Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения"
Тема: Главные члены предложения.
Цель урока:
образовательная: закрепить умение находить в предложении главные члены, устанавливать связь между ними по вопросам; восстанавливать деформированное предложение и текст, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях; активизировать знания учащихся о предложении: цели высказывания, интонации, знаках препинания в конце простого предложения; введение в активный словарь учащихся терминов: подлежащее, сказуемое. формировать представления о подлежащем и сказуемом; расширить информацию о роли в предложении главных членов; уточнить, какие члены предложения называются главными;
развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся , развивать орфографическую зоркость; формировать навык самоконтроля;
воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.
Задачи урока:
Закрепить знания детей о предложении, главных и второстепенных членах предложения
Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.
Развивать орфографическую зоркость на практическом материале
Формировать умения применять изученные правила правописания.
Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
- дидактический материал, карточки с заданиями
-компьютер
Ход урока.
I Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
-Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня день будет плодотворным для нас и наших гостей, и мы узнаем много нового и полезного для себя.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
II Актуализация опорных знаний
Опрос учащихся.
-Что такое предложение? (Предложение – это группа слов, которые связанны по смыслу и имеют законченную мысль.)
-Как в записи определить начало и конец предложения?
- Какие предложения бывают по цели высказывания?
- по интонации?
-Что вы знаете о членах предложения?
-Сколько может быть главных членов предложения?
-Чем может быть выражено подлежащее? А сказуемое?
На доске составляется памятка
III Сообщение темы и цели урока.
- Кто догадался? какова тема нашего урока? (Главные члены предложения.)
- Какие мы задачи поставим перед собой?
(вспомнить всё, что мы знаем о предложении, будем находить главные члены предложения, вспомним о роли предложения, будем развивать речь. Задача нашего урока проверить, насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о главных членах предложения.)
VI Чистописание
Число. Классная работа.
__________________________________________________
_____________________________________________________
Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок.
- Какие орфограммы нам встретились?
- Определите предложения по цели высказывания и по интонации.
- Найдите и выделите главные члены предложения.
Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок.
- Каким членом предложения является слово бочок ?
- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.
-Перед вами текст. Определите границы предложений, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Дайте характеристику предложениям, пользуясь памяткой. Работа в парах.
Тайны.
Лес открывает людям св.и тайны ты давно был в л.су на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цв.тах л.тают мохнатые пчёлы они вес.ло жуж.ат добрая липа дарит им сла.кий сок б.регите природу леса
Проверка выполненного задания.
V Открытие нового знания
Создание представления детей о модели (схеме) предложения (без введения термина), т. е. о том, что разные по словарному составу предложения могут быть построены одинаково: Чем похожи слова приеду, заходят, уплывешь (У них одинаковый состав.)А могут ли предложения, состоящие из разных слов, тоже иметь одинаковый состав? Давайте понаблюдаем.
Учебник с.89 Упр. 146 (устно)
- Что нарисовано на первой картинке?
- На второй?
- Составьте два предложения с этими словами, расположив их в определенном порядке.
Важно графически четко сделать запись на доске и в тетрадях:
Когда?
Кто?
Что делал?
Что?
Где?
Сегодня
Ваня
приобрёл
компьютер
в магазине.
Летом
мужик
купил
лошадь
на базаре.
Вывод: два предложения на разные темы построены одинаково, потому что к членам этих предложений можно поставить совершенно одинаковые вопросы.
Прочитайте по ролям диалог Профессора и Вани.
Упр.147 .
Составьте и запишите два предложения по данной схеме.
Кто?
Когда?
Что делал?
Где?
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
VI Физкультминутка.
VII Первичное закрепление.
Игра «Найди лишнее». Записать под диктовку учителя схемы предложений. Найти, какое из трех предложений в каждой группе построено не по той схеме, по какой построены два других:
Сестра читала книгу. Мама варила суп. Брат играл с собакой.
Мой друг уехал в Саратов. Маленькая девочка играла в куклы. Молодой месяц заглядывал в окно.
2. Игра «Поймай основу».
(Учитель читает предложения. Дети записывают только основы предложений.)
Стоял солнечный денёк. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.
– Какую последнюю основу выписали?
– Чем она необычна? (Два сказуемых.)
– Восстановите текст по основам.
V. Итог урока.
- Что общего может быть у разных по смыслу предложений? (Они могут быть построены по одинаковой модели (схеме), т. е. от слова к слову в этих предложениях можно поставить одни и те же вопросы.)
–Продолжите предложение.
На уроке я:
повторил…
удивился…
узнал…
Домашнее задание: С.88 упр. 145
.
Выставление оценок.
Слова – напутствия.
Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!
Резервное задание
Игра-эстафета «Парный выход».
На листке в два столбика записаны предложения. Каждая пара игроков находит и подчёркивает в предложениях подлежащее и сказуемое. Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.
1. На пруду раскрылись золотые кувшинки.
2. Поле покрыли голубые васильки.
3. Дремлет чуткий камыш.
4. Белый пар по лугам расстилается.
5. Солнце заглянуло в окно.
6. В город пришла весна.
1. Вылетают из гнёзд птицы.
2. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.
3. С горы бежит ручеёк.
4. На опушке леса зацвела душистая черёмуха.
5. С юга возвращаются журавли.
6. В городских парках весело играют дети.
1. -Перед вами текст. Определите границы предложений, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Дайте характеристику предложениям, пользуясь памяткой. Работа в парах.
Тайны.
Лес открывает людям св.и тайны ты давно был в л.су на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цв.тах л.тают мохнатые пчёлы они вес.ло жуж.ат добрая липа дарит им сла.кий сок б.регите природу леса
2. Составьте и запишите два предложения по данной схеме.
Кто?
Когда?
Что делал?
Где?
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
3. Игра «Найди лишнее». Записать под диктовку учителя схемы предложений. Найти, какое из трех предложений в каждой группе построено не по той схеме, по какой построены два других:
Сестра читала книгу. Мама варила суп. Брат играл с собакой.
Мой друг уехал в Саратов. Маленькая девочка играла в куклы. Молодой месяц заглядывал в окно.
4. Игра-эстафета «Парный выход».
На листке в два столбика записаны предложения. Каждая пара игроков находит и подчёркивает в предложениях подлежащее и сказуемое. Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.
1. На пруду раскрылись золотые кувшинки.
2. Поле покрыли голубые васильки.
3. Дремлет чуткий камыш.
4. Белый пар по лугам расстилается.
5. Солнце заглянуло в окно.
6. В город пришла весна.
1. Вылетают из гнёзд птицы.
2. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.
3. С горы бежит ручеёк.
4. На опушке леса зацвела душистая черёмуха.
5. С юга возвращаются журавли.
6. В городских парках весело играют дети.
2. Составьте и запишите два предложения по данной схеме.
Кто?
Когда?
Что делал?
Где?
2. Составьте и запишите два предложения по данной схеме.
Кто?
Когда?
Что делал?
Где?
2. Составьте и запишите два предложения по данной схеме.
Кто?
Когда?
Что делал?
Где?
2. Составьте и запишите два предложения по данной схеме.
Кто?
Когда?
Что делал?
Где?
2. Составьте и запишите два предложения по данной схеме.
Кто?
Когда?
Что делал?
Где?
3. Игра «Найди лишнее». Записать под диктовку учителя схемы предложений. Найти, какое из трех предложений в каждой группе построено не по той схеме, по какой построены два других:
Сестра читала книгу. Мама варила суп. Брат играл с собакой.
Мой друг уехал в Саратов. Маленькая девочка играла в куклы. Молодой месяц заглядывал в окно.
3. Игра «Найди лишнее». Записать под диктовку учителя схемы предложений. Найти, какое из трех предложений в каждой группе построено не по той схеме, по какой построены два других:
Сестра читала книгу. Мама варила суп. Брат играл с собакой.
Мой друг уехал в Саратов. Маленькая девочка играла в куклы. Молодой месяц заглядывал в окно.
3. Игра «Найди лишнее». Записать под диктовку учителя схемы предложений. Найти, какое из трех предложений в каждой группе построено не по той схеме, по какой построены два других:
Сестра читала книгу. Мама варила суп. Брат играл с собакой.
Мой друг уехал в Саратов. Маленькая девочка играла в куклы. Молодой месяц заглядывал в окно.
3. Игра «Найди лишнее». Записать под диктовку учителя схемы предложений. Найти, какое из трех предложений в каждой группе построено не по той схеме, по какой построены два других:
Сестра читала книгу. Мама варила суп. Брат играл с собакой.
Мой друг уехал в Саратов. Маленькая девочка играла в куклы. Молодой месяц заглядывал в окно.
4. Игра-эстафета «Парный выход».
На листке в два столбика записаны предложения. Каждая пара игроков находит и подчёркивает в предложениях подлежащее и сказуемое. Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.
1. На пруду раскрылись золотые кувшинки.
2. Поле покрыли голубые васильки.
3. Дремлет чуткий камыш.
4. Белый пар по лугам расстилается.
5. Солнце заглянуло в окно.
6. В город пришла весна.
1. Вылетают из гнёзд птицы.
2. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.
3. С горы бежит ручеёк.
4. На опушке леса зацвела душистая черёмуха.
5. С юга возвращаются журавли.
6. В городских парках весело играют дети.
4. Игра-эстафета «Парный выход».
На листке в два столбика записаны предложения. Каждая пара игроков находит и подчёркивает в предложениях подлежащее и сказуемое. Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.
1. На пруду раскрылись золотые кувшинки.
2. Поле покрыли голубые васильки.
3. Дремлет чуткий камыш.
4. Белый пар по лугам расстилается.
5. Солнце заглянуло в окно.
6. В город пришла весна.
1. Вылетают из гнёзд птицы.
2. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.
3. С горы бежит ручеёк.
4. На опушке леса зацвела душистая черёмуха.
5. С юга возвращаются журавли.
6. В городских парках весело играют дети.
4. Игра-эстафета «Парный выход».
На листке в два столбика записаны предложения. Каждая пара игроков находит и подчёркивает в предложениях подлежащее и сказуемое. Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.
1. На пруду раскрылись золотые кувшинки.
2. Поле покрыли голубые васильки.
3. Дремлет чуткий камыш.
4. Белый пар по лугам расстилается.
5. Солнце заглянуло в окно.
6. В город пришла весна.
1. Вылетают из гнёзд птицы.
2. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.
3. С горы бежит ручеёк.
4. На опушке леса зацвела душистая черёмуха.
5. С юга возвращаются журавли.
6. В городских парках весело играют дети.
1. -Перед вами текст. Определите границы предложений, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Дайте характеристику предложениям, пользуясь памяткой. Работа в парах.
Тайны.
Лес открывает людям св.и тайны ты давно был в л.су на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цв.тах л.тают мохнатые пчёлы они вес.ло жуж.ат добрая липа дарит им сла.кий сок б.регите природу леса
1. -Перед вами текст. Определите границы предложений, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Дайте характеристику предложениям, пользуясь памяткой. Работа в парах.
Тайны.
Лес открывает людям св.и тайны ты давно был в л.су на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цв.тах л.тают мохнатые пчёлы они вес.ло жуж.ат добрая липа дарит им сла.кий сок б.регите природу леса
1. -Перед вами текст. Определите границы предложений, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Дайте характеристику предложениям, пользуясь памяткой. Работа в парах.
Тайны.
Лес открывает людям св.и тайны ты давно был в л.су на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цв.тах л.тают мохнатые пчёлы они вес.ло жуж.ат добрая липа дарит им сла.кий сок б.регите природу леса
1. -Перед вами текст. Определите границы предложений, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Дайте характеристику предложениям, пользуясь памяткой. Работа в парах.
Тайны.
Лес открывает людям св.и тайны ты давно был в л.су на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цв.тах л.тают мохнатые пчёлы они вес.ло жуж.ат добрая липа дарит им сла.кий сок б.регите природу леса
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Виталик
вечером
купался
в проруби
Саша
зимой
катался
на катке
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ