Урок русского языка с применением информационных технологий по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа» для 4 класса
Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Волжский
муниципального района Красноярский Самарской области.
(ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский)
Урок русского языка
с применением информационных технологий
по теме:
«Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа»
УМК «Школа России», 4 класс
Автор: Чернова Евгения Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский, высшей категории
Место выполнения работы: Самарская область, Красноярский район, п.г.т. Волжский, ул. Князева, д.62, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский
2013 г.
Описание цифрового образовательного ресурса
Автор проекта (ФИО)
Чернова Евгения Анатольевна
Образование
Высшее, СамГПУ
Место работы с указанием адреса
ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский муниципального района Красноярский Самарской области
Точный почтовый адрес организации с указанием индекса:
446394, Самарская область, муниципальный район Красноярский, п.г.т. Волжский,
ул. Князева, д. 62
Тел. (факс) с указанием междугороднего кода тел:
(846) 97-84-413 (факс);
(84657) 57-132
Е – mail:
Должность
Учитель начальных классов высшей категории
Название ЦОРа
Урок русского языка с применением информационных технологий
по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа»
УМК «Школа России»
Форма
Урок-путешествие
Технические данные
Компьютер, проектор, колонки.
Учебный предмет
Русский язык
Класс
4
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс
Данный ресурс является авторской разработкой
Вид ресурса
(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)
Презентация (1),
текстовый документ (1)
Средства Microsoft Office или другое ПО, необходимые для функционирования цифрового образовательного ресурса
Microsoft Office Power Point 2003,
Microsoft Office Word
Возможности использования ЦОР
в урочной деятельности.
Аннотация
Использование информационных технологий (ИТ) в обучении способствует интенсификации учебного процесса, эффективному усвоению учебного материала, возрастанию мотивации к изучению школьного предмета, формированию основ информационной компетенции. Применение ИТ обеспечивает урок наглядностью, помогает ученику овладеть навыками самоконтроля и самооценки, что является одной из основных задач личностно-ориентированного обучения. Учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам, а у учителя имеется возможность органично осуществлять обучение школьников.
Тема: «Правописание окончаний имён существительных единственного числа»
Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Правописание окончаний имён существительных единственного числа».
Задачи урока:
Образовательные:
повторить склонения имён существительных;
сравнить ударные и безударные окончания существительных
одного и того же склонения;
ознакомить со вспомогательным способом проверки безударных
окончаний (подбор слова-помощника).
Развивающие:
развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, формулирование выводов;
развитие речи учащихся, орфографической зоркости и каллиграфического письма;
развитие навыков исследовательской работы.
Воспитательные:
способствовать воспитанию таких качеств личности, как воля, умение преодолевать трудности в учении;
воспитывать аккуратность.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: путешествие
Время урока: 40 мин.
Оборудование урока: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. в 2 ч.», 1 ч., презентация урока в Microsoft Office PowerPoint, проектор с экраном, таблица «Падежные окончания имён существительных», индивидуальные тесты, CD программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» [1], компьютер для учителя и ученика, раздаточный материал – карточки с медузами, медали.
Ход урока
Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Урок «Хочу всё знать!»
Сегодня мы отправимся в плавание по островам Океана Знаний, а точнее, наш корабль попадёт в море Имени Существительного.
Вы побываете на Острове Коварной Ошибки, вспомните окончания имён существительных на Острове Падежных Окончаний, сразитесь с пиратами на Острове Безграмотландия, пересечёте Залив Медуз.
На уроке вы постараетесь показать, как много знаете и умеете. Мы будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, повторим изученные правила и орфограммы. Я желаю вам получить много хороших отметок, а самое главное – получить орден от Королевы Знаний. Его заработает тот, кто получит три пятёрки за урок.
Как это интересно - много знать!
Всем друзьям свои уменья показать.
Вы к испытаниям готовы?
Вперёд друзья, к победам новым!
Подготовка к плаванию. Минутка чистописания.
Мм
Морской, моряк, морячок.
Разберите слово морской по составу.
Составьте предложение со словом моряк по схеме:
Кто? что сделал? в какое? куда?
Разберите предложение: укажите главные и второстепенные члены, определите части речи части речи. (Моряк отправился в дальнее плавание.)
Подготовка к плаванию. Словарная работа.
Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмём с собой? Попробуйте отгадать:
Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что
значит «голова».
Огородное растение с крупными семенами-горошинами.
Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.
Этот овощ завезён из Южной Америки. Едят его клубни.
Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице,
а коса на улице».
/ / / / / /
Капуста, горох, огурец, помидор, картофель, морковь.
Проверка:
Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные
гласные.
Назовите слова, в которых надо запомнить гласную О.
К
акую гласную нужно запомнить в слове «капуста»?
Продолжим словарную работу:
Морское судно (корабль)
Моряки часто желают друг другу попутного… (ветер)
Главный на корабле (капитан).
Вспомните словарное слово-синоним (командир).
Оценка знаний.
Обобщение: в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.
Создание проблемной ситуации. Остров коварной ошибки.
Мы с вами попали на Остров Коварной Ошибки.
Вернёмся к словам, записанным на минутке чистописания. Я предлагаю вам исследовать: можно ли здесь проверить написание безударной гласной в корне слова? Как? (Находим сильную позицию). Проверьте.
А если слабая позиция будет в окончании? Мы можем проверить гласную в окончании?
Какую гласную вы вставите: на ветк…
(на ветке дерева, лёг на ветки)
Сформулируйте цель нашего урока.
Цель: закрепить знания о способе проверки безударной гласной в окончании слов.
Тема нашего урока «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Работа по теме урока. Остров падежных окончаний.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристан… палят,
Кораблю пристать велят.
Вспомните, как проверить правописание безударных падежных окончаний существительных? (Нужно определить тип склонения существительных и падеж)
Для начала давайте вспомним, какие типы склонения и падежи существуют, от чего зависит склонение имён существительных.
Физминутка
Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – руки вниз.
Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.
Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.
Имя существительное самостоятельная часть речи.
Имя существительное изменяется по родам.
Имя существительное обозначает действие предмета.
Имя существительное изменяется по падежам и числам.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?
Существительные имеют три рода: женский, мужской, средний.
Отдохнули? Вставьте пропущенное окончание в стихотворении.
(Дети определяют падеж и склонение, называют окончание)
Проверьте по таблице с. 109
Какой вывод мы сделаем? (правило с. 110)
Правописание падежных окончаний им. сущ. зависит от типа склонения имени существительного и падежа.
Остров пиратов Безграмотландия.
Падежные окончание имён существительных.
Мы приближаемся ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает! Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты забирают к себе в плен всех, кто безграмотный. Давайте докажем, что мы хорошо знаем падежные окончания имён существительных.
Упр. № 101, с. 117
Индивидуальная работа: 2 ученика у доски склоняют слова: помощь, акула, 1 ученик выполняет задание по программе «Фраза» [1]
Проверка.
Пароход стоял в Архангельск… На пароход… всё было отлажено.
И вот он уже плывёт по Двине навстречу мор… В половин… третьего ноч… выходим в Белое мор… За бортом мигает буй – одинокий солдат на границ… реки и мор…
Оцените свою работу.
2. «Открытие» нового знания.
Ударные или безударные окончания вы вставляли? Проверьте по таблице.
Что можете сказать о написании ударных и безударных падежных окончаний? (Одинаково)
Существует ещё один способ проверки падежных окончаний. Окончания можно проверить по слову-помощнику. В нём окончание всегда ударное. Главное – правильно определить склонение, вспомнить слово-помощник, поставить его в требуемый падеж и узнать окончание существительного. Что же это за слова-помощники?
1 склонение
трав а , земл я
2 склонение
Конь , стекл о ,
букварь , бель ё
3 склонение
любовь
Какой вывод можно сделать? Прочитайте сообщение на с. 107-108
В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.
Самостоятельная работа. Залив медуз.
М
ы приближаемся к берегу. Осталось пройти только небольшой залив. Но…
Что это? Медузы захватили некоторых морских жителей в плен. Освободите же их!
(Карточки с медузами - Приложение 1)
Ждал на вокзал…, произошло в дорог…, спросил у молодёж…, написал в тетрад…, увидел на улиц..., купил в магазин…, сделали на завод..., нашли в солом..., сварили из земляник…, вышел за учител…, висит на ветк…, подумал о брат…, рассказал о космонавт…, поговорил о телефон…, приклонил головушк…, отошёл от берёзк…, вырос в теплиц…, джем из ежевик…, видел на спектакл…, играл с собак…, подошёл к дом….
Проверка
Оцените себя сами.
Задание от Королевы Знаний. Закрепление.
Тест «Окончания имён существительных единственного числа» [2]
(Приложение 2)
Проверка теста и оценка.
Кто справился с заданием Королевы?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
Добились ли мы поставленной цели урока?
Кого урок заинтересовал?
Что вы возьмёте в копилку ваших знаний с этого урока?
Что нужно сделать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении? Дополните предложения:
Ставлю существительное в … и определяю …
Подбираю … и ставлю …
Пишу такое окончание, …
Проверяю слово, обозначаю орфограмму.
Ответ:
Ставлю существительное в начальную форму и определяю его
склонение.
Подбираю помощника и ставлю в тот же падеж.
Пишу такое окончание, как у слова-помощника.
Проверяю слово, обозначаю орфограмму.
Наш марафон пришёл к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
Не грех команду наградить.
Награждаются Орденом Королевы Знаний те, кто за урок получил три пятёрки (Приложение 3)
Ребята, у меня приготовлена ещё одна награда. Это Приз Зрительских Симпатий. Я попрошу наших многоуважаемых гостей определить, кто сегодня на уроке был самым активным, самым успешным, и вручить эту награду победителю. (Приложение 4)
Домашнее задание
с. 107-110 правила, подготовиться к диктанту.
До новых встреч!
Приложение 1
Фамилия ______________________________________________________
Ждал на вокзал , произошло в дорог , увидел на улиц ,
спросил у молодёж , написал в тетрад , купил в
магазин , сделали на завод , нашли в солом ,
сварили из земляник , вышел за учител , висит на
ветк , подумал о брат , рассказал о космонавт , поговорил о телефон , приклонил головушк , отошёл от берёзк , вырос в теплиц , джем из ежевик , видел на спектакл , играл с собак , подошёл к дом .
Тест
Приложение 2
«Окончания имён существительных единственного числа» [1]
Укажи существительное в единственном числе:
А) озёра
Б) трава
В) вёсла
Прочитай предложение. Укажи существительное, в котором окончание является орфограммой.
На доске висел плакат по математике.
А) доске
Б) плакат
В) математике
В каком падеже у существительных 1 склонения окончания – у(-ю)?
А) Д.п.
Б) В.п.
В) Р.п.
Укажи строчку, в которой перечислены существительные 2 склонения.
А) победа, семья, папа.
Б) метель, честь, дрожь.
В) токарь, совет, мыло.
Укажи слово, которое будет проверочным при написании безударных падежных окончаний существительных 1 склонения.
А) стена
Б) солома
В) сумка
Укажи слово, в котором пишется окончание - и ?
А) от речк…
Б) на стенк…
В) к деревн…
У существительных какого склонения в предложном падеже пишется окончание - и ?
А) 1 склонение
Б) 2 склонение
В) 3 склонение
Ученик указывал склонение и падеж существительного. Где он ошибся?
Всадник на лошади скакал по полю.
А) всадник – 2 скл., И.п.
Б) на лошади – 3 скл., Р.п.
В) по полю – 2 скл., Д.п.
Приложение 3
Приложение 4
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ