Урок русского языка. Тема урока: «Текст. Знакомство с текстом-описанием»
Колегаева О.В. [229-274-391]
 
Тема урока: «Текст. Ознакомление с текстом-описанием.»
Задачи урока: дальнейшее формирование умения отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст; учить определять тему и главную мысль текста; повторить признаки текста; развивать умение определять и различать текст-описание; развивать внимание, память, речь; воспитание уважения, терпеливости при работе с одноклассниками в группе и в паре.
Оборудование: 1) раздаточный материал для работы в парах; 2) изображение кота (мозаика) для работы в группах; 3) надписи типов текста; 4) картинка сказочного героя (Чебурашка).
 
 
Этапы урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Актуализация знаний и умений учащихся на основе повторения изученного о тексте
 
 
 
 
 
 
 
На парте печатный материал для работы в парах.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о текстах, будем учиться распознавать тексты, познакомимся с новым научным термином.
 
-Прочитайте предложения, записанные под № 1.
 
-Можно утверждать, что прочитанные предложения являются текстом?
 
-Почему? Что такое текст?
 
 
 
 
 
 
 
-Прочитайте предложения под № 2.
 
-А в данном случае можем утверждать, что это текст?
 
-Почему?
 
 
 
 
 
-Прочитайте предложенные названия к тексту, выберите подходящее.
 
 
-Какое слово может оказать помощь при выборе названия текста?
 
-Объясните лексическое значение слова.
 
-Как же озаглавили текст?
 
 
 
 
 
 
 
Текст читает вслух один ученик.
 
-Да, можно.
 
 
 
-Группа предложений, связанных по смыслу, объединены одной темой, записаны в строгом порядке.
 
Предложения читает другой ученик.
 
-Нет.
 
 
-Предложения не связаны между собой по смыслу, не выражают общую мысль.
 
Дети работают в парах, обсуждая совместно название текста.
 
-Драчливый.
 
 
 
-Любящий драться.
 
 
-Драчливый землекоп.
 
2.Ознакомление с текстом-описанием. Работа над новым материалом.
Класс делится на группы. В каждой группе не более 5-7 человек. Группы получают изображение кота, разрезанное на несколько частей в виде мозаики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученик читает текст для всего класса.
-Следующий этап работы поможет нам познакомиться с новым научным понятием.
 
-Ребята, вы будете сейчас работать в группе. Слушайте внимательно мнение других ребят.
 
-Соберите картинку.
 
 
-Посмотрите, кто пришел к нам в гости на урок?
 
-Как бы вы хотели назвать его?
 
-А хотите узнать, как на самом деле зовут котика?
 
-Но это не так просто! Нужно быть очень внимательным!
 
-Как же зовут нашего гостя?
 
 
 
 
-Что же нужно поменять, чтобы мы смогли называть кота Пафнутием?
 
-Что говорится в тексте о глазах, какого они цвета?
 
-А у нашего кота?
 
-Сколько нужно будет нарисовать картинок, чтобы описать нашего кота?
 
-Почему?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети работают в группах.
 
-Кот.
 
 
Дети называют клички.
 
-Да, хотим.
 
 
 
 
 
 
Ответы различные (не верный-Пафнутий, верный ответ-описание не нашего кота)
 
-Цвет глаз.
 
 
 
-Зеленые.
 
 
-Желтые.
 
-Одну.
 
 
 
 
-Все видно: кто изображен, какого цвета глаза, шерсть, усы.
3.Вывод учащихся, введение нового понятия.
На доску вывешиваются понятия: описание, рассуждение, повествование.
 
После выбора описания остальные надписи убираются с доски.
-Ребята, прочитайте названия типов текстов, с которыми мы будем с вами знакомиться на уроках русского языка.
 
-Как вы думаете, с каким типом текста мы познакомились сегодня?
 
 
-Конечно, вы правы! Это текст-описание.
 
-А сколько картинок нужно нарисовать для такого текста?
Ученик читает для всего класса.
 
 
 
 
Учащиеся выбирают безошибочно описание.
 
 
 
 
 
-Одну.
4.Первичное закрепление нового материала.
Раздаточный материал у каждого ученика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
После выполненного задания можно провести беседу.
-Теперь вам нужно будет поработать самостоятельно. У каждого из вас есть текст и рисунок к этому тексту.
 
-Прочитайте внимательно и раскрасьте картинку так, как велит текст!
 
 
 
 
 
 
 
 
-Про кого прочитали текст?
 
-А что говорится про него?
 
 
-Какой это текст?
 
-А сколько картинок нарисовано после текста?
 
-Ребята, посмотрите у друг друга рисунки. Верно ли раскрасили ослика?
 
 
 
 
 
 
Дети самостоятельно читают предложенный текст. Далее работают с рисунком, если необходимо перечитывают текст неоднократно.
 
-Про ослика.
 
 
-Какие глаза, ушки, носик и т.д.
 
-Описание.
 
-Одна.
 
 
Дети обсуждают в парах, находят несоответствие рисунка и текста, корректируют свою работу.
 
5.Составление текста-описания.
Работа ведется фронтально. На доске – картинка сказочного героя появляется после отгадывания загадки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поскольку целью урока не является обучение составлению текста-описания, поэтому нужно предложить детям план, по которому они будут рассказывать.
Этот этап можно организовать как устную работу учащихся, так и письменную.
-К нам пришел еще один гость.
 
-Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.
 
-Загадка:
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
А зовется ….
 
-Конечно же вы узнали следующего гостя.
 
-Как вы думаете, почему я повесила картинку, где Чебурашка один? Какой тип текста попробуем составить?
 
 
На доске запись:
1.рост
2.цвет
3.голова и уши
4.глаза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чебурашка.
 
 
 
 
-Будем описывать сказочного героя. Другие изображения не нужны. Будем составлять текст-описание.
 
Дети составляют текст-описание по предложенному плану и записывают в рабочие тетради. Параллельно ведется редактирование предложений, текста.
6.Итог урока.
 
-О чем говорили на уроке?
 
 
-Что нового узнали про тексты?
 
-С каким типом мы познакомились сегодня на уроке?
 
-Понравилось работать с такими текстами?
 
-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке: дружно, внимательно слушали мнения других ребят, следили за ходом урока, были участниками урока, а не просто слушателями. Молодцы! Урок окончен!
-О текстах (другие ответы детей).
 
-Тексты могут быть различных типов.
 
-С описанием.
 
 
 
Дети высказывают свое мнение.
7.Домашнее задание.
Этот этап урока строится в зависимости от уровня подготовленности, обученности класса. Возможны несколько вариантов заданий.
Составить текст-описание ( по предложенной картинке). Этот задание может выполняться фронтально, индивидуально, по группам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ