Урок русского языка во 2 классе "Способы проверки орфограмм слабых позиций у слов-признаков"

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Способы проверки орфограмм слабых позиций у слов-признаков.

Цель:

  1. Подвести учащихся к осознанию того, что слова-признаки изменяются по родам.

  2. Выявить, что род слов-признаков определяется по роду слов-названий, с которым оно связано по смыслу.

  3. Применять известные способы проверки орфограмм слабых позиций;

  4. Закреплять знания о слова-предметах.

  5. Способствовать развитию мышления, наблюдательности, коммуникативных навыков

  6. Содействовать воспитанию интереса к учебе.

1.Орг. момент. 2 мин.

Психологический настрой к уроку.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


- Ребята, на доске написаны числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к 10. Но для этого необходимо поработать. Я желаю вам удачи, чтобы каждый остался доволен соей работой.

-Для начала отразите своё настроение на оценочном листе.


2. Целеполагание. 3 мин.


- Чему учимся на уроках русского языка? (изменять слова- предметы, слова-действия)

- А для чего нам это нужно?( чтобы быть грамотными, не допускать ошибки, проверять слова)

-Как на схеме обозначаем слова-предметы?

- Какие формы изменения слов-предметов вы знаете? (формы числа, рода, падежа-вывесить на доску). А слов-действий? (формы лица, времени)

- Мы уже все слова названия можем изменять? (Нет)

-Какую цель поставим на урок?

(будем учиться изменять слова- признаки)

3. Постановка учебной задачи.3 мин.

Актуализация знаний.



Да, нам предстоит разобраться в следующем: (слайд) Знаю.

Хочу узнать.

Узнал.

1.- Что мы знаем о словах, обозначающих признаки предметов?

На схеме обозначаются тремя линиями (слайд),отвечают на вопросы какой, какая и т.д., в высказывании мы подчёркиваем волнистой линией.

2.- Что мы хотим узнать?

Как изменяются такие слова?

Хорошо. - Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:

  • Белый, снежная, морозное, снежный, белое, морозная, белая, снежное, морозный.

- Что интересного заметили? Это слова, обозначающие признаки предметов. Докажите. А ещё?

4. Групповая работа. 8 мин.


- Я вам предлагаю разделить эти слова на группы и подписать эти группы. Выполнить это задание в четвёрках. Но не забывайте о правилах совместной работы.

1.Договориться, кто что будет делать.

2. Выслушать мнение всех участников.

3.Не спорить зря, а доказывать и объяснять.

4. Стараться понять друг друга.

5. Выбрать представителя.


Уважайте друг друга. (Дети выполняют)

1 группа

2 группа

3 группа

белый

белая

белое

снежный

снежная

снежное

морозный

морозная

морозное



белый

снежный

морозный

белая

снежная

морозная

белое

снежное

морозное




5. Формулировка проблемы. 2 мин.

- А теперь внимательно посмотрите и сравните слова-признаки в каждом столбике.

- Что заметили? Ответы детей.

- Как вы думаете, почему изменяются слова? Как можно назвать такое изменение?(изменение по родам)

Вывод: слова, обозначающие признаки предметов изменяются по родам.(вывешиваю табличку на доску)

6. Открытие учащимися новых знаний. 1 мин.

- А как можно определить род слов, обозначающих признак предмета?

Ответы детей:

Вывод: род слова-признака можно определить по роду слова-предмета, к которому оно относится. Не зря говорят : признак предмета

VII. Закрепление.

- Как определить род имён прилагательных?


1. Упражнение «Верно +, неверно - ». (Дети работу выполняют на карточке в паре.)

белая берёза - ж.р. +

солнечный зайчик - ж.р. –

яркое солнце - с.р. +

морозное утро - ж.р. –

холодный ветер - м.р. +

сильная буря - ж.р. +

хитрая лиса - с.р. –

высокий дом - м.р. +

хорошее здоровье - м.р. –

Проверка (на доске) : + - + - + + - + -



Физминутка (слушайте внимательно слова) 2 мин.

Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам,
Оранжевые песни,
Оранжево поют.

-Какое слово часто повторялось?

-Что происходит со словом оранжевый? (оно изменялось)

-Ребят, наши постоянные герои Маша и Алёша не знают, как определять род слов-признаков. Поможем им? Я вам предлагаю опять выполнить эту работу в группах.

7. Групповая работа. 4 мин.

- Напишите над словом оранжевый , какого оно рода.


оранжевое небо

оранжевая зелень

оранжевый верблюд

оранжевые песни



Проверка. – Объясните. Какая проблема возникла?

Вывод: слова-признаки изменяются по числам. (вывешиваю на доску)


8. Игра. 2 мин.

- Давайте поиграем в игру «Дополни признак»

буду называть слово- предмет, а вы- признак этого предмета.


Ребёнок, снег, дети, линейка, облако.

А теперь немного изменится задание.


Если услышите слово-предмет- руки на пояс и топаете, а если признак- руки вверх- и хлопаете.

Небо, сиреневый, звезда, книга, талантливый, спортсмен, снежная.

-Молодцы. Вы теперь легко справитесь со следующим заданием. Это игра «Соединяй-ка»

9. Парная работа. 5 мин.
-Это очень интересное задание. Нужно попробовать соединить стрелкой подходящие по смыслу слова первого и второго столбиков. Работать будете в парах.(Одна пара у доски)

друзья большой

слон верные

задача глубокое

озеро трудная


-Оцените свою работу на листочке по вертикальной шкале. Первый вариант выбирает левый столбик и оценивает, как справился с заданием. А второй вариант-правый.

- Поднимите руки, для кого это задание было сложным?

- Что мы пожелаем этим ребятам?

-Ребята, как называют человека, который пишет стихи? – Поэт.

Хотите попробовать написать стихотворение?

10. Работа в паре (тексты у детей на каждой парте). 5 мин.




Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ______________,
Катка __________________ лед,
______________ небо _____________,
Снежинок хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.


Одна пара у доски. Проверим, какое стихотворение получилось.


8. Итог урока. 3 мин.


-Чему учились на уроке? (изменять слова-признаки)

-Вернёмся к тому, с чего начали. Знаю.

Хочу узнать.

Узнал.

-Что же мы узнали?

-Как вы думаете, мы все изменения обнаружили или ещё есть?

- Какую цель поставим наследующий урок?

-В заключение хочется, чтобы вы отметили нужное утверждение на оценочном листе………………………….цвета.(слайд)






На уроке я работал активно.


да\ нет

Моё настроение стало лучше.


да\ нет

Материал урока мне был понятен.


да\ нет

Своей работой на уроке я доволен.


да\ нет

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



-Оцените свою работу в баллах. Обведите нужную цифру.

-Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке? Я тоже довольна вами.




Дома вам нужно будет выбрать задание. 1 вариант легче, а второй- сложнее. Делать работу в карточке.


1 вариант.

Вставить подходящие слова- признаки.

Пришла________________ зима. Стоят______________ морозы. Земля покрылась ______________снегом. Стоит ___________ лес.________ мороз сковал воду на реке.


2 вариант.

Выпишите слово- предмет вместе со словом- признаком.

Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты ледяным ковром. Январский лес спит под тёплой шубой.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ