Урок по теме "Синонимы". 5-й класс

Урок по теме "Синонимы". 5-й класс

ХОД УРОКА

I. Устный опрос.

- Над каким разделом русского языка мы сейчас работаем? (Мы сейчас работаем над разделом русского языка, который называется «Лексикология»)

- Что такое лексика? (Лексика – это все слова языка)

- Что изучает Лексикология? (Лексикология изучает лексическое значение слова)

- Какое еще значение имеет слово? (Слово еще имеет грамматическое значение)

II. Определите слово по его лексическому значению (один ребенок пишет слова на доске, остальные – самостоятельно в тетрадях).

1) Все слова языка. (Лексика)

2) Небесное тело, вращающееся вокруг солнца и получающее от него свет и тепло. (планета)

3) Струя жидкости, выбрасываемая вверх из трубы или отверстия силой давления. (Фонтан)

4) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)

5) Прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолета или спуска с него груза. (Парашют)

6) Безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для планирующего или парящего полета. (Планёр)

- Проверить написание слов.

Дополнительные вопросы:

- Назвать грамматическое значение слова фонтан. (м.р., ед.ч., И.П.)

- Назвать одно многозначное слово. (Например, фонтан)

- Назвать однозначное слово. (Омонимы)

III. Словарная работа (слова уже написаны на доске).

  • Громада

  • Громоздить

  • Громоздкий

  • Громадный

1) Докажите, что это родственные слова:

  • У этих слов одинаковые корни.

  • У этих слов общее лексическое значение.

2) Выделить корень в этих словах.

3) Каково лексическое значение слова громада? (Куча)

4) Подобрать другие прилагательные, обозначающие признак – «большой размер», записать эти слова в строчку. (Внушительный, огромный, большой, большущий, здоровенный и т.д.)

Слово учителя. Все эти прилагательные обозначают, называют один признак – большой размер, - но разными словами. Это и есть синонимы.

На доске заранее написано:

  • Синонимы

  • Синонимический

В переводе с греческого

  • Син – «одно»

  • Оним – «имя»

IV. Работа с учебником

Чтение правила.

- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же)

- Чем различаются синонимы? (Могут отличаться друг от друга 1) оттенками лексического значения и 2) употреблением в речи)

V. Работа со словарем (устно с помощью учителя)

- Подобрать синонимы к слову украсть. (Словарь синонимов)

Украсть, похитить, своровать уворовать, стащить, утащить, стянуть, утянуть, спереть, упереть, слямзить, стырить, тяпнуть, свистнуть, стибрить, подтибрить, слимонить, сбондить.

- Почему некоторые слова вызывают смех? (Мы привыкли к учебно-научному стилю изложения, а многие слова, приведенные нами, принадлежат к разговорному стилю)

Письменно

- Записать синонимы к слову испугаться. (Словарь синонимов (устрашиться, струхнуть, перетрухнуть, струсить и пр.))

- Определите, в каком стиле какой из синонимов уместен.

- Чем отличаются эти синонимы друг от друга? (Сферой употребления)

VI. Работа с учебником (закрепление материала)

1) Устно упр. 349, упр. 350 - почему вы считаете эти слова синонимами?

2) Письменно упр. 351 (выписать синонимы только к слову мчаться. Кто быстрее и кто больше?)

- Чем различаются в значении эти слова. (Оттенками значений)

- Назовите из этого ряда синонимов первое слово. (Бежать)

- Назовите из этого ряда синонимов последнее слово. (Лететь)

- Можно ли использовать это свойство синонимов для более точного определения?

3) Упр. 352. Спишите, подчеркните синонимы, которые выражают наше отношение к происходящему. (Болтовня, долговязый, очи, обскакать, черепаший)

VII. Выводы.

- Что такое синонимы?

- А зачем понадобилось одно и то же слово называть разными словами (упр. 351,352)? (Чтобы показать оттенки лексического значения)

-А еще для чего? (Для употребления в речи)

(Все это необходимо для того, чтобы выразить свою мысль более точно (упр.351), чтобы выразить свое отношение к предмету или происходящему (упр.352), чтобы избежать повторений (упр.354)).

- Подбор синонимов – это один из способов толкования лексического значения слова. Например, Смелый – это какой? (Храбрый, отважный)

VIII. А все ли слова имеют синонимы?

- Есть ли слова, которые совсем не имеют синонимов? Приведите примеры.

Бабочка
Балет
Планёр           не имеют синонимов
Бакен
Бандероль

- Есть ли слова, которые имеют только один синоним? Приведите примеры.

Бегемот – гиппопотам
Канат – трос                      имеют только один синоним
Карлик – лилипут

- Некоторые слова имеют очень много синонимов. Например: (учащиеся с помощью учителя)

Красный – алый, багряный, бардовый, кровавый, пунцовый, пурпурный, рубиновый, рдяный, румяный, земляничный, вишневый, розовый, малиновый и др.

IX. Запишите синонимы к слову зеленый.

(Изумрудный, малахитовый, болотный, табачный и др.)

- Отгадайте загадку:

- Она красная?
- Нет, черная.
-А почему белая?
- Потому что зеленая!
(Смородина)

- В каком значении здесь употреблено слово зеленая? («Зеленая» в значении неспелая, недозрелая)

Вывод: некоторые слова могут иметь несколько синонимических рядов. Почему? С чем это связано? (Это связано с тем, что в языке есть многозначные слова. В одном значении у него одни синонимы, в другом – другие)

X. Тренировочные упражнения.

- Подберите синонимы к слову в различных его значениях.

Свежий воздух - ? (чистый)

Свежий хлеб - ? (мягкий)

Свежее утро - ? (прохладное)

Темное лицо - ? (загорелое)

Темная ночь - ? (безлунная)

Темная рубашка - ? (черная)

Верный друг- ? (преданный)

Верное решение- ? (правильное)

- Найдите лишнее слово:

  • Огонь, дым, пламя

  • Алфавит, азбука, чистописание

  • Лошадь, конница, кавалерия

  • Бросать, кидать, ловить

  • Ураган, дождь, буря

  • Шалун, тихоня, озорник

- Подберите синонимы из слов-справок к данным на доске словам

Неправильно

 

Неправильный

 

Неправильность

(Слова для справок: Неверность, искажено, неверный, неверно, ошибочность, неточно, неточный, фальшивость, ошибочно, искаженный,ложно)

XI. Проверочная срезовая работа (текст работы см. Приложение 2)

XII. Домашнее задание

Учебник (правило), словарный слова

Упр.354

Индивидуальное задание (стихотворение Г.Сангира «Принцесса и людоед) выучить (2 человека) (текст см. Приложение 1)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ