Роль союзов в предложениях и текстах

Роль союзов в предложениях и текстах.



Цели урока:

*формирование умения определять роль союзов в предложении и тексте,

*формирование умения постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, соединенными сочинительными союзами, и в сложном предложении.

*формирование умения чертить схемы ССП и СПП.


Работа по развитию речи:

*наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.

*использование предложений различных синтаксических конструкций в письменной речи при создании собственных текстов.



Ход урока:

  1. Слово учителя:

Сегодня мы с Вами вновь будем говорить о союзах,но тема сегодняшнего урока пока скрыта для нас, давайте попытаемся самостоятельно ее сформулировать. Вы уже много знаете о союзах. Докажите мне это.


  1. Беседа по теме «Союз « с использованием презентации.

-Что такое союз? (слайд №2)

Учащиеся дают определение союза по учебнику: союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного.

-А какое определение дается слову «союз» в словаре? (учащиеся делают вывод, что данное слово является многозначным) слайд №3.

-Расскажите о простых и составных союзах. (слайд №4)

Простые союзы состоят из одного слова, а состоящие из нескольких слов называются составными.

- На какие 2 большие группы делятся союзы? (слайд №5)

Союзы бывают сочинительные и подчинительные.

-Какие группы сочинительных и подчинительных союзов Вы знаете?

Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные и противительные. А подчинительные союзы на причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные и уступительные.


  1. После беседы, направленной на повторение теоретического материала, учащимся предлагается среди тем, перечисленных на бланке, найти ту, которая может стать заключительным этапом изучения темы «Союз». ( см. приложение).

  2. Число тема урока записываются в тетрадь.


  1. Проверка домашнего задания (учащиеся должны были проанализировать частоту употребления союзов в пределах 1 страницы прозаического текста).

Учащиеся пришли к выводу, что самым часто употребляемым союзом является союз «и».

Учитель сообщает учащимся интересную информацию (с целью удержания интереса, логическое заключение проверки домашнего задания):

Ученые исследовали союз «и» и обнаружили. что:

* союз «и» один из самых древних союзов русского языка;

*слово «и» за тысячелетия своего употребления не изменило своего звучания;

*слово 2и» за тысячелетия не изменило своего значения, было и остается часто употребительным.


  1. Давайте перейдем к исследовательской деятельности на уроке: понаблюдаем за употреблением союзов на уровне предложений из поэтических текстов (учащимся предлагается памятка, см. приложение) и сделаем первые выводы об употреблении союзов, об их роли и функции.

Учащиеся совместно с учителем разбирают предложения и заполняют таблицу:

Роль союзов


соединяет однородные члены предложения

соединяет простые предложения в составе сложносочиненного

соединяет простые предложения в составе сложноподчиненного



  1. Учащиеся делают вывод о роли союзов на уровне предложений и переходят к самостоятельной работе (см. приложение), направленной на закрепление изученного материала, что особо актуально в классах компенсирующего обучения.


  1. Физкультминутка (см. презентацию).


9. Слово учителя:

Мы выяснили роль союза на уровне предложений, а теперь выясним роль союзов на уровне текста.


10.Чтение стихотворения А.Фета с доски и беседа по вопросам:

-Как часто употребляются союзы, их место в тексте, прочитайте текст без союзов, что меняется?

Текст теряет дополнительную смысловую нагрузку, выразительность.

11. Делается вывод, что союз несет дополнительную смысловую нагрузку: противопоставляет части стиха, усиливает выразительность речи.

Союзы часто повторяющиеся придают поэтической речи плавность, помогают передать авторское настроение.


12. Делается обобщающий вывод о многообразии функций союзов.


13.Переход к домашнему заданию: создать свой текст, используя все многообразие союзов и демонстрируя их роль на уровне предложений и на уровне текста ( по картине Юона «Конец зимы. Полдень»).


14.Заключительный этап ( еще раз доказать важность изучаемой темы урока, выстроив взаимосвязь с другим предметом, метапредметность):


-Союзы русского языка-настоящие трудяги. А вот интересно, есть ли союзы в других языках?

Ученица, у которой было индивидуальное домашнее задание-исследование, выступит с сообщением о союзах в английском языке.


15. Заключительное слово учителя и подведение итогов урока самими учениками:(см. приложение).


  1. Домашнее задание: подобрать поэтический текст ( на тему «Зима») и текст-описание (тема «Зима), рассказать о функции союзов в данных текстах.




















Приложение.


Определите тему сегодняшнего урока:

  1. Познакомиться с группами сочинительных и подчинительных союзов.

  2. Научиться разбирать союз как часть речи.

  3. Научиться определять роль союзов.

  4. Научиться использовать предложения разной синтаксической конструкции в устной и письменной речи.









Памятка к выполнению задания.


  1. Прочитай внимательно предложение.

  2. Вставь пропущенные буквы.

  3. Найди грамматическую основу предложения.

  4. Найди союзы, заключи их в овал, подпиши характеристику.




  1. Весе...ий воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В д...леких просеках в бору. (И.Бунин)




  1. Еще в полях беле...т снег,

А воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)




  1. Создатель мой! Сп...сиб... за весну!

Я думал, что она не возвр...тит...ся. (Саша Черный)








ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.


  1. Прочитай предложение.

  2. Найди и подчеркни основы.

  3. Выдели союз и охарактеризуй его.

  4. Начерти схему предложения.





  1. Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит. (С.Есенин)




  1. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою. (А.Плещеев)





  1. Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон — даль голубая видна...

И хочется в поле,

Где сыплет цветами весна. (А. Майков)




Подведи собственные итоги урока.


  1. Что я узнал нового на уроке?


  1. Чему научился на сегодняшнем уроке?


  1. Где, как могу применить новые знания о союзе.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ