Урок русского языка. Тема урока: «Текст. Знакомство с текстом-описанием»
Колегаева О.В. [229-274-391]
Тема урока: «Текст. Ознакомление с текстом-описанием.»
Задачи урока: дальнейшее формирование умения отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст; учить определять тему и главную мысль текста; повторить признаки текста; развивать умение определять и различать текст-описание; развивать внимание, память, речь; воспитание уважения, терпеливости при работе с одноклассниками в группе и в паре.
Оборудование: 1) раздаточный материал для работы в парах; 2) изображение кота (мозаика) для работы в группах; 3) надписи типов текста; 4) картинка сказочного героя (Чебурашка).
Этапы урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Актуализация знаний и умений учащихся на основе повторения изученного о тексте
На парте печатный материал для работы в парах.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о текстах, будем учиться распознавать тексты, познакомимся с новым научным термином.
-Прочитайте предложения, записанные под № 1.
-Можно утверждать, что прочитанные предложения являются текстом?
-Почему? Что такое текст?
-Прочитайте предложения под № 2.
-А в данном случае можем утверждать, что это текст?
-Почему?
-Прочитайте предложенные названия к тексту, выберите подходящее.
-Какое слово может оказать помощь при выборе названия текста?
-Объясните лексическое значение слова.
-Как же озаглавили текст?
Текст читает вслух один ученик.
-Да, можно.
-Группа предложений, связанных по смыслу, объединены одной темой, записаны в строгом порядке.
Предложения читает другой ученик.
-Нет.
-Предложения не связаны между собой по смыслу, не выражают общую мысль.
Дети работают в парах, обсуждая совместно название текста.
-Драчливый.
-Любящий драться.
-Драчливый землекоп.
2.Ознакомление с текстом-описанием. Работа над новым материалом.
Класс делится на группы. В каждой группе не более 5-7 человек. Группы получают изображение кота, разрезанное на несколько частей в виде мозаики.
Ученик читает текст для всего класса.
-Следующий этап работы поможет нам познакомиться с новым научным понятием.
-Ребята, вы будете сейчас работать в группе. Слушайте внимательно мнение других ребят.
-Соберите картинку.
-Посмотрите, кто пришел к нам в гости на урок?
-Как бы вы хотели назвать его?
-А хотите узнать, как на самом деле зовут котика?
-Но это не так просто! Нужно быть очень внимательным!
-Как же зовут нашего гостя?
-Что же нужно поменять, чтобы мы смогли называть кота Пафнутием?
-Что говорится в тексте о глазах, какого они цвета?
-А у нашего кота?
-Сколько нужно будет нарисовать картинок, чтобы описать нашего кота?
-Почему?
Дети работают в группах.
-Кот.
Дети называют клички.
-Да, хотим.
Ответы различные (не верный-Пафнутий, верный ответ-описание не нашего кота)
-Цвет глаз.
-Зеленые.
-Желтые.
-Одну.
-Все видно: кто изображен, какого цвета глаза, шерсть, усы.
3.Вывод учащихся, введение нового понятия.
На доску вывешиваются понятия: описание, рассуждение, повествование.
После выбора описания остальные надписи убираются с доски.
-Ребята, прочитайте названия типов текстов, с которыми мы будем с вами знакомиться на уроках русского языка.
-Как вы думаете, с каким типом текста мы познакомились сегодня?
-Конечно, вы правы! Это текст-описание.
-А сколько картинок нужно нарисовать для такого текста?
Ученик читает для всего класса.
Учащиеся выбирают безошибочно описание.
-Одну.
4.Первичное закрепление нового материала.
Раздаточный материал у каждого ученика.
После выполненного задания можно провести беседу.
-Теперь вам нужно будет поработать самостоятельно. У каждого из вас есть текст и рисунок к этому тексту.
-Прочитайте внимательно и раскрасьте картинку так, как велит текст!
-Про кого прочитали текст?
-А что говорится про него?
-Какой это текст?
-А сколько картинок нарисовано после текста?
-Ребята, посмотрите у друг друга рисунки. Верно ли раскрасили ослика?
Дети самостоятельно читают предложенный текст. Далее работают с рисунком, если необходимо перечитывают текст неоднократно.
-Про ослика.
-Какие глаза, ушки, носик и т.д.
-Описание.
-Одна.
Дети обсуждают в парах, находят несоответствие рисунка и текста, корректируют свою работу.
5.Составление текста-описания.
Работа ведется фронтально. На доске – картинка сказочного героя появляется после отгадывания загадки.
Поскольку целью урока не является обучение составлению текста-описания, поэтому нужно предложить детям план, по которому они будут рассказывать.
Этот этап можно организовать как устную работу учащихся, так и письменную.
-К нам пришел еще один гость.
-Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.
-Загадка:
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
А зовется ….
-Конечно же вы узнали следующего гостя.
-Как вы думаете, почему я повесила картинку, где Чебурашка один? Какой тип текста попробуем составить?
На доске запись:
1.рост
2.цвет
3.голова и уши
4.глаза
Чебурашка.
-Будем описывать сказочного героя. Другие изображения не нужны. Будем составлять текст-описание.
Дети составляют текст-описание по предложенному плану и записывают в рабочие тетради. Параллельно ведется редактирование предложений, текста.
6.Итог урока.
-О чем говорили на уроке?
-Что нового узнали про тексты?
-С каким типом мы познакомились сегодня на уроке?
-Понравилось работать с такими текстами?
-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке: дружно, внимательно слушали мнения других ребят, следили за ходом урока, были участниками урока, а не просто слушателями. Молодцы! Урок окончен!
-О текстах (другие ответы детей).
-Тексты могут быть различных типов.
-С описанием.
Дети высказывают свое мнение.
7.Домашнее задание.
Этот этап урока строится в зависимости от уровня подготовленности, обученности класса. Возможны несколько вариантов заданий.
Составить текст-описание ( по предложенной картинке). Этот задание может выполняться фронтально, индивидуально, по группам.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ