Урок русского языка. Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.» 4 Класс

Урок русского языка. 4 класс.



Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.»




Цели и задачи урока:

  • Познакомить с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

  • Научить применять правило правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;

  • Составить алгоритм правописания имен существительных с мягким знаком конце;

  • Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

  • Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения. Умение работать индивидуально и коллективно.



Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, конверты для учащихся.



Тип урока: урок введения нового знания.

ХОД УРОКА.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент:

Прозвенел, друзья, звонок,

Он позвал вас на урок.

А сегодня урок русского языка проведу у вас я, Ефремова Наталья Михайловна.


  1. Обобщение пройденного материала. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним какую часть речи мы изучаем?

Я предлагаю вам проверить свои знания об этой части речи в форме графического диктанта. Я буду читать вам предложения, а вы, если согласны с этим утверждением, то ставите знак «+», если нет, то знак « -».

    • . Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?

    • .Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

    • Имена существительные изменяются по родам.

    • Существительные бывают единственного и множественного числа.

    • У имен существительных в русском языке 4 склонения.

    • Просклонять имя существительное- это значит изменить его по падежам.

    • В русском языке 6 падежей.

САМОПРОВЕРКА ( слайд презентации)

+, +, -, +, -, +, +.

Оцените свою работу.

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- Кто не справился с работой?


3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим расширять свои знания об этой части речи и узнавать новое.

-Прочитайте пословицы, записанные на доске.


- Что общего в этих пословицах?

- Как вы их понимаете?



- Выпишите из них слова, в которых есть мягкий знак.

-Какие слова выписали? Прочитайте их.

- Какую роль играет мягкий знак в этих словах?





- А к какой группе мы отнесем слово речь?

- Какой вопрос у вас возник?


- Давайте пронаблюдаем за этим словом, запишите его транскрипцию ( 1 чел у доски)

- Какой звук мы слышим на конце слова?

- дайте ему характеристику.


- Как называется такой звук?

- есть ли в русском языке еще такие звуки? Назовите.

- Запишите в тетради буквы, которые соответствуют этим звукам.

- А теперь закройте мягкий знак в слове речь и прочитайте слово.

- Что изменилось?


- Нужен ли мягкий знак для того, чтобы обозначить мягкость этого согласного?

- Какой вопрос вы бы задали в этом случае?

- Чтобы ответить на этот вопрос проведем с вами одно исследование

Прочитайте слова: ( на слайде), запишите их в свои тетради.



- Что необычного заметили в написании данных слов?

- На что еще надо обратить внимание?


- Какой вопрос у вас появился?





- Можем ли сразу на него ответить?

- Давайте проверим.

- Как же будем действовать?


- Какое открытие вы сделали?




- Какой вывод можно сформулировать?

- Этот вывод и является темой. Которой посвящен наш урок.

- откройте учебники на странице 4 и прочитайте правило.

- Сравните его с тем выводом, который вы сделали самостоятельно.

- Молодцы, вы сами сумели открыть новое знание.

- А теперь мы можем ответить на вопрос, о роли мягкого знака в словах с шипящим на конце?

- Да, т е указывает на грамматическую форму рода.


- А как же разобраться, когда надо писать мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. А когда нет?

- Давайте составим алгоритм, который поможет нам действовать в таких случаях


4.СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.

Обсуждение и на слайде появляется запись.

  1. Определить часть речи.

  2. Поставить в И.п ед числа.

  3. Определить род имени существительного

  4. Если существительное женского рода, то после шипящих пишем мягкий знак.

  5. Если существительное мужского рода, то после шипящих мягкий знак не пишем

- На что хочу обратить ваше внимание:

У существительных 1 склонения жен рода и сущ 2 склонения ср рода в форме мн числа родительного падежа мягкий знак после шипящих на конце не пишется.

- Пронаблюдаем над словами:

Задача, туча, лужа, пастбище.

- Поставьте их в форме мн числа

_ а теперь в форме родительного падежа:

У вас в конвертах на столе есть эта памятка. Посмотрите ее.


5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- А сейчас с помощью нашего алгоритма выполните задание. Я диктую вам слова, а вы записываете их в тетради, можно разделить на 2 столбика м р и ж р.

2 человека работают около доски.

- Проверьте написанное вами и ребятами около доски ( с помощью мультимедийной установки)

- Составьте предложение со словами товарищ и помощь.

- А какую еще орфограмму надо выделить в этих словах?

6 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Блиц- опрос


С «Ь»

Без «Ь»

КЛЮЧ…


+

ПЕЧ…

+


МОРЖ…


+

ЛУЧ…


+

БАГАЖ…


+

ЁЖ…


+

ГОРЕЧ…

+


ЛОЖ…

+



- Поменяйтесь листочками, проверьте работу своего соседа, поставьте оценку за работу.

- У кого не было ошибок, поднимите руки,

- У кого были ошибки?

- Что надо сделать, чтобы не допускать ошибок в дальнейшей работе?

7

- Тренировочные упражнения: ( резерв)

- У вас в конверте лежит листок, в котором записаны словосочетания. Ваша задача вставить пропущенные буквы, графически объяснить их постановку.

- Положите листочки на край стола .


8 РЕФЛЕКСИЯ.

- Что нового открыли для себя сегодня?

- О какой новой роли мягкого знака мы узнали?

- Где могут пригодиться полученные знания?

9. Д/з №5 стр 12 учебника Правило.

Выставление оценок.














- Мы изучаем имя существительное.





























Выставляют сами себе оценки.




















Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье - свет, а неученье – тьма.


- Они об учебе.

Грамотного человека приятно слушать, приятно с ним говорить.

Кто учиться, тот всегда много знает.

Выписывают слова : тьма, речь, слушать, ученье, неученье.



- В словах тьма, слушать – мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных;

- в словах ученье и неученье- это разделительный мягкий знак.




- Для чего же пишется мягкий знак в этом слове?


Речь- /р* э ч*/


- На конце слова мы слышим звук /ч*/.

/ч*/ - согласный, глухой, всегда мягкий.

- Он называется шипящий.

-Да, /щ*/,/ш/, /ж/,


Запись в тетрадях: ч,щ, ж,ш.




- Ничего, слово произносится так же, как и с мягким знаком.




- Какую же роль он играет?




Записывают в своих тетрадях:

Ночь, ключ, борщ, помощь, ландыш, рожь, мышь.


У одних существительных на конце есть мягкий знак, а у других нет.

- На то, что все слова оканчиваются шипящими.


- Почему на конце у одних существительных пишется мягкий знак, а у других нет?



- Нет.


- Определим род этих имен существительных.

- У сущ женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а у сущ мужского рода мягкий знак после шипящих не пишется.

Формулируют вывод.





- Читает 1 ученик вслух.

- они совпадают.




- Да, он указывает на то, что это существительное женского рода.





- Предложения учащихся:

- Надо составить план действий по «шагам».





























Задачи, тучи, лужи, пастбища.

Много задач, нет туч, луж, много пастбищ.







Дети записывают слова.









- Верный товарищ всегда придет на помощь.

- Правописание парных согласных на конце слова.





- Ребята заполняют таблицу и выполняют взаимопроверку












Дети поднимают руки



- Надо выучить правило

- Надо потренироваться.





Непромокаемый пла…, наступила полно…, скорая помо…, верный товари…, горячий кала…, вкусный бор…, дорогая ве…, лесная глу.., железный обру…, ночная ти…, летучая мы…, спелая ро….


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ