Тема: Правописание падежных безударных окончаний имен существительных

Тема: Правописание падежных безударных окончаний имен существительных.


Цели: обобщение и систематизация изученного материала «Правописание падежных безударных окончаний имен существительных»;

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного

  • закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;

  • отрабатывать умение правильно определять безударные падежные окончания;

  • совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие задачи урока:

        развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

        развивать орфографическую зоркость.

 

Воспитательные задачи урока:

        воспитание познавательного интереса, бережного отношения к птицам,  расширение кругозора учащихся, эстетического отношения к природе.

 

Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

 

Формы работы: фронтальная, парная ,групповая, индивидуальная.

 

Оборудование:

        таблица вопросов, предлогов, и окончаний творительного падежа;

        алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;

        показ слайдов на мультимедийном устройстве;

         карточки с заданием; контрольный вопрос.

Ход урока:

Ι. Орг. момент. Слайд №1

- Ребята, сегодня у нас гости.

- Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. У нас все получится.

ΙΙ. Минуты чистописания.

- Ребята, на уроке русского языка мы учимся не только правильно писать, но и красиво. Слайд №2

-Начнём урок с минутки чистописания.

- Какие способы соединения букв в сочетании оро вы знаете? (верхнее и нижнее)

Показываю на доске.

- Запишите чередуя.

На доске:

Сто сорок и сто сорок двести сорок.

- Прочитайте предложение про себя. Верно ли высказывание?

- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (правильно поставить ударение, сделать в слове «сорок» ударение на второй слог; тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

- Что у нас получится?

- Запишите, обратите внимание на соединение оро. Оцените себя.

ΙΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока. Слайд №3

- Ребята, отгадайте загадку::

Запорошила дорожки,

Разукрасила сережки,

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница … (зима).

- Посмотрите на картину, какая же красавица зима! Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.

На доске: В серебристом и сыром туман…

Светло и пусто на полян…

От зимней стуж… и метел…

Давно уж птицы улетели.

- Прочитайте (один ученик читает вслух)

- Чем мы можем помочь зимующим птицам? (делать для них кормушки, подкармливать их).

- Какие буквы пропущены? Докажите.

- Почему мы проверяли данные окончания?(они безударные)

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударных падежных окончаниях имен существительных) Слайд №4

- Какую задачу мы поставим перед собой (правильно писать безударные падежные окончания?) Слайд №5

- Расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания? Слайд №6

1 шаг - определяем падеж

2 шаг - определяем склонение

3 шаг – или подставляем слово – ключ, или вспоминаем окончание.

IV. Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных. Слайд №7

- Назовите из четверостишия слова 1 склонения (поляна, стужа, птица), 2 склонения (туман), 3склонения (метель). Слайд №8

- Как правильно определять склонение? (обязательно ставить существительное в начальную форму)

- Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам, или изменением по падежам и числам)

- Сколько падежей в русском языке?

- Давайте вспомним падежные вопросы. (показываю рисунок-подсказку, назовите падеж, вопрос, предлоги).

- Изменение по падежам – это постоянный или непостоянный признак существительных?

- Назовите непостоянные признаки сущ. (падеж, число) Слайд №9

- Постоянные признаки? (род, склонение, одушевленность, неодушевленность). Слайд №10

V. Графический диктант

- Давайте проверим. Как мы умеем определять падежи.

- 7 словосочетаний.

1. Заблудился в лесу;

2. Перепрыгнул через лужу;

3. Вышел из ворот;

4. Идет по тропинке;

5. Беспокоились о сыне;

6. Отвечал у доски;

7. Подошли к ели.

- Проверим (Слайд №11)

1

2

3

4

5

6

7

П

В

Р

Д

П

Р

Д


- У кого ошибки? В каком номере?

- Для чего мы провели графический диктант? (Чтобы правильно определять падежи).

- А для чего нужно правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные безударные окончания)


VI. Подготовка к основному этапу. (Словарный диктант)

- Теперь вспомним правописание словарных слов.

- Запишите имена существительные в нужном падеже.

1 медведь – П.п,

2 аллея – Д.п,

3 березка – Р.п,

4 гореть – В.п,

5 деревня – П.п,

6 Москва – Д.п.


- Какое слово вы не записали? Почему? (гореть – глагол, по падежам глаголы не склоняются)

- Проверьте еще раз, выделите окончания.

- Какое слово здесь лишнее? (Москва)

- Почему? (окончание ударное, остальные окончания все безударные)

- Давайте проверим, какие окончания вы написали. Слайд №12

- Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? (правильно определять падеж, склонение, правильно подставлять слово-ключ)

Слайд №13

Вывод: Падежные безударные окончания существительных пишутся так же, как и под ударением.


VIΙΙ.Работа в парах. Распознавание признаков имен существительных.

- Ребята, наши учебники заскучали.

- На стр.133, нашли упр.262 (2 пословицы). Объясните значение.

- Давайте поиграем в «Телефон».

- Запишите выделенные слова.

- Определите к ним номера телефонов из первых двух пословиц.

- Работаем в парах, по таблице.

- Проверим. Слайд №14

- У кого другие номера?

- Очень хорошо поработали в парах.

Вывод: Что мы должны уметь и знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (должны уметь правильно определять падежи, склонение)


Части речи

Число

Род

Склонение

Падежи

Роль в предложении

1 Существительное

1 Единственное

1 Женский

1 – ое

1 Именительный

1 Подлежащее

2 Прилагательное

2 Множественное

2 Мужской

2 - ое

2 Родительный

2 Дополнение



3 Средний

3 - ое

3 Дательный

3 Определение





4 Винительный






5 Творительный






6 Предложный



ΙX . Физкультминутка. Слайд №15


- Ребята, я замерзла, давайте вспомним лето.

X . Групповая работа.

- Ребята, а теперь работаем группами. Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)

- Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)

Прочитайте текст, найдите ошибки. Сверху подписывайте слова-ключи.


Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.


- Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем). Поднимите руки, кто с ними согласен.

- На какую орфограмму эти ошибки?

Вывод: Мы опять работали над правописанием безударных падежных окончаний.

XΙ. Знакомство с новым словом. Слайд №16

- Во что наряжаются деревья зимой?

Серебро. Вывешивается табличка.

- Это новое словарное слово. Запишите, поставьте ударение.

- Где находится непроверяемая безударная гласная? (в первом слоге). Отметьте.

- Что обозначает это слово. Драгоценный металл серовато-белого цвета с блеском.

- Найдите однокоренные слова, отметьте корень.

Серебристый

Серебрить

Засеребрить

Серебряный

- Составьте словосочетания. (Серебряное копытце, цепочка, купить серебро, серебриться инеем, на солнце).

- Слово серебро используется в русском языке и в переносном значении, когда мы говорим о чем-то сверкающем, блестящем.

Открывается картина на слайде. Слайд №17

- Составьте предложения по картине, используя новое словарное слово.

- Одно предложение запишем на доске.(1 ученик работает у доски)

- Назови орфограммы? (серебро - безударная гласная е в первом слоге ).

- Выполните синтаксический разбор. (Деревья опушились серебряным инеем.)

Вывод: Какую букву запоминаем в слове серебро? (букву е в первом слоге)

XΙΙ. Творческая работа. (Работа по картине «Зимний лес») Слайд №18, музыка

- Ребята, я для вас приготовила карточки, зима опять решила над вами пошутить.

- Что не так на ваших карточках? (Пропали все имена существительные).

- Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.


Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!


-Кто закончил? Продолжите.

- Подчеркните безударные падежные окончания

(Два ученика читают).

-В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).

- Подчеркните.


IΙ.Контроль и самопроверка знаний.

- Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.

Всего три вопроса.

1. Укажи ошибку в окончании.

А) на качалке;

Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

А) о доме – П.п

Б) без страха – В.п .

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

А) из тетрад_, о морков_, около березк_;

Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.


- Проверим (ставим + и -).

- У кого нет ошибок?

В каком номере ты ошибся?(завтра опять будем работать над этой же темой, все наши ошибки разберем)


XΙV. Домашнее задание.

  1. Упражнение 263, ответить на вопросы, подготовиться к тесту.

  2. Задание повышенной сложности: по этим вопросам подготовить тест (небольшой)


XV. Итог урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу?

Расскажите по схеме:

- узнал …(новое словарное слово, лучше понял тему, новые пословицы, познакомился с новыми словами корректор)

Сегодня на уроке - научился … (правильно писать окончания, падежи, склонения)

- могу похвалить себя… (писал красиво, без ошибок, отвечал много)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ