Урок русского языка в 1 классе по теме: "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень"
Технологическая карта урока.
Дата проведения :25.04.2012г.
Учитель: Ревченко Маргарита Владимировна
МБОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка №27»
Учебный предмет
Русский язык
Класс
1
Тип урока
Закрепление
Технология построения урока
Проблемно-диалогическая
Тема урока
Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.
Цель урока
-создание условий для развития умений находить корень слова, развитие умения обозначать буквами безударные гласные звуки в словах, подбирать и группировать однокоренные слова
-создание условий для формирования УУД обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных
Основные термины, понятия
Корень слова, однокоренные слова.
Формы работы
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и инструментарий
Компьютер, телевизор, карточки с заданиями, презентация к уроку
Планируемый результат
Предметные умения
Метапредметные умения
Учебно-языковые умения:
-находить корень в группе однокоренных слов
Интеллектуально-речевые умения:
-правильно списывать слова, предложения; - проверять написанное, сравнивая с образцом
Познавательные УУД:
- выявлять сущность, особенности объектов;
-на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
-ориентироваться на развороте учебника;
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
ЛичностныеУУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала
-определять правила работы в группах, в парах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
Регулятивные УУД:
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
-прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные УУД:
-умение работать в паре, группе;
-умение слушать и понимать речь других;
-умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
-умение оформлять свои мысли в устной форме.
Духовно- нравственное развитие и воспитание:
-формирование экологической культуры и бережного отношения к природе
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Мотивирование к учебной деятельности.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок,
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнемся вместе с вами,
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
-Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а где мы окажемся, узнаете, отгадав загадку:
Кругом вода, а с питьем - беда.
Кто знает, где это бывает?
Удивителен морской мир, в котором обитают как микроскопические, невидимые невооруженным глазом планктоны, так и огромные киты, которые питаются этим планктоном. Нам нужно беречь и охранять этот мир.
Отгадайте, кто отправится вместе с нами:
Дочь царя морей Тритона
Не сидит, скучая, дома.
Только ей на дне морском
Каждый уголок знаком.
Кто написал сказку о Русалочке?
Учащиеся настраиваются на урок.
Учащиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы.
1)Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2)Формирование умения извлекать информацию из текста.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Прежде, чем отправиться с Русалочкой и ее друзьями в путешествие, откройте тетрадь, напишите сегодняшнее число и классная работа.
-Повторим написание любимых букв Принцессы Русалочки: П и Р.
-Что общего в написании этих букв, чем отличаются?
-Подарите Русалочке самую красивую букву –обведите ее в кружок.
-Оцените свою работу на оценочных линеечках по правильности и аккуратности.
- Какие правила нужно помнить, чтобы без ошибок написать предложение: Плавает Русалочка в море?
-Какие слова напишете с большой буквы?
-Почему?
- Какое правило встречается в имени Русалочка?
Запись под диктовку, проверка со слайда.
-Что мы сейчас делали, чему учились?
Учащиеся записывают в тетрадях число. Классная работа.
Учащиеся называют общие элементы, пишут буквы.
Дети находят лучшую букву, обводят ее.
Оценивают свою работу на оценочных линеечках.
Учащиеся повторяют правила написания большой буквы в начале предложения и в именах, буквосочетания ЧК , записывают и проверяют предложение.
1)Формирование умения выявлять сущность и особенности объекта
2)Осуществление познавательной и личностной рефлексии.
3) Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
4)Формирование умения осуществлять самоконтроль
Построение проекта выхода из затруднения.
-Вот и Русалочка очень хотела выучить язык людей, для этого она отправилась на занятия к ученой рыбке.
-Вот что увидела Русалочка на доске: мор___, мор__ _, мор___.
-Как вы думаете, чему Русалочку хочет научить рыбка? Давайте поможем рыбке. Что для этого нам нужно повторить на уроке? Над какой темой будем работать?
План:
-Нахождение однокоренных слов
-Выделение корня
-Подбор однокоренных слов.
Дети высказывают предположения, строят план урока, формулируют тему и цель.
Прогнозирование предстоящей работы
Реализация построенного проекта
Работа в парах: подобрать однокоренные слова с этим корнем, выделить корень. Проверка.
-Проверьте, как эту работу выполнила Русалочка.
Морская, море, моряк, морковь.
-В каком слове в корне гласный звук ударный?
-Почему в других словах пишется буква О, хотя слышим звук А?
Учащиеся придумывают и записывают однокоренные слова, выделяют корень.
Учащиеся находят ошибку, доказывают, что слово морковь не является однокоренным.
1) Обобщение и классификация по признакам
2)Выявление сущности и особенностей объектов
3)Определение правил работы в парах
4) Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
5)Формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
Физминутка
-Чтобы отдохнуть, Русалочка решила прогуляться и поиграть с друзьями, давайте и мы отдохнем.
Дети под музыку делают движения.
Словарная работа
Русалочка очень любит морковку за вкус и пользу, напишем это слово, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.
-Можно ли проверить написание безударной гласной? Как ее можно запомнить? Какая еще орфограмма встречается в этом слове?
-Узнаем, что еще любит Русалочка.
-Откройте учебник на стр.40-41.
- Посмотрите, с написанием каких слов решили познакомить своих учеников Карандаш и Указка?
-А мы поможем Русалочке запомнить слово картофель. Как запомним безударную непроверяемую гласную?
-Какое слово предлагает записать обезьянка?
-Запишем слово кокос.
Учащиеся записывают слова в тетради: Морковь, картофель, кокос.
1)развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2)ориентироваться на развороте учебника
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
-Русалочке нужно выполнить задание рыбки: найти лишнее слово. Помогите ей.
Работа в группах: найти лишнее слово в группе однокоренных, зачеркнуть его, в остальных словах - выделить корень. Слова для групп: вода, водичка, водитель, водный; Песок, песочный, песик, песочек; Смешить, рассмешить, смешной, мешок; Гора, горка, горевать, горный; Боль, большой, больница, больной. Лиса, лист, лисенок, лисичка.
- Рыбка прочитала Русалочке сказки о животных, о каких, узнаете, отгадав загадку:
-Посмотрите-ка, какая-вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.
-Рассмотрите иллюстрацию вверху стр.41. Кто изображен?
- О ком будем читать? О чем этот текст? Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Самостоятельная работа.
-Какие слова вы выписали? Докажите, что они являются однокоренными.
Учащиеся работают в группе: находят слово, которое не является однокоренным.
Дети отгадывают загадку.
Учащиеся читают задание, отвечают на вопросы, Самостоятельно выписывают однокоренные слова,проверяют, доказывают, что они являются однокоренными.
1) Обобщение и классификация по признакам
2)формирование умения работать в паре, группе;
3)определять правила работы в группах
4) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
5) ориентироваться на развороте учебника
6) осуществлять самоконтроль
7) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
8)умение оформлять свои мысли в устной форме.
Рефлексия. Итог урока.
- Что мы сейчас делали?
- Что знаете о корне слова?
-Удалось ли нам выполнить то, что планировали в начале урока?
-Русалочка благодарит вас за помощь. И дарит свою песню. Оцените свою работу на уроке, прикрепите ракушку на нужную ступеньку.
Было интересно
Я узнал
Я хорошо работал
Было трудно
Дети отвечают на вопросы,
Оценивают свою работу на уроке.
1)формирование умение оформлять свои мысли в устной форме.
2)осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ