Урок для 5 класса по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

Валикова Татьяна Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Е.И. Зеленко»

города Курска





























Урок русского языка в 5 классе

Тема:

Имя прилагательное как часть речи

(учебник «Русский язык 5 класс» под ред. А.Д. Шмелева)

Цели урока:

Образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: разряды прилагательных, употребление имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, роль прилагательных в речи; формирование навыка определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; групповая работа, работа с поэтическим текстом; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорными тетрадями-справочниками и словариками.

Средства обучения:

- презентация учебного материала по теме «Имя прилагательное как часть речи» на основе программы Microsoft Power Point;

- компьютер;

- мультимедийный проектор.


1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель раздает детям смайлики (грустные, равнодушные, веселые).

  • Кто выбрал веселые смайлики?

  • Молодцы, любую работу надо выполнять с хорошим настроением.

  • Начинаем урок с девиза:

В жизни много интересного, но пока нам неизвестного.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель:

Мы с вами садимся на корабль и начинаем путешествие. Но чтобы отправиться в

путь, нужно получить билет на корабль (распечатанные листочки с заданием у каждого обучающегося):

Синтаксическая 5-минутка:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

(С.А. Есенин)

  1. Определите количество грамматических основ в предложении (2)

  2. Запишите синонимы к прилагательному алый (багряный, багровый, рдяный, пунцовый, кумачовый и др.)

  3. Использование какой части речи помогает автору создать яркую картину? (имени прилагательного)

Взаимопроверка билетов обучающимися

Учитель:

  • Какие слова в четверостишии являются словарными? (алый, серебряный, камыш). Записи в словарики

  • Что обозначает имя прилагательное?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Какие непостоянные морфологические признаки есть у существительного?

  • А как изменяется прилагательное?

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель:

Корабль наш по морю плыл,

К чудо-острову приплыл,

Ждали там давно гостей,

Сообразительных детей.


  • Найдите в тексте имена прилагательные (упр.8 учебника, тема «Имя прилагательное»). С какими словами они образуют словосочетания и какими членами предложения являются?

В комнату вошла малышка в белом халате и белой шапочке, с небольшим коричневым чемоданчиком в руках. У нее были пухлые румяные щечки. Серые глазки строго смотрели из-за круглых роговых очков. Незнайка понял, что это и есть Медуница.

(Н. Носов)

  • Проведите эксперимент: проверьте, как изменится описание персонажа сказки, если из текста убрать все прилагательные.

В комнату вошла малышка в халате и шапочке, с чемоданчиком в руках. У нее были щечки. Глазки строго смотрели из-за очков. Незнайка понял, что это и есть Медуница.


4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Учитель:

  • Какие задачи мы поставим перед собой?

Мы научимся определять…

Находить их в тексте…

Повторим…

Поработаем над речью.

5 этап. Реализация построенного проекта.

Учитель:

Надо нам попасть на остров. А его окружают скалы. Нужно воспользоваться бортовым журналом – учебником. Открываем страницу 195 учебника, прочитаем правила в учебнике, выписываем правила в тетрадь для записи правил – маршрутную карту.

Запись:

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей? и обозначают признак предмета. Делятся на 3 разряда:

  1. Качественные

  2. Относительные

  3. Притяжательные


Физкультминутка

Учитель:

Игра «Найди лишнее».

Представьте, что мы приплываем на экскурсию на остров прилагательных и видим множество признаков.

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным: веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, пираты, волна, играют, радостные.


6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(упр. 11 учебника)

Учитель:

Мы попали на остров, а на нем увидели родничок.


В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:


Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами.

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.


А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

(И.А. Бунин)

Учитель:

  • Объясните правописание окончаний прилагательных

  • Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ., определите род, форму числа и падежа всех прилагательных:

Глуши лесной (в ж.р, ед.ч., П.П.)

Глуши зеленой (в ж.р, ед.ч., П.П.)


Глуши тенистой (в ж.р, ед.ч., П.П.)

Глуши сырой (в ж.р, ед.ч., П.П.)

В крутом овраге (в м.р, ед.ч., П.П.)


7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 и 3 чяетверостишия).

Родник студеный (в м.р, ед.ч., И.П.)

Хрустальными клубами (во мн.ч., Т.П.)

Ветвистыми дубами (во мн.ч., Т.П.)

Лес нагорный (в м.р, ед.ч., И.П.)

В светлой влаге (в ж.р, ед.ч., П.П.)

Мозаикой узорной (в ж.р, ед.ч., Т.П.)


Учитель:

  • Назовите слова, помогающие создать яркое, образное описание родника. К каким частям речи они относятся? С чем сравнивается родниковая вода? Камни на дне?

  • Каким членом предложения является слово студеный?

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:

На острове нам попадается сундучок, а в нем задание.


Вставьте нужные слова на месте пропусков:

Имя прилагательное – это ___________________ часть речи, которая обозначает _______________________и изменяется по ___________, _________, _____________. Прилагательные делятся на 3 ____________ : ___________, _____________, __________. В предложении прилагательные чаще всего бывают ________________.

  • Проверка обучающимися ответов (по презентации)

(Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные, притяжательные. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением).


9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Учитель:

  • Чему вы научились на уроке?

  • Какие трудности испытали на уроке?

  • Удалось ли вам справиться? Кто помогал?

  • Над чем надо поработать?

  • Кто доволен собой?

Раскрасьте смайлики

Красный цвет – трудно

Желтый - пользовался помощью

Зеленый – все понял

Домашнее задание: по записанным словосочетаниям (6 и 7 этап урока) составить свой текст (мини-сочинение)













Использованные ресурсы:

  1. Программа «Русский язык 5 – 9 класс» под редакцией Шмелева А.Д.

  2. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Шмелева А.Д., Шмелевой Е.Я., Флоренской Э.А., Пешкова И.В., 2012 г.

  3. Г.В. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе», 2005 г.

  4. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М., «Русский язык», 2000 г.

  5. Урок русского языка "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"; 6 класс - К уроку - Русский язык и литература - База разработок - Сообществ...

  6. http://pedsovet.su/load/28-1-0-36788

  7. http://festival.1september.ru/articles/418138/

  8. http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/11332.html


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ