Урок русского языка "Суффикс и его роль в слове" 3 класс УМК «Школа-2100»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»














Урок русского языка по теме:



Суффикс и его роль в слове



3 класс, УМК «Школа-2100»





Учитель Седышева В. А.

учитель начальных классов















Муром 2013 г.


Тема: Суффикс и его роль в слове

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся в области словообразования по теме «Суффикс и его роль в слове»

Задачи:

1) учить самостоятельно, открывать новые знания;

2) развивать монологическую речь учащихся;

3) воспитание адекватной самооценки своего труда.

Ход урока:

. Организационный момент - 2 мин.

  • Сегодня мы продолжаем изучать тему «Части слова». А какой части слова будет посвящён сегодняшний урок, вы узнаете чуть позже.

  • На полях вы ставите + за каждый правильный ответ, в конце урока выставляем отметки

. Актуализация знаний – 5 мин.

Слайд 1.

  • Вопросы для повторения на экране:

    1. Что такое окончание?

    2. Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание?

    3. Что такое основа слова?

    4. Какова роль основы в слове?

    5. Что такое корень?

    6. Какова роль корня в слове?

    7. Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?

. Постановка проблемы.

Слайд 2.

  • На слайде с. 131, № 193 – 5 мин.

  • Слова из этого упражнения

  • Коллективно отвечаем на вопросы перед словами упражнения

  • Самостоятельное письменное выполнение упражнения

  • Самопроверка - 3 мин

  • Кто выполнил без ошибок?

  • Какие затруднения были?

  • Какую часть слова осталось выделить?

  • Для чего она служит?

  • Тема сегодняшнего урока: «Суффикс» убирается номер упражнения и появляется надпись


Физкультминутка


V. Открытие детьми новых знаний

Слайд 3.

  • На слайде появляется суффикс в разных группах:

    1. Почему суффиксы разбились на группы?

Ответ: образуют слова с разным значением

2. Предположите, какое значение могут иметь слова каждой группы.

А) уменьшительно-ласкательное значение

Б) большой размер

В) профессии, занятия человека

Г) слова, относящиеся к Ж.Р. или М.Р.

  • Если не догадываются, появляются слова

ЭОР

V. Первичное закрепление

Слайд 4.

  • Появляются иллюстрации, дети озвучивают их, подбирая слово и называя суффикс в данном слове

  • Задание детям: словарный картинный диктант – озвучьте иллюстрацию, назовите суффикс в озвученном слове и известные орфограммы.

  • Иллюстрации с изображениями: кустик, тигрёнок, совушка, лисонька, лисичка, тигрище, медведица, медвежонок, лебёдушка, ёлочка

  • Зачем в русском языке такое большое количество групп суффиксов?

    1. Чтобы речь была выразительная, красивая, богатая


VI. Самостоятельная работа. Самопроверка в классе.

  • Детям раздаётся текст о зиме с пропущенными словами. Слова даются для выбора в скобках.

  • Последующая проверка на экране.

  • Почему вставили именно слово ИМЕННО с таким СУФФИКСОМ?


VII. Итог урока:

  • Чему учились на уроке?

  • Какую отметку вы поставите себе за урок и почему?


VII. Резерв времени.













Приложение.

Задание:

  • выберите и вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу

  • выделите суффиксы в словах, которые вставляли

Зимний лес.

Зимний лес сказочно красив! Он как будто спит чудесным волшебным сном.

Укутанные в роскошные снежные _______________ (одежды, одёжки) спят деревья. Маленькие изящные ёлочки стоят в нарядных пушистых белых _________________ (шубах, шубках). Мохнатые сосны-великаны нахлобучили меховые ______________ (шапки, шапочки). Тёплые зимние тулупы надели могучие ______________ (дубы, дубки). Красиво серебрится иней на ________________ (ветках, веточках) заснувших берёзок и осинок.



Задание:

  • выберите и вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу

  • выделите суффиксы в словах, которые вставляли

Зимний лес.

Зимний лес сказочно красив! Он как будто спит чудесным волшебным сном.

Укутанные в роскошные снежные _______________ (одежды, одёжки) спят деревья. Маленькие изящные ёлочки стоят в нарядных пушистых белых _________________ (шубах, шубках). Мохнатые сосны-великаны нахлобучили меховые ______________ (шапки, шапочки). Тёплые зимние тулупы надели могучие ______________ (дубы, дубки). Красиво серебрится иней на ________________ (ветках, веточках) заснувших берёзок и осинок.



Задание:

  • выберите и вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу

  • выделите суффиксы в словах, которые вставляли

Зимний лес.

Зимний лес сказочно красив! Он как будто спит чудесным волшебным сном.

Укутанные в роскошные снежные _______________ (одежды, одёжки) спят деревья. Маленькие изящные ёлочки стоят в нарядных пушистых белых _________________ (шубах, шубках). Мохнатые сосны-великаны нахлобучили меховые ______________ (шапки, шапочки). Тёплые зимние тулупы надели могучие ______________ (дубы, дубки). Красиво серебрится иней на ________________ (ветках, веточках) заснувших берёзок и осинок

Самоанализ урока.


1) Замысел занятия и почему?

  • Тема «Части слова. Суффикс» предлагается в учебнике тоже с точки зрения разных значений слова. Но возможности интерактивной доски расширяют и эстетические, и наглядные возможности открытия нового материала.


2) Место урока в теме, разделе, курса.

  • Раздел «Состав слова» - 12 часов. Из них:

  • Части слова. основа и Окончание слова (4 часа);

  • Части слова. Суффикс (2 часа)

  • разбор слова по составу (5 часов) – практика

  • Сегодняшний урок – первый.

  • Во втором классе мы знакомились: Что такое суффикс? Для чего служит суффикс?


3) Как связан с предыдущим и последующим?

  • 5 урок после знакомства с теорией, последующие уроки будут направлены на формирование умений применять полученные теоретические знания на практике


4) Как были предусмотрены затруднения учащихся и особенности данного класса?

  • Самооценка повышает активность, кто склонен отвлекаться на уроках и зарабатывать бонусы, тем, кто всегда активен

  • Самостоятельная работа – выявляет уровень обученности

  • Если урок в нашем кабинете, то обязательно кто-то работает на доске

  • Индивидуальные карточки

  • Резервный БЛОК применяется на каждом уроке с выходом на обобщающий тест, как контроль (но такой тест мы применяем при открытии нового материала)







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ