Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «В мире звуков С и Ш»



Подгрупповое логопедическое занятие с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопункте. Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «В мире звуков С и Ш».

Задачи: Образовательные: Закрепление и дифференциация моторных образов звуков С и Ш. Дифференциация слуховых образов звуков С и Ш. Формировать навыки слухового анализа. Закрепление звуков в слогах, в словах, в предложениях и во фразовой речи. II.

Коррекционные: Продолжать развивать зрительную память и восприятие. Работать над продолжительностью речевого выдоха и дифференциацией речевого и носового выдоха. Развивать артикуляторную моторику с помощью артикуляционной гимнастики. Работать над развитием фонематического слуха. Развивать общую моторику посредством физкультминутки.

Воспитательные: Воспитывать желание заниматься и произносить звуки правильно. Воспитывать активность на занятии, общительность и внимательность.

Оборудование: Демонстрационный: альбом «Сказка о Веселом язычке»; картина «Замок гласных звуков»; картина «Страна чудес»; предметные картинки на изучаемые звуки; стихи; буквы на листках;

Раздаточный: индивидуальные зеркала по количеству детей; фишки; ватные шарики на ниточках; индивидуальные предметные картинки на изучаемые звуки.

Ход занятия.

Вступительная часть.

Оргмомент. 1. Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин».

Артикуляторная гимнастика. «Сказка о Веселом Язычке» (перед зеркалом, индивидуально). Упражнения: «Лопаточка» (для звука С); «Улыбочка и трубочка» (для губ); «Чищу зубы» (для звука С); «Вкусное варенье» (для звука Ш).

2. Развитие речевого выдоха: дуть на ватный шарик, подвешенный к палочке игра «Веселые качели».

Основная часть. III. Сообщение темы занятий. - Как шумела листва от теплого ветра? (ш-ш-ш-ш-ш). - Как подул холодный ветер? (с-с-с-с-с). - Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

3.Сравнение звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам. - Когда мы произносим звук С, где находится кончик языка (за нижними зубами), какой язычок? (широкий), губы? (губы в улыбке), зубы сближены. Артикуляция звука Ш: язык широкий; кончик языка за верхним резцами; губы округлены слегка; зубы сближены, расстояние 2-3 мм; При произнесении звука С, воздушная струя холодная, а при Ш – теплая (проверяем тыльной стороной руки) .Произношение звуков С и Ш в слогах. - Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними. Подошли звуки С и Ш к Красному замку. Какие в нем живут звуки?.(гласные ). Какие мы знаем гласные звуки? (а, о, у, и, ы, э).

Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звукам. Звук С подружился со звуком А. Что получилось? (слог СА) (аналогичные задания проводятся и с другими звуками). - Гласный звук О подружился вначале со звуком С, а затем – со звуком Ш, и получились слоги … (со, шо). Познакомились слоги: са – ша, су – шу, со – шо. Потом решили поговорить друг с другом: са-са, ша-ша – удивленно с оживлением; су-су! шу-шу! – с восхищением; со-со-со, шо-шо-шо – грустно. Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

4.Произношение звуков С и Ш в словах. - Пошли звуки. С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук Ш просит нас назвать его слова. Дети называют слова со звуком Ш. Потом называют слова со звуком С. Задание усложняется: дети должны найти по заданной позиции звука в их названии.

5.Деление слов на части (слоги). - Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

6. Физкультминутка. - Превращаемся в деревья. Подул теплый ветерок (ш-ш-ш), дети качаются, руки изображают ветки. Подул холодный ветерок (с-с-с-с), деревья качаются потише. IX. Произношение звуков С и Ш в чистоговорках. Словотворчество детей. - Захотелось звукам поселиться вместе с нами. И придумали они чистоговорки – небылицы со словами слон, лиса, душ: «лон-лон-лон — на лопате едет слон»; «са-са-са – на луне сидит лиса»; «уш-уш-уш – слон с лисою съели душ»; Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

7. Развитие фонематического слуха. - Сорока принесла конверт со стихами. А нам нужно отгадать, какой звук чаще всех слышится: «Спит спокойно старый слон Стоя спать, умеет он». Шаловливый наш сынишка, Непослушный шалунишка, Лучше маме помогай, Свои шалости бросай. Со стола стащила киска, Сыр, сметану и сосиски Что же будет есть семья? Слушай, киска, так нельзя.

8. Работа с буквами. Творчество детей. Показ букв С и Ш. - На что похожа буква С – луна, рога, свернувшийся червяк…; Ш – грабли, расческа… Придумывание слов со звуками С и Ш. слон, слива, стол, стул, шкаф, шуба… Заключительная часть.

9.Итог занятия. - А теперь посчитаем, кто больше всех собрал фишек, тот у нас победитель. Спасибо, ребята, вы мне очень порадовали своими ответами, мне было очень приятно с вами работать.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ