Кружок «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШИК»

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа интернат №18 среднего (полного) общего

образования открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ___________ В.А. Найверт «____»_________ 2014 года




ПРИНЯТО Решение Педагогического совета

Протокол № года










Кружок

«ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШИК»


программа внеурочной деятельности

для детей младшего школьного возраста




(срок реализации – 4 года)







СОСТАВИТЕЛЬ

Середина Валентина Геннадьевна

учитель изобразительного искусства и черчения





г. Барабинск,

2014

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандашик» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.

Программа разработана на основании документов:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

3. Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

5. Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

6. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Направленность программы «Волшебный карандашик» – общекультурная.

В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Волшебный карандашик» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новизна программы

Состоит в том, что в процессе работы по данной программе учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, о красоте природы и человеческих чувств. А так же знакомятся с творчеством наиболее выдающихся мастеров изобразительного искусства, посещают, как музеи родного края, так и совершают заочные путешествия по музеям России и мира.

Актуальность

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Психолого-педагогические принципы

1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств изобразительных – живопись графика скульптура конструктивных – архитектура дизайн различных видов декоративно – прикладного искусства. Эти виды помогают понять роль искусства в жизни человека – в организации среды, в которой мы живём в организации форм общения между людьми своего отношения к окружающей реальности своего представления о прекрасном и безобразном.

2. Принцип от жизни через искусство к жизни. Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей примеров из окружающей действительности по каждой теме. Конечная цель – духовное развитие личности.

3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. При этом всякое изучаемое явление в искусстве и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком полном и наглядном своём проявлении.

4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность учащегося и деятельность по восприятию искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работ происходит формирование образного художественного мышления детей.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Всё это можно постичь через собственные переживания – переживание художественного образа. На этой основе происходит развитие чувств и эмоционально – ценностных критериев жизни.

6.Развитие художественно – образного мышления ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам и образцам. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

- наблюдательности;

- фантазии.


Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.


Рабочая программа «Волшебный карандашик» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.


Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 


Ценностные ориентиры содержания

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Возраст детей

Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс (7 - 10 лет), увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Продолжительность реализации программы

Представленная программа организации работы кружка «Волшебный карандашик» реализуется в течение четырех лет: в 1, 2, 3, 4 классах начальной школы.

Программа предусматривает работу кружка: 1 час в неделю, 33 учебные недели в 1-м классе, 34 часа - во 2 - 4 классах. Всего на организацию кружка «Волшебный карандашик» в начальной школе отводится 135 часов.


Формы и режим занятий


Групповые (творческие мастерские).
Индивидуальные (самостоятельная работа).
Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.


Формы подведения итогов реализации программы – диагностика, тестирование, участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с приглашением родителей, детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.























2. Тематическое планирование

1 – год обучения



п/п


Тема занятия

Количество часов

Теоретическая работа

Практическая работа


Живопись – 9 часов



1

«Чем и как рисуют художники».

0,5

0,5

2

«Три волшебных цвета».

0,5

0,5

3

«Радуга-дуга – все цвета собрала».


1

4

«Мои веселые ладошки».


1

5

«Бусинки для теплого солнышка».

0,5

0,5

6

«Холодный дождик».

0,5

0,5

7

«Небесные переливы».

0,5

0,5

8

«Золотая осень».

0,5

0,5

9

«Капелька за капелькой».


1


Графика -9 часов



10

Ее величество линия.

0,5

0,5

11

Как нарисовать любой предмет.

0,5

0,5

12

Близко и далеко.

0,5

0,5

13

Царство деревьев.

0,5

0,5

14. 15

«Цветы и травы».


2

16

Я рисую дом.

0,5

0,5

17. 18

Дорога, идущая в даль.

0,5

1,5


Скульптура - 4 часа



19

«Корзинка с фруктами».

0,5

0,5

20

«Овощи».

0,5

0,5

21. 22

«Моё любимое животное».


2


Аппликация - 4часа



23

«Осенний листопад».

0,5

0,5

24

«Фантастический пейзаж».

0,5

0,5

25

«Овощи и фрукты».


1

26

«Букет для мамы».


1


Бумажная пластика - 3часа



27

«Изображение уголка парка».

0,5

1

28

«Цветы».

0,5

1

29

"Детская площадка".


1


Работа с природным материалом -3 часа



30

«Букашки – таракашки»

0,5

0,5

31

"Чудо - бабочки"

0,5

0,5

32

"Уголок природы"


1


Организация и обсуждение

выставки детских работ -1 час



33

Выставка детских работ.


1

Итого: 33 часа


Содержание изучаемого курса


1. Живопись

(10 часов)

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.

2. Графика 

(8 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.

3. Скульптура 

(4 часа)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.

4. Аппликация

(4 часа)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).
Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков

5. Бумажная пластика 

(3часа)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность «Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»

6. Работа с природным материалом 

(3 часа)

В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

(1 час)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.


Ожидаемые результаты освоения программы

В результате изучения курса «Волшебный карандашик» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандашик»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные УУД:

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;

- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Тематическое планирование

2- год обучения


п/п


Тема занятия

Количество часов

Теоретическая работа

Практическая работа


Живопись – 11 часов



1. 2

«Золотая осень»

0,5

1,5

3. 4

«Радуга и праздник красок».

0,5

1,5

5. 6

«Цветы и бабочки», «Подводный мир».

0,5

1,5

7

Выполнение упражнений с изменением цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской).

0,5

0,5

8.9

«Мы – строили. Домики»


2

10

«Состояние природы».

0,5

0,5

11

"Живая капля".

0,5

0,5


Графика -10 часов



12

Линия – основа языка рисунка.

0,5

0,5

13

В мире животных.

0,5

0,5

14,15

Натюрморт.

0,5

1,5

16,17

«Могучий лес».

0,5

1,5

18, 19

«Ветер» и «Море».

0,5

1,5

20. 21

«Портрет человека».

0,5

1,5


Скульптура -3часа



22

«Лепка листьев».

0,5

0,5

23

«Ваза для цветов».


1

24

«Мой сказочный герой».

0,5

0,5


Аппликация - 4часа



25

«Весенние настроение».

0,5

0,5

26

«Бабочка красавица».

0,5

0,5

27

«Овощи и фрукты».


1

28

«Букет для мамы».


1


Бумажная пластика - 3часа



29

«Силуэт».

0,5

0,5

30

«Мир на ладони».


1

31

«Лесная поляна».

0,5

0,5


Работа с природным материалом -2часа



32

Композиция: «Домик в лесу»


1

33

«Уголков природы».


1


Организация и обсуждение

выставки детских работ -1 час



34

Выставка детских работ


1

Итого: 34 часа


Содержание изучаемого курса

1. Живопись

(11 часов)

Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, сказочных персонажей. Экскурсия в музей.

2. Графика 

(10 часов)

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

3. Скульптура 
(3 часа)

Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз).

4. Аппликация

(4 часа)

Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»

5. Бумажная пластика 

(3 часа)

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок; проектная деятельность «Силуэтное вырезание»

6. Работа с природным материалом 

(2 часа)

Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 
(1 час)

При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.


Ожидаемые результаты освоения программы


В результате изучения курса «Волшебный карандашик» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандашик»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Личностные УУД:

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;

- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).













Тематическое планирование

3- год обучения


п/п


Тема занятия


Количество часов

Теоретическая работа

Практическая работа


Живопись – 11 часов



1. 2

«Осенний листопад»

0,5

1,5

3

«Грустный дождик».

0,5

0,5

4

«Золотая рыбка».

0,5

0,5

5

«Волшебная птица весны».

0,5

0,5

6

«Веселый поезд»

0,5

0,5

7.8

«Волшебный сад».

0,5

1,5

9.10

«Портрет снегурочки».

0,5

1,5

11

«Зимний лес»

0,5

0,5


Графика -10 часов



12

Точка. Линия. Пятно.

0,5

0,5

13

«Цветы и травы».

0,5

0,5

14. 15

Натюрморт из предметов быта.

0,5

1,5

16. 17

«Могучий лес».

0,5

1,5

18. 19

«Подводный мир».

0,5

1,5

20. 21

«Портрет человека».

0,5

1,5


Скульптура -3часа



22

Урок-игра: «Как накормить ослика».

0,5

0,5

23

«Сад динозавриков».

0,5

0,5

24

«Мишка очень любит мед».


1


Аппликация - 4часа



25

«Лоскутная радуга».


1

26

«Ваза с цветами».


1

27

«Грустное и веселое».


1

28

«Подарок маме».


1


Бумажная пластика - 3часа



29

«Смешные человечки».


1

30

«Превращение прямоугольника в цилиндр».


1

31

«Перышки для сказочной птицы».


1


Работа с природным материалом -2часа



32

«Орнамент в круге».


1

33

«Корзина с цветами».


1


Организация и обсуждение

выставки детских работ -1 час



34

Выставка детских работ


1

Итого: 34 часа



Содержание изучаемого курса


1. Живопись

(11 часов)

Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

2. Графика 

(10 часов)

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью.

3. Скульптура 

(4 часа)

Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.

4. Аппликация

(4 часа)

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.

5. Бумажная пластика 
(2 часа)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).

6. Работа с природным материалом 

(2 часа)

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

(1 час)

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.


Ожидаемые результаты освоения программы


В результате изучения курса «Волшебный карандашик» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандашик»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Личностные УУД:

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;

- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).






Тематическое планирование

4- год обучения


п/п


Тема занятия


Количество часов

Теоретическая работа

Практическая работа


Живопись – 12 часов



1

Осенний натюрморт.

0,5

0,5

2. 3

«Деревья».

0,5

1,5

4

Зарисовка растений с натуры в цвете.

0,5

0,5

5

Небо в искусстве.

0,5

0,5

6.7

«Зимние забавы».

0,5

1,5

8

«Отражение в воде».

0,5

0,5

9. 10

«Улицы моего города».

0,5

1,5

11. 12

« Цветы и травы весны».

0,5

1,5


Графика - 11 часов



13

«Листья и веточки».

0,5

0,5

14. 15

«Осенние листья».

0,5

1,5

16. 17

«Натюрморт».

0,5

1,5

18. 19

«Терема».

0,5

1,5

20. 21

«Город».

0,5

1,5

22. 23

«Портрет человека».

0,5

1,5


Скульптура - 4 часа



24

Город крепость.

0,5

0,5

25

Любимые животные.


1

26. 27

«Герои борцы и защитники».

0,5

1,5


Аппликация - 4часа



28. 29

«Букет».


2

30. 31

«Открытка – поздравление к 8 марта.


2


Бумажная пластика – 1 часа



32

«Древний город и его жители».


1


Работа с природным материалом -1 часа



33

«Флористика».


1


Организация и обсуждение

выставки детских работ -1 час



34

Выставка детских работ


1

Итого: 34 часа


Содержание изучаемого курса

1. Живопись

(12 часов)

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

2. Графика 

(11 часов)

Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача - рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3. Скульптура 

(4 часа)

Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

(4 часа)

Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом
аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных
листьев.




5. Бумажная пластика 

(1 час)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

6. Работа с природным материалом 

(1 час)

Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

(1 час)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.


Ожидаемые результаты освоения программы


В результате изучения курса «Волшебный карандашик» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандашик»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Личностные УУД:

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;

- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).




3. Материально-техническое обеспечение программы


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

1

2

Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.

1

3

  1. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.

1

4

Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

1

5

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 –4классов /Е.И. . Коротеева– М., 2003.

1

6

Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., 2007. – (Библиотека учителя)

1

2. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

3. Экранно-звуковые пособия

1

Интерактивная доска

1

4. Оборудование кабинета


Плакаты демонстрационные


1

Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном.

1

2

Организация рабочего места при работе с пластилином.

1

3

Организация рабочего места при работе с природными материалами.

1

4

Организация рабочего места при работе с текстилем

1

5

Организация рабочего места при работе с набором деталей «конструктор»

1

6

Организация рабочего места при работе с пластиком и пенопластом.

1

7

Техника безопасности при работе с ножницами.

1

8

Деление листа бумаги на части.

1

9

Формообразование бумажных деталей.

1

10

Приёмы наклеивания бумажных деталей.

1

11

Деление круга на части.

1

12

Разметка деталей.

1

13

Разметка деталей копированием.

1

14

Разметка деталей по линейке.

1

15

Разметка деталей по угольнику.

1

16

Линии чертежа.

1

17

Чертеж, эскиз, рисунок.

1

18

Разметка деталей с помощью циркуля.

1

19

Разметка объёмных деталей. Развёртка.

1

20

Технология изготовления изделия

1

21

Технологический проект

1

22

Информационный проект.

1

23

Анализ образца изделия.

1

5. Оборудование кабинета

1

Ученические столы одноместные с комплектом стульев

25

2

Стол учительский с тумбой.

1

3

Шкафы для хранения дидактических материалов.

2

4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

2


4. Методическое обеспечение программы

Инструкции по технике безопасности, разработки занятий, шаблоны, диагностические карты, кроссворды, викторины.

5. Список литературы

Литература, используемая учителем:

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.

  2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.

  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.

  4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.

  5. Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.

  6. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

  7. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

  8. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.

  9. Коротеева Е.И. Озорные подружки - нитки: аппликация из ниток /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

  10. Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.

  11. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)

  12. Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.

  13. Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. – М., 1981,1985.

  14. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».

  15. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

  16. И. П. Волков. Художественная студия в школе.

  17. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

  18. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006

  19. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод: Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

  20. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

  21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

  22. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

  23. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.

  24. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

  25. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

  26. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

Интернет-ресурсы

  1. http://school2100.ru

  2. http://festival.1september.ru

Литература, используемая обучающимися:

1. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

2. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009.

3. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

4. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

5. Изобразительное искусство 5-8 класс в 4 томах. // Титул. Обнинск, 1996 г.

6. Комарова Т.С. Рисование. //АСТ. М., 1998 г.

7. Рисуем 50… . Серия книг. Попурри. Минск. 2000 г.

8. Учимся рисовать. Серия книг. Харвест. Минск, 2003 г.

9. Энциклопедия для детей. Искусство. // Аванта+, 1998 г.

10. Энциклопедический словарь юного художника. // Педагогика, 1983г.

11. Юному художнику. Книга для чтения. //Изд. Академии художеств, 1962 г.















Диагностика

Незавершенные фигуры


Инструкция:

Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

Рис.1. Незавершенные фигуры.

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.


Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.


Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.


Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.












Рис.1. Незавершенные фигуры.




ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Вариант № 1.

Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)

Каждому ребенку даю стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду).

Это могут быть капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»

Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.

Уровень развития Способностей 6 лет 8 лет 10 лет

Высокий 5 и более 8 и более 9 и более тем

Средний 3-4 6-7 6-8

Низкий 1-2 1-5 1-5

Вариант № 2

На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.

Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.

Время выполнения задания индивидуально для каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.

Вариант № 3

Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.

Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:

1. Сказать, что изображено на картинке,

2. Задать любые вопросы.

За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.

Творчески мыслящий ребенок:

предлагает несколько версий изображений на картинке;

ставит вопросы непосредственно по рисунку;

задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;

выстраивает предположения по рисунку;

сочиняет оригинальную, необычную историю;

быстро выполняет задания.

По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.
























Контрольный лист «Юный художник».


Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.


Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.

Нарисуйте красками букет осенних цветов.

Как надо располагать его на листе?

С чего целесообразно начинать этот рисунок?

Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.

В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.


Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?


Уровни выполнения задания


Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.


Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.


Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.








Диагностика

Экзамен художника Тюбика

Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику.

Ответьте на вопросы*. Правильный ответ — 1 балл.


1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?

2. Как называется картина, на которой изображается

природа?

3. Какой жанр называется «мертвая натура»?

4. Изображение лица человека называется жанром...

5. Изображение животных называется жанром...

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку








Экзамен художника Тюбика

Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам хорошо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как называется комната, где работает художник.


10. Последняя буква в алфавите.





Экзамен художника Тюбика

Отгадайте ребус и вы узнаете, чем рисует художник.












ПОМОГИТЕ ЦВЕТАНЕ


Злая волшебница Чернильда похитила принцессу Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок.






Экзамен художника Тюбика







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ