила на странице 65.

- Правы ли были мы с вами?

- Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.

2) - Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных, давайте запомним алгоритм:

1. Оканчивается слово на шипящий? (Слайд №6)

2. Надо определить часть речи. (Слайд №7)

3. Затем надо определить род имени существительного. (Слайд №8)

Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак.

Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется.

(Общая схема - слайды №9,10)

Физминутка для глаз.

(Слайд №11)


4. Распределительный диктант. (Слайд № 12)

Пользуясь этим алгоритмом, выполним следующее задание

Задание:

Дописать, где нужно ь и выписать слова в 2 столбика: в 1-й –слова ж.р., во второй - муж.р.

Этаж_, помощ_, ландыш _, доч_, глуш_, мелоч_, дич_, гореч_, печ_, уж_,

ноч_, еж_, малыш_, доч_, молодеж_, мыш_.

Проверка. (Слайд №13)

Физкультминутка.

(Слайд №14)


5. Р/Р. (Слайд №15)

Помощ_.

Уронил, мяч_ малыш_. Попал, в, мяч_, глуш_, леса. Принес, и, Саша, мяч_, мальчику, отдал. Был, малыш_, доволен.

Воспитательная беседа об отзывчивости, взаимопомощи.

VI. Закрепление.

1. Поставьте слова в единственное число и запишите.

Лучи, карандаши, ночи, вещи, этажи, мыши, стрижи, товарищи, ключи, карандаши, малыши, кирпичи

(Слайд №16)

2. Обобщение знаний по теме.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Ответьте на вопрос.

(Почему ночь пишется с ь, а ключ без ь в конце?) (Слайд № 17)

(Дети говорят правило)

Проверим. (Слайд № 18)

Какой вывод по этой теме можем сделать?

(В именах существительных женского рода после шипящих ж, ш, ч, щ на конце пишется мягкий знак.

В именах существительных мужского рода после шипящих ж, ш, ч, щ на конце буква ь не пишется.)

Небольшое стихотворение поможет нам запомнить правило. (Слайд №19)

Так запомним: род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

3.Игра: Девочки встают, если услышат слова женского рода, а мальчики – если услышат мужского рода.

Борщ, шалаш, морж, вещь, сторож, ложь, ёж, ночь, луч.


VII. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд №20)

-Вам понравился урок?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Удалось достичь поставленной цели?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?

Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.


AutoShape 2


AutoShape 3


AutoShape 4



За работу на уроке оценку «5» получают:

«4» получают:

IX. Д/З: Упр.3, с. 65, повторить правила.

(Слайд №21)


Спасибо за урок! Молодцы!

(Слайд № 22)

Источники:




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ